12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Митюшникова247
Россия, Комсомольск-на-Амуре
4

Семья. Семейные ценности.



Внеклассное мероприятие, посвящённое году семьи в России для 4 класса.

Тема: Семья. Семейные ценности.

Предмет: Внеклассное мероприятие, урок.

Цели: Формирование образовательных компетенций учащихся через доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое  близкое, что  есть у человека.

Задачи:

Предметные:

- Раскрыть и конкретизировать понятие «семья», «дружная семья», «семейные ценности». Показать, как традиционные религии России относятся к семье, подвести учащихся к выводу, что семейные ценности различных религиозных культур совпадают. Выявить особенности семьи, обратить внимание на характерные особенности этого института.

Метапредметные:

-Развивать умения работать с информацией (сбор, систематизация, использование), сравнивать, анализировать текст, выделять существенное, способствовать развитию коммуникативных качеств.  Формировать уважительное отношение к родителям, окружающим, способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности, способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье. Формировать умение взаимодействия в статичных группах.

Личностные:

– Воспитывать любовь и уважение к своей семье. Воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру. Формирование у учащихся стремления помогать семье во всем; пробуждение в ребенке чувства ответственности и заботы за семью.

 Методы:

Компьютерного обучения,

Развивающего обучения

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Примечение (Планируемые результаты

1.

Организационный

Цели: сознание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность

Здравствуйте! Мы рады приветствовать гостей в нашей Дружной семейке 4 «И» класса. (1 слайд)

Но для начала каждая группа давайте возьмется  за руки и поприветствуем друг друга словами:

Доброе утро хорошие люди!

Сердечно приветствую Вас!. (2 слайд)

Давайте улыбнемся новому дню и поприветствуем друг друга улыбкой.

Улыбаются друг другу. Проверить готовность  к уроку; создать эмоциональный настрой.

Личностные УУД: желание и стремление к познавательной деятельности.

Регулятивные УУД: настрой на работу, создание ситуации успеха.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества.


2.

Постановка учебной задачи

Цель: Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересовать в предстоящей работе.

Послушайте загадку.

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (Семья) (3слайд)

Учитель: - Сегодня на уроке мы должны будем выяснить: что такое семья, что объединяет членов семьи, чем семья отличается от другой группы людей? Составим план урока:

1.      Выясним, что мы знаем о семье.

2.      С помощью дополнительной литературы узнаем о значении семьи в различных религиях.

3.      Применим знания в группах.

4.      Подведем итог.


Слушают, отвечают на вопрос





Формируют тему и цели урока, определив границы знания и незнания


Р. П. – Уметь отвечать на вопросы учителя, аргументировать свою точку зрения.




П. – Строить свои  речевые высказывания в устной форме.

3.

Работа по теме

Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о семье и семейных ценностях, развитие умений находить ответы на поставленные вопросы












Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи.

- Что такое в вашем понимании семья? (ответы детей).

А давайте заглянем в словарики. Прочитайте значение слова «семья».

Словарь Ожегова С.И.:(4 слайд)

Это группа живущих вместе близких родственников;

Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Ушаков Д.Н.: (5слайд)

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.  

Итак, ни один человек не встречается с миром один на один. Мы входим в него через семью. Слово семья происходит от древнерусского слова «сЪмига»,  первоначально  обозначавшего всех живущих в одном селении, а затем домочадцев, которых могло быть много: это и родственники и слуги, жившие в доме.         

   -Но как же появилось слово «семья» мы  сейчас с вами узнаем

Существует несколько вариантов:

-А начнем, пожалуй, с ребуса. Посмотрите внимательно на картинку, что вы на ней видите? И что это значит? (6слайд)

Итак, 7-я – это

  • я;
  • три поколения вниз (родители, бабушки-дедушки, прабабушки-прадедушки);
  • три поколения вверх (дети, внуки и правнуки).

Всего получается семь поколений.

-слово происходит от древнеславянского слова имеющего корень «сЪмь» (это не твердый знак – это буква «ять»). СЪмь – означало личность.

-Есть такое популярное мнение, что слово «семья» произошло от слова «семя», имеющего отношение к продолжению рода. А так же к появлению детей, их воспитанию. А ведь это именно то, ради чего и создаются семьи.

Вот такое вот необычное и такое теплое и привычное слово имеет несколько значений.

- Скажите, а что самое главное в семье? (Ответы детей) (Слайд 7)

- Как вы думаете, на чём держится семья? (Семейные ценности)

Чтение и обсуждение притчи. (Слайд 8)

Сегодня ребята я поведаю вам одну короткую, но поучительную историю, о смысле настоящей и дружной семьи. Итак, приступим.

Притча «О семейных ценностях»

 Жила была одна семья. Отец и мать воспитывали шестерых детей, и все у них было хорошо. Однажды за столом дети спросили отца, почему одни семьи живут хорошо, а в других все плохо и все постоянно чем-то недовольны и ругаются. Отец с любовью посмотрел на детей, почесал за ухом и сказал, что завтра утром расскажет все детям, что да как. На следующий день отец повез всех на реку. В телегу он положил шесть маленьких бочонков и шесть плетеных корзинок. Как только они добрались до речки, отец поставил бочонки на землю и попросил детей набрать воды в каждый бочонок. Он дал каждому по корзине и стал наблюдать, как резво дети кинулись выполнять его просьбу. Но как они не силились, ничего не получалось. Корзина - не ведро, как дети не старались быстро добежать до своего бочонка, все из нее успевало пролиться на песок. После тщетных попыток уставшие и сердитые дети подошли к отцу и сказали, что это сделать просто невозможно. На что отец и мать посмотрели друг на друга, взяли у детей по корзине и отправились к реке. Отец набрал воды в корзину, а мать, следуя за отцом, подставляла свою корзину вниз, чтобы туда попадала протекающая вода. Таким образом, подменяя корзину одна одной, они с легкостью наполнили все шесть бочонков.

-Ну, ладно,посмотрел на удивленных и уставших детей отец,

- Вы наверняка сильно устали, так набегались. Айда, домой кушать!

И все они вместе отправились восвояси, где их ждала сытная каша, приготовленная утром. Голодные дети сразу же уселись за стол и стали ждать, пока мама накроет обед. На белоснежную скатерть поставили чугунок ароматной каши, и выдали каждому по большой ложке с очень длинной рукоятью. Как не старались дети, но никто так и не сумел такой длинной ложкой попасть себе в рот. Все в итоге падало на пол.

- Этими ложками невозможно поесть! воскликнул самый младший, голодный и рассерженный мальчуган.

На что отец и мать улыбнулись, взяли ложки у детей, и принялись кормить друг друга. Естественно, что все у них получалось.

-Теперь, я надеюсь, вы поняли, чем отличается хорошая семья от плохой? посмотрел на детей отец.

-Ведь, когда в семье все делается рука об руку, и каждый старается не для себя, а для другого

- тогда и работа быстрее делается, и все сыты, довольны и счастливы. В этом и заключается смысл настоящей и хорошей семьи.


Работа в группах.  Расскажите о своих семейных традициях

Каждая группа выдвигает свои предположения.


Формулируют тему и задачи урока





Работа со словарями С.И. Ожегова, Д.Н.Ушакова Формулируют понятия: семья,ценности





П. - постановка вопросов; анализ объектов с целью выделения признака.




Л. - уметь подбирать верную характеристику понятия.


 




Формирование умения делать выводы.


Изучение нового материала.

























​​​​​​​
Внеклассное мероприятие, посвящённое году семьи в России.DOCX / 8.77 Мб
Семья. Семейные ценности.PPTX / 14.01 Мб

- Какую роль играет семья в вашей жизни?  (слайд 9)     

 Семья играет особую роль в нашей жизни. Именно в семье многие люди узнают о традициях своего народа, своей страны, об основах веры. Сейчас семья осталась иной, но ее суть осталась прежней: воспитание детей, забота друг о друге. Семьей могут стать для ребёнка и приемные родители, и те люди которые заботятся о нем.

Семьи бывают и маленькими - с одним ребёнком, двумя и большими, многодетными. Такие семьи пользуются уважением в обществе - в России существует Государственная награда для родителей- орден «Родительская слава».

Какое счастье жить на свете,

Когда я в мире не одна.

Когда душа теплом согрета

И за спиной стоит семья.

Понять способны мы не сразу –

На это нужно много лет:

Семья дается лишь однажды -

Дороже, ближе, лучше нет!


- Как должны жить люди в христианском браке?

Иудаизм (Слайд 10)

В иудаизме семья – это величайшая ценность, а брак и рождение детей считаются одной из главнейших заповедей, данной ещё Адамом и Евой.

- О чем узнали?


Ислам (Слайд11)

Ислам рассматривает брак как обязательство перед Богом, а многочисленное потомство – это благословение всевышнего. Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. С особым уважением мусульмане относятся к женщине. Пророк Мухаммад сказал, что «рай находится под ногами наших матерей».

 – Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей)

-Что узнали о воспитании детей в мусульманских семьях?


Буддизм (Слайд 12)

В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Назначение семьи - это ответственность и забота о детях, о родителях, о монахах.

- Что отличает семью в буддизме?



П.Р. – Уметь формулировать мысль, строить высказывание, аргументировать свою точку зрения.

К.- сотрудничество в поиске и выборе информации.

Р.П.- Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.


5.

Физминутка

 Цель: создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации.


Закрепление основных понятий.

           Скажите, дети, какая семья называется дружной?( Слайд 13)

Игра «Что  ты сделал для семьи?».

Правила игры: дети встают, делятся на пары, берутся за руки и встают в цепочку друг за другом. Один человек - водящий. Первая пара обращается к нему со словами: «Если хочешь быть со мной, что  ты сделал для семьи родной?». Водящий должен сказать, что он сделает для своей семьи, вчера, сегодня, завтра например: мыл посуду, ходил в магазин, буду помогать бабушке.… После его ответа все поднимают руки, и ребёнок проходит под поднятыми руками. По пути он выбирает кого-то из любой пары и ведет его за собой. В конце цепочки они образуют новую пару. Тот, кто остался без пары, подходит к началу цепочки, и игра продолжается.

Предложение учащихся.


6.

Первичное закрепление.

Цель: создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями

Именно семья учит прежде всего умению понимать и прощать, уступать друг другу, принимать и близких людей такими, какие они есть и при этом быть требовательными и заботливыми, строгими и добрыми

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир, согласие.  А значит, все будут счастливы. Именно это понятие семьи как единства всех ее членов закрепилось в народных пословицах  

Работа в парах (слайд 14)

А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание: «Народная мудрость гласит”. (Учащиеся собирают пословицы и получают по 1 баллу за каждую правильно собранную пословицу) есть начало пословиц и есть их концовка Нужно соотнести их по смыслу. Подумайте, может ли то, что написано в пословице, быть признаком хорошей дружной семьи?

•        Где любовь и совет, там и горя нет. (Русская)

•        Мать-святыня с ней не спорят(Чувашская)

•        В недружной семье добра не бывает (чеченская)

•        Вся семья вместе, так и душа на месте.

•        Не та мать, что родила, а та что воспитала.

•        В хорошей семье – хорошие дети растут”.

•        Не нужен клад – коли в семье лад”

•        Кто детям потакает – тот потом слезу проливает”

•        Хорошо в гостях, а дома лучше.

•        “Не красна изба углами, а красна пирогами”.

         Ответ на поставленный вопрос:

-члены семьи любят и уважают друг друга;

- живут в одной квартире;

- важно также умение понимать друг друга;

- распределяют деньги на покупки в хозяйство;

- вместе отдыхают и проводят свободное время;

-занимаются домашним хозяйством.

Мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи.

А чем семья отличается от другой группы людей?

 Можно ли наш класс назвать семьей?

                У класса нет совместного хозяйства, не распределяем бюджет, нет родственных отношений.

                Вывод. Класс не является семьей в том понимании, в каком мы сегодня говорим о семье.

 


Предложение учащихся.




Работают в группах.



Собирают разрезные пословицы, объясняют их смысл


 П.Р. – Уметь формулировать мысль, строить высказывание, аргументировать свою точку зрения.

К.- сотрудничество в поиске и выборе информации.

Р.П.- Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.


7.

Закрепление и контроль Цель: Создание условий для  освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.



- Ответь на вопросы(Слайд 15)

1. слово происходит от древнеславянского слова имеющего корень «сЪмь», что же оно означало?

 2.Согласно исламу, женатый человек имеет предпочтение перед не женатым

3.Одна из 10 библейских заповедей гласит ….  «Почитай отца и мать»

4.Идеалом человеческих взаимоотношений в буддизме является … материнская любовь

5.В православной традиции венчание – …одно из важнейших таинств

6.Как в иудаизме воспринимается создание семьи и продолжение рода … как заповедь, данная ещё Адамом и Евой

7.Брак в исламе считается … обязательством перед Богом

8.Люди, принадлежащие к буддийским традициям, могут … состоять в браке или принадлежать к монашеской общине.



 

8

Итоги урока Цель: выяснение достигнутых результатов


– Как должны жить люди в христианском браке?

– Какое значение имеет брак в иудаизме и исламе?

– В чём состоит значение брака в буддизме?




9.

Рефлексия

Цель: создать условия для определения степени успешности

-Что самое интересное было в уроке? (Слайд 16)

Мама и папа для меня самые…

Я доверяю свои тайны…

Свою семью я считаю….

Родным я хочу пожелать…

Вы сегодня на уроке нашли пусть и маленькое, но зернышко своей семьи.

Напишите на этих зернышках теплое пожелание своей семье.

Отвечают на вопросы, обобщают, делают выводы.

Регулятивные УУД: 

умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 Личностные  УУД:

понимание  значения семьи в жизни человека, желание беречь семейные традиции и семейные ценности.


10

(Приложение1)

Семейная жизнь - необыкновенный труд. Иногда, сами того не желая, мы, дети, становимся неуправляемыми, где-то даже дерзкими и часто своим поведением или словом огорчаем родителей. Я думаю, наш сегодняшний урок заставил многих ребят задуматься, по-другому посмотреть на себя и переосмыслить свое поведение по отношению к близким людям. Я хочу каждому подарить памятку “Правила заботливого и любящего сына (дочери)”.

(Приложение 1.)

«Правила заботливого и любящего сына (дочери)»

1.      Настоящий сын и дочь берегут покой родителей.

2.      Настоящий сын и дочь заботятся о благе своей семьи.

3.      Нельзя бездельничать, когда родители трудятся.

4.      Не вступайте в пререкания со старшими.

5.      Не выражайте недовольство тем, что у вас нет той или иной вещи.

6.      Не допускайте, чтобы мать давала вам то, что она не может позволить            себе.

7.      Не делайте того, что осуждают старшие, - ни на их глазах, ни где-либо ещё.

8.      Нельзя садиться обедать, не пригласив старших.

9.      Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у неё никого нет, кроме тебя.

 

Напоследок, я хочу, прочитать вам стихотворение.

Если взять

Любовь и верность,

К ним добавить

Чувство нежность,

Всё умножить

На года,

То получится –

Семья!




11

Домашнее задание

Поговорить с родителями о ценностях своей семьи.

Подобрать пословицы о семье.

Написать сочинение о своей семье.











Деятельностного подхода в обучении (познание идет от ученика)

Словесно-продуктивной (на этапе рефлексия)

Личностно-ориентированного обучения (каждый ребенок сможет ответить)

Оборудование: мультимедийная презентация, иллюстрационный материал, карточки с заданиями, учебное пособие А.Л.Бегловой, Е.В.Саплиной «Основы мировых религиозных культур»

Дата проведения: с 13 декабря по 29 февраля
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.