12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Земцова Татьяна Евгеньевна29
1

Сергей Есенин



Литературно-музыкальная композиция

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Сергея Есенина. В сценарии акцент сделан как на основные события в жизни поэта, так и на музыкальное оформление композиции (указаны музыкальные произведения, отрывки из них, исполнители, а также возможное исполнение песен на стихи поэта).

t1675252823aa.gif

Одной из основных задач, стоящих перед учителем, является воспитание у школьников чувства гордости за свою Родину, любви к родному краю. В каждом городе, районном центре, селе есть свои особенности исторического развития, специфика культуры и природы, составляющие тот потенциал, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к своей малой Родине. По этому учащихся необходимо знакомить не только с достижениями в масштабах страны, но и с успехами людей проживающих рядом с ними.

1 ведущий. “Стихи его свежие, чистые, голосистые”,- Александр Блок.

2 ведущий. С.Есенин – это человек удивительно яркой, трагической судьбы. О нём, его жизни и творчестве наш рассказ. (Ведущие уходят, появляется Есенин).

Есенин. Я, Сергей Есенин – сын крестьянина. Родился в 1895 году 21 сентября по старому стилю, в Рязанской губернии.

Матушка в Купальницу по лесу ходила,
Босая, с подтыками, по росе бродила.

Травы ворожбиные ноги ей кололи,
Плакала родимая в купырях от боли.

Не дознамо печени судорга схватила,
Охнула кормилица, тут и породила.

Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

Только не по совести счастье наготове,
Выбираю удалью и глаза и брови.

Как снежинка белая, в просини я таю
Да к судьбе-разлучнице след свой заметаю.

Есенин. Так как мать моя, Татьяна Титова, замуж была отдана помимо воли, а отец был беден, то в 2 года меня вернули в дом деда по матери, где я и воспитывался. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном. (Есенин уходит. Появляются дед и бабка).

Бабка. Ну, нешто так можно, Сергуша, весь в царапинах, опять с соседскими мальчишками подрался. Али на яблоню лазил?

Дед. Ты, это, у меня, старая, не трожь, он так крепче будет!

Бабка. Только в субботу помыли, голову нагофрили, аж гребень поломали о кудри, а он...

Видать, не выйдет из него учителя, вон весь чумазый.

Дед. Как не выйдет! Вот отдадим его в земское училище, потом в церковно-учительскую школу, а потом и в Москву дальше на учителя учиться...

Есенин. Не буду учителем.

Дед. А кем тогда?

Есенин. Никем, частушки буду сочинять!

Дед. Частушки... Ах, ты деду перечить! Бабка, розги! (Уходят)

Все живое особой метой
Отмечается с ранних пор.
Если не был бы я поэтом,
То, наверно, был мошенник и вор.

Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.

И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
"Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму все заживет".

И теперь вот, когда простыла
Этих дней кипятковая вязь,
Беспокойная, дерзкая сила
На поэмы мои пролилась.

Золотая, словесная груда,
И над каждой строкой без конца
Отражается прежняя удаль
Забияки и сорванца.

Как тогда, я отважный и гордый,
Только новью мой брызжет шаг...
Если раньше мне били в морду,
То теперь вся в крови душа.

И уже говорю я не маме,
А в чужой и хохочущий сброд:
"Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму все заживет!"


Есенин. Стихи начал писать рано, лет девяти, но сознательно в 16-17 лет, когда приехал в Москву на заработки. Устроился помощником корректора в типографию Сытина. Женился.

Сценка (Анна Изряднова, Есенин).

Есенин Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".



Анна. Удивительные стихи, Серёжа. Только одно плохо, опять всё жалование на книги растратил, на что жить то будем?

Есенин. Анна, как ты не понимаешь! Я - поэт! А этого никто не хочет понять! В редакции отказали, хорошие стихи, но печатать не будут. Отец бранится: “Делом надо заниматься, делом! Деньги зарабатывать!” А я делом и занимаюсь!

Анна. А семья, Серёжа? Деньги на журналы ушли! На книжки!

Есенин. Ты пойми, я же в народный университет Шанявского хожу, не могу же я ничего не знать, кроме церковных служб. А работу эту я брошу! Буду своё дело делать!

Анна. Как! Писать целый день, на кружок к Сурикову, к этим эссерам бегать, листовки нелегальные распространять, ты хоть Сибири побойся! Так жить нельзя!

Есенин. Нет, это того стоит! (Садится, пишет).



Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорого гостя встречать.

Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт...

1 ведущий. В конце 1915-1917 годов стихи Есенина появляются на страницах многих столичных изданий.

2 ведущий. Но для того, чтобы стать “истинным” поэтом, Есенин хочет получить одобрение других, более известных литераторов. Путь его лежит в Петербург. Горничная Глаша и Блок.

Сценка.орничная Глаша и Блок).

Глаша. Александр Александрович!

Блок. Что, Глаша?

Глаша. Без Вас тут господин приходили.

Блок. Господин?

Глаша. Их не поймёшь, вроде барин, молоденький, да в сапожках сафьяновых таких, рубашка шелковая, что у нашего приказчика. Гармошки только не хватает.

Блок. Представился?

Глаша. Фамилия его такое, Евсеев что ли, али Ессеев... Да они записку и ещё платок какой-то оставили, наказывали непременно Вам доложить.

Блок. Хорошо, давай сюда. (Читает вслух):

Александр Александрович. Я хотел поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти в четыре.

С почтением Сергей Есенин”. Так, а это значит у нас стихи. Интересно. (Читает про себя).

Блок. Изумительно! Как свежо, чисто! Нужно встретиться с этим м... м... Есениным, отобрать лучшее, послать с рекомендательным письмом к Городецкому. Да перед нами талантливый крестьянский поэт! Самородок! (Уходит).

1ведущий. Так начался литературный путь Есенина.

2 ведущий. В разгаре Первая Мировая война, на фронте гибнут люди. Есенин служит санитаром в Царскосельском военном госпитале, читает свои стихи перед императрицей.

1 ведущий. А ведь не так давно, в 1916 году, здесь же, в Царском селе, Есенин читал свои стихи Анне Ахматовой.

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы — кроткие монашки.

Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.



1 ведущий. Поэтесса была поражена пророческим настроением этого стихотворения. И она не ошиблась – жизнь Есенина оказалась и скоротечной, и трагичной...

2 ведущий. А вскоре новое потрясение для России – революция.

1ведущий. Её Есенин принял с воодушевлением. Он ждал, что она поможет построить крестьянский рай на земле.

О Русь взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
С иными временами
Встаёт иная степь!

2 ведущий. Это было время надежд, мечтаний, первых потрясений и трагедий. Но оно подарило Есенину лучшего друга.

Сценка (Мариенгоф, Есенин).

Мариенгоф. Милая моя Пенза! Вот я – Анатолий Мариенгоф – в Москве! Революция! Судьба страны решена, да и моя тоже! Теперь я один из сотрудников литературного отдела ВЦИК! На улице солдаты, интересный у них лозунг: “Требуем террора!”

Есенин. (Трогая за плечо) Скажите, товарищ, я могу пройти к заведующему издательством Еремееву?

Мариенгоф. А вы кто, товарищ?

Есенин. Скажите товарищу Еремееву, что его спрашивает Есенин, поэт.

Мариенгоф. Вы? Как я рад познакомиться. Анатолий Мариенгоф. Всегда удивлялся силе вашего слова и крестьянского разума! Но представлял вас я совсем не так.

Есенин. Как же?

Мариенгоф. Мужик, лет 35, рост в сажень, с бородой как поднос из красной меди...

Есенин. (Смеётся) Сначала многие так думали.

Мариенгоф. Наслышан о том, что вы хотите создать новую поэтическую школу “образа”. Имею что сказать поэтому поводу. Предлагаю работать вместе. У меня и программа готова, и название я придумал – “школа имажинизма”. Ваша поэзия в духе этой школы.

Есенин. А что значит “имажинизм”?

Мариенгоф. “Имаж” в переводе с французского – образ, более образной поэзии, чем ваша, в русской литературе на данный момент нет.

Есенин. Хорошо, я подумаю.

1 ведущий. Так вскоре 2 совершенно разных во всём человека стали друзьями и соратниками, правда, только на очень короткое время. Они вместе жили, вместе замерзали в неотапливаемой квартире, вместе голодали и видели смерть других...

2 ведущий. Вместе наблюдали, как рушится прежний мир, как разруха шествует по стране, как начинается время “тёмное и беспощадное”.

1 ведущий. Ещё страшнее было видеть, как в поэзию приходит весьма разношёрстная публика, весьма далёкая от литературы, которая нередко появлялась в клубе имажинистов “Стойло Пегаса”. Представители разных литературных направлений сталкивались в этом клубе в поэтических баталиях.

2 ведущий. Эти споры часто перерастали в откровенное хулиганство и заканчивались в милицейском участке.

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в Бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

186

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,—

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

2 ведущий. Из участка Есенина забирала жена актриса Зинаида Райх, на которой Есенин женился 30 июля 1917 года. Этот брак был обречён на неудачу, так как всё своё время проводил с друзьями или читал стихи в различных поэтических кафе. Вскоре они расстались.

Вы помните, Вы всё, конечно, помните...” (фото женщины Есенина)

Сценка (Есенин и Мариенгоф).

Есенин. Нет, Толя, ты посмотри, что в этой статейке газетной написано! Он же меня последними словами кроет – этот Олег Леонидов!

Мариенгоф. (Сминает газету). О Пушкине и Баратынском тоже писали, что они прыщи на коже вдовствующей российской литературы.

Есенин. Вот поэтому мы и приехали в Питер. Здесь Блок, может, ещё кто из прежней литературы остался. Хотя нет, пожалуй, я последний поэт...

Я последний поэт деревни,

Скромен в песнях дощатый мост.

За прощальной стою обедней

Кадящих листвой берез.


Догорит золотистым пламенем

Из телесного воска свеча,

И луны часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час.


На тропу голубого поля

Скоро выйдет железный гость.

Злак овсяный, зарею пролитый,

Соберет его черная горсть.


Не живые, чужие ладони,

Этим песням при вас не жить!

Только будут колосья-кони

О хозяине старом тужить.


Будет ветер сосать их ржанье,

Панихидный справляя пляс.

Скоро, скоро часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час!



Мариенгоф. А не пойти ли нам сегодня, Серёжа, в студию Якулова, сегодня у него в гостях, ты не поверишь, известная французская танцовщица Айседора Дункан, её пригласило советское правительство обучать искусству танца детей пролетариев, говорят она красавица.

Есенин. Шутишь, да я мечтал об этом.

Сценка в студии Якулова.

Танец Айседоры под “Интернационал”.

Мариенгоф. Шикарная пластика!

Есенин. Богиня!

Мариенгоф. Товарищ Якулов, познакомьте нас с вашей гостьей.

Якулов. Товарищ Айседора – товарищ Есенин.

Айседора. Золотая голова. Ангел. Чёрт.

Есенин. Люблю Дункан! Изадора! Я люблю тебя! Я влюбился по уши!

Айседора. Не понимай.

Есенин. Ну почему ты не понимаешь по-русски!



Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.

Я б на веки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил,
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень...

1 ведущий. А сначала все шло как нельзя лучше. Вскоре Айседора выучила несколько десятков русских слов и стала называть любимого "Сергей Александрович". Они ходили на приемы, на литературные вечера, где она обязательно танцевала, а он непременно читал стихи. Проезжая мимо церквушки на Арбате, Есенин тыкал в нее пальцем и говорил: "Видишь, Сидора, вот здесь мы с тобой будем жениться! Ты понимаешь, же-нить-ся!"

2 ведущий. Через полгода Есенин, в беспамятстве, посылал Айседору ко всем чертям и иногда бил. Он швырял в нее тяжелыми советскими сапогами, а она, поймав сапог, говорила сквозь слезы на ломаном русском: "Сергей Александрович, я тебя люблю, это и есть русская любовь". Есенин убегал, скрывался у друзей, а потом возвращался - измученный, охваченный нежностью и раскаянием.

1 ведущий. Айседора прощала всё, так как знала, что у любимого Сережи было сложное детство. Свою мать он видел в последний раз много лет назад, но все годы испытывал нежные чувства. Писал ей письма в прозе и стихах.



«Письмо матери» Сергей Есенин

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

2 ведущий. Чтобы вырвать его из пучины бесконечных попоек, Айседора вышла за Есенина замуж и увезла его в Европу, а оттуда в Америку. Было решено, что участие Сергея в ее гастролях как "первого российского поэта" привлечет внимание мировой прессы и публики. Но едва они пересекли границу, в личных отношениях начались проблемы. В Берлине Есенин сбежал.

1 ведущий. Есенин довольно быстро сориентировался в Берлине и наладил контакты с соотечественниками. Вскоре после приезда он стал общаться с великим Горьким и устроил публичное чтение своих стихов.

2ведущий. Его стихи имели такой успех, что тут же было договорено о выпуске однотомника в Берлине. Благодаря Айседоре он позже договорился о возможности публикации своих стихов в русском издательстве в Париже. Сборник должен был иметь довольно подходящее название: "Исповедь хулигана".

Танец «Гуляка»

1 ведущий. Из Европы и Америки Есенин писал своим друзьям и близким каждый день.

Есенин. “Знаете ли Вы, милостивый государь, Европу? Нет! Вы не знаете Европы! Боже мой, такая гадость, однообразие, такая духовная нищета, что блевать хочется. Сердце бьётся с отчаяннейшей ненавистью... Лучше всего, что я видел в этом мире, это всё-таки Москва!”

Есенин. “Милый мой, самый близкий, родной и хороший! Так хочется мне отсюда из этой кошмарной Европы обратно в Россию, к прежнему молодому нашему хулиганству... Боже до чего богата и прекрасна Россия в отношении поэзии...”

1 ведущий. Брак с Дункан вскоре распался, и Есенин вновь оказался в Москве. Но он не смог найти себе места в новой большевистской России. По свидетельству современников, когда он впадал в запои, то мог страшно "крыть" советскую власть. Спецслужбы его не трогали и, продержав некоторое время в милиции, вскоре отпускали - к тому времени Есенин был знаменит в обществе как народный, “крестьянский” поэт.

2 ведущий. В конце декабря 1925 Есенин приезжает из Москвы в Ленинград. В ночь на 28 декабря в гостинице "Англетер" Сергей Есенин покончил с собой. Существует версия, что его убили спецслужбы, инсценировав самоубийство.

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

11


Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.