12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

Определение цели урока

Сегодня у нас второй урок по изучению творчества С.Есенина. На прошлом уроке мы познакомились с началом творческого пути этого поэта.

Тема сегодняшнего урока звучит так: «Сергей Есенин как национальный поэт».

- Каково значение слова «национальный»? Давайте обратимся к толковому словарю. Зачитайте определение. (Национальный – характерный для данной нации, свойственный именно ей).

- Какие действия мы должны предпринять, чтобы доказать или опровергнуть высказывание, что Есенин – национальный поэт?

Доказать или опровергнуть, что он выразитель национального духа именно русской нации, его творчество отражает особенности именно русской нации.

Именно это и будет целью нашего сегодняшнего урока.

Актуализация

- Скажите, какой из периодов жизни человека наиболее важен для становления личности, характера, духовного и морального облика человека. В каком возрасте закладываются основы будущей личности?

(детство, детские впечатления)

- С чем связаны детские впечатления Есенина? Как он провел свое детство и отрочество?

- Чем особенна, отличительна жизнь в деревне по сравнению, например, с жизнью в городе?

- Что вам известно из курса истории о том, какое число русского народа жило в деревне?

- Можем ли мы сказать, что Есенин- представитель, выразитель мировоззрения большинства российского населения, российской нации?

- А что такое нация? Какими признаками она характеризуется? Найдите статью в словаре и зачитайте ее.

Нация – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующая в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.

- Какие признаки нации можно выделить на основании этой статьи?

Учитель записывает на доску:

территория

экономика

литературный язык

культура и быт

духовный облик

- Какой из указанных признаков мы не сможем рассмотреть на уроке литературы?

(экономика). Учитель убирает эту строку с доски.

-Говоря о территории России, мы подразумеваем несколько понятий. Какие ассоциации вызывает у вас это словосочетание – «территория страны»? (местность, климат, природа).

На мой взгляд, на уроке литературы уместнее вместо слова «территория» употреблять слово «природа».

Учитель заменяет табличку.

- Мы с вами определили направления нашего исследования. На уроке мы будем работать в группах. Каждой группе достанется одно направление исследования, один пакет материалов для работы. Это карточка с заданиями и дополнительные материалы. Каждый в группе выбирает себе один вопрос для глубокой проработки, затем происходит обсуждение версий в группе. Ответ принимается группой в случае, если он будет доказан (примерами из текста, другими фактами), затем группа выносит результаты своей работы на обсуждение классу. Главное условие работы в группе – выслушивается каждый. Краткие выводы в виде словосочетаний помещаются на доску (записываются мелом или фломастером на бумаге) под именем вашей группы. На работу отводится 20 минут.

Задания для групп

Группа № 1

Природа

Прочитайте стихотворение «Матушка в Купальницу по лесу ходила…»Испытывает ли страх перед силами природы героиня стихотворения?Как природа отнеслась к рождению нового человека?

Можно ли сделать вывод, что Есенин говорит о слиянии мира людей и мира природы?

Прочитайте стихотворение «Я пастух; мои палаты…» Кто главные герои стихотворения? В каких отношениях находятся они между собой? Докажите мысль примерами из текста.

Прочитайте стихотворение «Прячет месяц за овинами…» Какой жизнью живет природа без человека? Присутствует ли человек в этом стихотворении как действующее лицо? Почему автор исключает человека из жизни природы? Можно ли сказать, что природа живет своей самостоятельной жизнью?

Обратитесь еще раз к прочитанным стихотворениям и другим, не звучавшим на уроках. Подумайте, в мире природы, там, где нет человека, противопоставляет ли Есенин мир небесного и мир земного?

Выразительно прочитайте стихотворение «Я пастух; мои палаты…»

Группа № 2

Культура и быт людей

Прочитайте стихотворение «В хате», «О красном вечере задумалась дорога…», «Край ты мой заброшенный…» Что за предмет изображения избирает автор в этих стихотворениях? Угадывается ли авторское отношение к крестьянской культуре и быту? Каково оно?

Какие предметы крестьянского быта изображаются? При помощи каких выразительных средств изображает автор избу, солому, золу в печи, крыши домов? Дает ли это нам право говорить, что Есенин поэтизирует обыденность, быть крестьян?

Обратите внимание на лексику стихотворения «Край ты мой заброшенный…». Найдите в стихотворении церковную лексику. Почему поэт, говоря о крестьянском быте, использует именно такие слова?

Прочитайте выразитель одно из понравившихся вам стихотворений.

Группа № 3

Язык стихотворений

Прочитайте стихотворение «С добрым утром!». Проанализируйте использование изобразительно-выразительных средств в этом стихотворении. Какой вывод можно сделать на основе вашего исследования?

Прочитайте стихотворение «Гой ты, Русь моя родная…». Какие впечатления стремится передать поэт? (слуховые, зрительные, обонятельные…) Как он это делает? Удается ли это ему и при помощи каких средств языка? Прочитайте стихотворение «Запели тесаные дроги». Понаблюдайте за цветописью этого и других уже знакомых вам стихотворений. Почему Есенин использует именно эти цвета? Что можно сказать о символике цвета в стихотворениях Есенина?

Вспомните уже известные вам стихотворения автора. Использует ли Есенин какие-либо традиции песенной культуры Руси?

Проанализируйте использование диалектизмов в стихотворении «По дороге идут богомолки…». Как выдумаете, для чего автор так широко их использует?

Выразительно прочитайте одно из стихотворений.

Группа № 4

Духовный облик

Прочитайте стихотворение «Дымом половодье…», Даль подернулась туманом…, «Покраснела рябина, посинела вода…». Проследите за использование церковной лексики: для описания чего используется, в состав какого выразительного средства входит или выполняет другую роль.

Обратитесь к другим стихотворениям автора. Найдите в нем примеры использования церковной лексики. Справедлив ли следующий вывод: автор выражает крестьянское отношение к дому, природе как к храму?

Для описания каких сфер жизни крестьянина Есенин использует церковную лексику? Согласны ли вы с мыслью, что автор выражает традиционный взгляд русского крестьянства на мировосприятие жизни – религиозное восприятие мира?

Прочитайте выразительно одно из стихотворений.

 

Обсуждение работы в группах

Выступает представитель от группы или каждый ее участник со своим вопросом, знакомит класс со своей версией, краткий вывод помещает на доску.

- На доске находятся результаты вашей работы. Именно так, на ваш взгляд, Есенин понимает и реализует в своих произведениях следующие характерные черты русской нации. Перечитаем их еще раз.

Природа

1 группа

Культура и быт людей

2 группа

Язык

3 группа

Духовный облик

4 группа

Олицетворение природы, «зоологические» метафоры

Нежное, лирическое отношение к предметам крестьянского быта и культуры

Большая доля церковной лексики

Восприятие мира через призму церковной образности

Небесное и земное находятся в гармонии

Поэтизирует быт крестьянской Руси

Песенные традиции

Связь христианства и язычества

Слияние мира людей и мира природы

Обожествление крестьянского быта

Символика цвета

Духовность, религия – неотъемлемая часть жизни

Природа живет своей самостоятельной жизнью

Изба – храм, природа - храм

Широкое использование диалектизмов

 
 

Небесные явления вводятся в ранг земного

Небесное олицетворяется земными понятиями

 

- Вы ученики 11 класса. Вам уже многое известно. Как вы думаете, являются ли эти выявленные нами признаки мировосприятия характерными для русской нации начала 20 века? А нашего времени?

Определение новой проблемы

- Что же свое, индивидуальное, внес Есенин в понимание национального?

Если нет покоя душе поэта, он стремится туда, где этот покой разлит всюду: это родина, Россия, Русь, как называет ее старинным именем поэт. Авторы учебника поместили главу «Златая Русь: мир как миф». Прочитайте материалы учебника и ответьте на вопросы:

Что является «основным камнем» всего творчества Есенина?

Как Есенин понимает Вселенную?

На работу вам отводится 10 минут. Ответы учащихся.

- Как вы думаете, близки ли подобные взгляды простому крестьянину, а ведь именно их было большинство в начале 20 века?

- Справедливо ли утверждение, с которым вы познакомились в начале урока: «Есенин – национальный поэт»? Почему?

Он – выразитель русской души, мятежной и покойной, глубоко верующее во Христа и языческой, стремящейся к бунту и глубоко страдающей от гнета и несправедливости. Мы все – россияне, и всем нам близок Есенин. Но у каждого он, безусловно, свой. Порассуждать об этом мы не успеем, но это будет вашим домашним заданием: написать сочинение-рассуждение на одну из следующих тем.

Есенин и струны моей души.

Есенин – выразитель национальных особенностей русского народа.

Сегодняшний урок я завершу словами одного нашего современника. Мне известна только его фамилия – Крымов. Эти строки я нашла в Интернете, на сайте Сергея Безрукова, снимавшегося в роли Есенина в известном фильме. Поэт вдохновляет наших современников, простых людей на создание прекрасных строк.

Выткан весь из душистого луга,

Сноп соломы и два василька.

С ним, как прежде, тальянка-подруга.

Сердце-Русь прижимает рука…

Солнце вечное снова над нами,

Согревает попревшую грусть.

Так и бродит с босыми ногами

Бородатая, нищая Русь.

Да стоят за гнилыми заборами

Русской веры в крестах острова.

И горит над родными просторами

Золотая его голова.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.