12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ударцева Юлия Сергеевна42

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №252»

(МАДОУ «Детский сад №252»)







Тема проекта: «Школа компетентного родителя»

Руководитель проекта: Ударцева Ю.С.,

заведующий 









Барнаул, 2020

Оглавление

Введение

3

Организация работы по реализации проекта «Школа компетентного родителя»

6

Содержание и механизм реализации Проекта

7

Прогнозируемые результаты и критерии их оценивания

9

Бюджет. Материально-техническое обеспечение

11

Выводы. Заключение.

12

Список использованной литературы:

12

Приложение

15













Введение

Модернизация системы современного образования, повышение его качества, введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требуют поиска новых путей активного взаимодействия образовательных организаций с семьями воспитанников для повышения родительской компетентности последних и успешной социализации детей. На сегодняшний момент традиционные формы работы с родителями требуют творческого переосмысления. Для развития родительской компетентности недостаточно простой передачи знаний от педагога к родителю, родители должны быть включены в процесс самостоятельного открытия знаний, у родителей должна быть возможность обсуждать и решать свои проблемы в кругу других родителей, обмениваться мнениями и опытом позитивного решения тех или иных трудностей, возникающих в процессе воспитания.

Проблема становления психолого-педагогической компетентности родителей – одна из наиболее актуальных в системе отечественного дошкольного образования. Кто он, современный родитель? Чем отличается от родителей прошлого? Осознает ли свою ответственность за воспитание ребенка, считает ли своей обязанностью создание условий для его полноценного личностного развития? Готов ли к организации жизнедеятельности своего малыша? С этими вопросами неизбежно сталкивается каждый думающий педагог, руководитель дошкольного образовательного учреждения в ходе решения воспитательных задач, обеспечивающих личностное развитие каждого ребенка. Решение данной проблемы мы рассматриваем через организацию и реализацию новых форм взаимодействия с семьей.

Актуальность проекта заключается в создание модели эффективного взаимодействия учреждения с семьей ребенка и вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада как полноправных субъектов деятельности.

Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога, педагога-психолога по внедрению инновационных форм деятельности в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско-родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. 

Эффективность работы детского сада зависит от взаимопонимания между педагогическим коллективом и родителями (законными представителями) воспитанников. Данный проект нацелен на установление комплексной поддержки и содействия повышения родительской компетентности.

Цель проекта: повышение эффективности работы с родителями воспитанников, содействие повышению родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста, а также созданию условий, направленных на оказание превентивной и оперативной помощи родителям (законным представителям) в решении их индивидуальных проблем информирование родительской компетентности.

Задачи проекта:

Способствовать повышению информированности родителей (законных представителей) о возрастных и индивидуально-психологических особенностях ребенка.

Обеспечить проведение мероприятий по формированию адекватной позиции отца и матери и психологических тренингов с родителями (законными представителями) по безусловному принятию ребенка.

Обеспечить сопровождение данной работы на разных уровнях.

Совершенствовать систему подготовки и повышения квалификации педагогических кадров по вопросам использования эффективных технологий сотрудничества с семьей.

Расширить самостоятельность родителей (законных представителей) при решении ими разных воспитательных задач, при выборе поведения в разных ситуациях детско-родительских отношений.

Совершенствовать систему психолого-педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи.

Внедрить эффективные технологии сотрудничества с родителями (законными представителями) в практику партнерства.

Способствовать повышению потенциала взаимного доверия, поиску способов его наращивания в условиях изменившегося контекста современной жизни.

Повысить эффективность профилактики и предупреждения семейного неблагополучия детей.

Результатом проекта будет являться:

Повышение уровня знаний и умений родителей (законных представителей) о возрастных особенностях ребенка, эффективных методах взаимодействия с ним, на основе самопознания и самоизменения самого родителя (законного представителя); развитие умений по выявлению и анализу реальных или потенциальных личностных проблем у родителя (законного представителя), совместному проектированию возможного выхода из них, на основе знаний возрастных особенностей ребенка, эффективных методов взаимодействия с ним, на основе самопознания и самоизменения самого родителя (законного представителя).

Повышение чувства ответственности родителей (законных представителей) за благополучное полноценное развитие и воспитание своих детей.

Гармонизация детско-родительских отношений.

Понижение риска реальных и потенциальных факторов семейного неблагополучия и применения насильственных методов воспитания.

Обновление информационно-справочной службы для родителей (законных представителей).

Повышение профессиональной компетентности руководящих и педагогических кадров в общении с родителями (законными представителями).

Критерии успеха проекта:

Проект осуществлен в нормативные сроки (2021/2022 учебный год).

Уровень удовлетворенности руководства организации – внутреннего заказчика проекта

Уровень удовлетворенности участников проекта.


Организация работы по реализации

проекта «Школа компетентного родителя»

Разработка оптимальных методов и форм развития самосо­знания родителей в условиях дошкольной образовательной ор­ганизации является частью общей задачи организации активного взаимодействия с семьей. Через сплочение и мобилизацию сов­местных усилий родителей, детей, педагогов и психолога ДОО можно эффективнее решать задачи сопровождения личностного и возрастного развития детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Работа по реализации проекта «Школа компетентного родителя» (далее – Проект) - это не про­сто форма связи семьи и дошкольной организации, это универ­ситет педагогической информации, который поможет:

создать систему психолого-педагогического со­провождения родителей воспитанников на протяжении до­школьного детства;

способствовать установлению сотрудничества детского са­да и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;

помогать родителям рассматривать процесс образования как непрерывный партнерский диалог со своим ребенком на ос­нове знаний психологических закономерностей и особенностей возраста с учетом интересов и потребностей малыша;

популяризировать деятельность дошкольной образова­тельной организации среди родительской общественности мик­рорайона и города.

Для реализации поставленных целей необходимо решение следующих задач:

повышать психолого-педагогическую культуру родителей;

выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;

оказывать всестороннюю помощь и поддержку родителям в осуществлении пропедевтических адаптационных мероприя­тий при переходе детей из дома в детский сад;

содействовать сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций;

способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом.

В работе с родителями можно использовать различные виды, формы проведения занятий: дискуссия, круглый стол, тренинг, деловая игра, лекция-беседа и т. д.


Содержание и механизм реализации Проекта

пп

Мероприятия и работы проекта

Сроки

Ответственный

Этап 1 - Исследовательский, подготовительный

1.

Мотивирование родителей (законных представителей) на собраниях

Анкетирование родителей (законных представителей) по рассматриваемым проблемам.

Сентябрь – октябрь 2020

Заведующий

Старший воспитатель

Педагог-психолог

Воспитатели

Родители (законные представители) воспитанников.

2

Изучение научной и методической литературы по теме проекта;

Беседа с педагогами по данной проблеме

Ноябрь 2020

Заведующий

Старший воспитатель

Педагог-психолог

Воспитатели


3

Создание модели взаимодействия дошкольного учреждения с семьей;

Разработка методического материала по реализации проектной деятельности.

Январь – март 2021

Заведующий

Старший воспитатель

Педагог-психолог

Воспитатели


Этап 2 – основной, организационно-практический

4

Проведение мероприятий в рамках проекта согласно плану (приложение 1)


Сентябрь 2021-май 2022

Заведующий

Старший воспитатель

Педагог-психолог

Воспитатели

Родители (законные представители) воспитанников.

Этап 3 – заключительный

4

Анализ эффективности проводимых мероприятий:

- подведение итогов проектной деятельности;

- изготовление наглядно-информационного материала по данной теме;

- опрос родителей и педагогов;

- анализ проведенной работы;

- презентация и выступление по теме проекта: «Школа компетентного родителя».

Май – июнь 2022



Заведующий

Старший воспитатель

Педагог-психолог

Воспитатели

Родители (законные представители) воспитанников.

Данная программа состоит из 18 встреч, цель которых - дать участникам представление об особенностях развития и вос­питания детей раннего и дошкольного возраста. Каждая встреча рассчитана на 1-1,5 час, продолжительность занятия может быть сокращена или увеличена в зависимости от поставленной цели.

Завершением каждого занятия является обязательное домашнее задание родителям.

По окончанию курса занятий проводится экспресс - диагностика – анкетирование по изученным темам.


Прогнозируемые результаты и критерии их оценивания.

Главным критерием оценки результатов являются отзывы родителей; «обратная связь», выставки.

В процессе реализации проектной деятельности ожидаются следующие результаты:

совместная работа коллектива ДОУ с семьей будет способствовать созданию единого образовательного пространства для всех участников проектной деятельности;

открытость и доступность деятельности ДОУ для родителей и общественности;

родители из «наблюдателей» превратятся в активных участников образовательного процесса;

повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством наглядно-информационной поддержки семьи;

создание современной модели взаимодействия ДОУ и семьи.

Характеристика планируемых результатов в деятельности родителей:

критерии

показатели

Уровень сформированности

условий, обеспечивающих включение семей в образовательное пространство ДОУ

Наличие нормативно - правовых документов, регламентирующих и определяющих функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения

Наличие банка данных педагогического опыта семей

Наличие методических материалов по вопросам взаимодействия ДОУ с семьями разных категорий

Наличие социологических данных о контингенте семей воспитанников

Уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в ДОУ

Полнота информации о целях и задачах дошкольного образовательного учреждения в области воспитания, обучения и оздоровлении ребенка.

Степень осведомленности родителей в вопросах специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ

Информированность о видах образовательных услуг в ДОУ

Удовлетворенность стилем взаимоотношений:- педагог – родитель;- педагог – ребенок

Удовлетворенность характером воспитания, обучения и оздоровления ребенка в ДОУ

Удовлетворенность содержанием знаний и умений, получаемых посредством дошкольного образовательного учреждения по практике семейного воспитания.

Информированность о видах образовательных услуг в ДОУ

Степень эффективности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи


Рост воспитательного потенциала семьи.

Положительные тенденции в изменении характера семейных отношений

Мотивационная готовность родителей к самообразованию в вопросах воспитания и развития детей.

Активная субъектная позиция родителей

Осознанное использование родителями педагогической науки и практики в воспитании детей.

Расширение спектра совместных дел родителей и педагогического коллектива.

Увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества.

Изменение характера вопросов родителей к воспитателям и специалистам ДОУ как показатель их педагогической компетентности

Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активность их участия в них.


Бюджет. Материально-техническое обеспечение.

Финансирование реализации проекта осуществляется ДОУ с привлечением как бюджетных, так и внебюджетных средств.

Материально-техническое обеспечение: выделение помещений, необходимых канце­лярских товаров, услуг ксерокопии и компьютера, раздаточный материал, наглядно – демонстрационный материал, проектор др.

Выводы. Заключение.

В итоге работы у родителей формируются определен­ные модели поведения с ребенком, повышается уровень педаго­гических знаний и умений, активизируется позитивное мышление, помогающее родителям избегать или преодолевать трудно­сти в воспитании детей; устанавливаются доверительные отно­шения между ДОУ и родителями, что благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка дошкольного возраста.

Таким образом, создание новой модели взаимодействия ДОУ и семьи, основанной на внедрении в деятельность учреждения инновационных методов и форм, помогут добиться высоких результатов в работе с родителями.

Работа по взаимодействию педагога с семьей будет способствовать: созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами; активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей; повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей; развитию разносторонних способностей детей и родителей в совместной деятельности; установлению преемственных связей с детьми дошкольного учреждения и их родителями.


Список использованной литературы

Ахметзянов И.М. Охрана здоровья дощкольников: Справ. пособие для ДОУ. М. – 2007.

Бабынина Т.Ф., Гильманова Л.В., Головенко В.Э. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128 с. – (Управление детским садом).

Белая К.Ю. Организация инновационной деятельности в ДОО: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128 с. – (Управление детским садом).

Возная В.И. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ. М. – 2006.

Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление детским садом»).

Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольников: Учеб.-метод.пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2019. – 112 с. – (Управление детским садом).

Евдокимова Е.С. Клуб как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи//Детский сад от А до Я. 2015. №1 (73).

Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М., 2008.

Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. Пермь, 2002.

Маханева М.Д. Программа оздоровления детей дошкольного возраста. – М. -2013.

Микляева Н.В., Палий Т.М. Партнерство семьи и детского сада с позиции управления ДОО//Управление дошкольным образовательным учреждением. 2015. №5 (98).

Современные подходы к развитию ДОО: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128 с. – (Управление детским садом).

Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник материалов / Сост. Т.В. Цветкова. - М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с. – (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).

Система сопровождения родителей. Модель организации клуба «Молодая семья»: план – программа, занятия / авт.- сос. М.В. Тимофеева. – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель. – 103 с.

Я – компетентный родитель: Программа работы с родителями дошкольников / Под ред. Л.В. Коломийченко. - - М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с. – (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).

























Приложение

Тематический план – программа Проекта

Встречи с родителями проводятся два раза в месяц

п/п

Тематика заседания

Форма проведения

Сроки

Ответственные

1

В детский сад вместе с семьей: как?

Беседа

Сентябрь 2021

Старший воспитатель

2

«Родитель» - это звучит гордо»

Круглый стол

Сентябрь 2021

Старший воспитатель,

Педагог - психолог

3

«Адаптируемся вместе»

Практикум

Октябрь 2021

Педагог - психолог воспитатели группы

4

Социальное развитие и воспитание детей дошкольного возраста

Практикум

Октябрь 2021

Старший воспитатель,

Педагог – психолог

воспитатели группы

5

Детское сообщество в жизни ребенка

Консультация

Ноябрь 2021

Педагог – психолог

6

«Роль матери и отца в развитии ребенка»

Консультация

Ноябрь 2021

Старший воспитатель,

воспитатели группы

7

Согласование позиций в воспитании ребенка

Практикум

Декабрь 2021

Педагог – психолог

воспитатели группы

8

Образ со-бытия

Практикум

Декабрь 2021

Педагог – психолог

9

«Правила жизни моего ребенка»

Тренинг

Январь 2022

Старший воспитатель,

педагог – психолог; воспитатели группы

10

Знать, понимать и уважать личность

Практикум

Январь 2022

Старший воспитатель,

педагог – психолог;

11

«Секреты психологического здоровья»

Тренинг

Февраль 2022

Педагог – психолог;

12

Играем вместе с ребенком

Практикум

Февраль 2022

Старший воспитатель,

педагог – психолог; воспитатели группы

13

«Что наша жизнь?..Игра!»

Деловая игра


Март 2022

Старший воспитатель,

педагог – психолог; воспитатели группы

14

«Детские страхи»

Практикум

Март 2022


Педагог – психолог;

15

«Воспитание культурно-гигиенических навыков»

Практикум

Апрель 2022

Воспитатели

группы

16

Шесть шагов к здоровью малыша

Круглый стол

Апрель 2022

Старший воспитатель,

педагог – психолог; воспитатели группы

17

«В царстве упрямства и капризов»

Практикум

Май 2022

Воспитатели

18

Итоговое заседание (эффективность деятельности, анализ работы, экспресс - опрос)

Круглый стол

Май 2022

Старший воспитатель,

воспитатели группы, психолог, другие специалисты









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.