12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кокина Оксана Владимировна664
Стаж педагогической работы 30 лет, учитель биологии высшей категории, почетный работник образования РФ. Ветеран труда. Классный руководитель
Россия, Тверская обл., Кувшиново
Материал размещён в группе «Биологи и экологи»
4

Система органов размножения и регуляция половых функций в процессе развития человека

Тема: Система органов размножения и регуляция половых функций в процессе развития человека.

Цель занятия: сформировать знания учащихся об особенностях развития зародыша и плода, раскрыть сущность оплодотворения .

Задачи:

Углубить знания о значении полового размножения для организмов, строении репродуктивных органов;

Продолжить развитие общебиологических понятий о самовоспроизведении организмов;

Продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать, находить черты сходства и отличия во внешнем строении зародышей человека и животных;

Продолжить воспитание у учащихся потребности в ведении здорового образа жизни и половое воспитание, основывающееся на чувствах любви и долга.

Тип занятия: изучение нового материала.

Вид занятия: семинар.

Оборудование: таблицы «Оплодотворение хордовых», «Зародыш в матке», динамическое пособие «Индивидуальное развитие хордовых»; таблички с терминами; муляж яйца курицы; модели-аппликации «Размножение и развитие хордовых», рельефные таблицы «Разрез таза человека» (мужчины и женщины), микроскопы; микропрепараты «Строение яйцеклетки млекопитающего», «Сперматозоид», «Яйцеклетка».

Ход занятия

Вступительное слово учителя. Фронтальная беседа с классом.

Изучая ботанику и зоологию, вы узнали, что наряду с питанием, дыханием, раздражимостью, ростом и развитием есть ещё один признак, который свойственен всем живым организмам.

Вопросы для обсуждения

Подумайте, что это за признак? (учащиеся называют размножение).

В чём заключается сущность этого процесса?

Какие формы размножения вам известны?

Какой способ размножения (половое или бесполое) наиболее распространён в природе как у растений, так у животных?

Почему именно половой способ размножения более прогрессивный в органическом мире?

Чтобы ответить на последний вопрос, учитель предлагает вспомнить основные черты полового размножения растений и животных.

Половое размножение цветковых растений.

Таблица 1.

Размножение в органическом мире.

Знакомые понятия

Новые понятия

Размножение

Оплодотворение

Зигота

Сперматозоид

Яйцеклетка

Яичники

Семенники

Зародыш

Матка

Плацента

Беременность

Роды

Первичные половые признаки

Вторичные половые признаки

Эмбрион

Эмбриология

Маточные трубы

Влагалище

Мошонка

Семявыводящие протоки

Гаплоидный набор хромосом

Диплоидный набор хромосом

Половое созревание

Таблица 2.

Эволюция размножения и развития позвоночных животных.

Класс позвоночных животных

Оплодотворение

Форма развития зародыша

Место развития зародыша

Рыбы

Наружное

Яйцо

Водная среда

Земноводные

Наружное

Яйцо

Водная среда

Пресмыкающиеся

Внутреннее

Яйцо

Наземно-воздушная среда

Птицы

Внутреннее

Яйцо

Наземно-воздушная среда

Млекапитающие

Внутреннее

Яйцо

Организм животного

Человек (млекопитающее)

Внутреннее

Яйцо

Организм человека

По итогам работы формулируется вывод: Млекопитающие имеют большие возможности для сохранения и выживания видов в природе, поскольку развитие зародыша происходит в организме, развит инстинкт заботы о потомстве.

Изучение нового материала.

Учитель говорит о том, что смена поколений людей связана с размножением, которое свойственно всему живому, однако в отличие от представителей животного мира люди обладают высокоразвитым сознанием и стараются строить свои семьи на основе взаимной любви и воспитывать своих детей.

В половом размножении человека участвуют две особи – мужская и женская, у которых развиваются половые клетки – сперматозоиды и яйцеклетки. С целью изучения строения половых клеток проводится лабораторная работа.

Лабораторная работа.

«Строение половых клеток человека».

Оборудование: микроскопы, микропрепараты «Сперматозоид человека», «Яйцеклетка человека», «Дробление яйцеклетки».

Задание.

1. Рассмотрите микропрепарат яйцеклетки человека под микроскопом, обратите внимание на форму и размеры клетки; зарисуйте её строение в тетради. Найдите и подпишите на рисунке наружную клеточную мембрану, ворсинки, включения, ядро, прослойку цитоплазмы.

2. Изучите процесс дробления яйцеклетки на соответствующим микропрепарате.

3.Зарисуйте строение сперматозоида, отметьте наружную клеточную мембрану, лизосому, центриоль, хвостовую нить, цитоплазму.

4. Сформулируйте и запишите вывод о соответствии строения половых клеток выполняемым им функциям.

Вопросы к учащимся:

В чём заключается генетическая сущность процесса оплодотворения?

Какую роль он играет для сохранения вида?

Почему возможно слияние яйцеклетки только с ядром одного сперматозоида?

В чём проявляется взаимосвязь строения гамет и их функций?

За счёт какой части клетки возникают различия в размерах гамет?

Знакомство со строением и функциями половых желёз человека.

Таблица 3.

ПОЛОВАЯ СИСТЕМА (система размножения).

Регулирует реализацию репродуктивной (детородной) функции.

Органы

Строение

Функции

Мужские

Внутреннее: половые железы – яички, придатки яичка

Предстательная железа

Предстательная железа

Наружные: половой член, мошонка

Образование и накапливание сперматозоидов

Образование простагландина – регулятора обмена веществ в клетках.

Образование гормона тестостерона

Женские

Внутренние: половые железы (яичники), влагалище, матка, маточные трубы

Наружные: большие и малые половые губы, клитор

Образование яйцеклеток, выработка половых гормонов.

Защитная.


 

 

Рассказ учителя.

В большинстве случаев достаточно легко отличить мужчину от женщины, юношу от девушки не только по внешним признакам, но и по походке, манере держаться, голосу и т.п. Это объясняется таким проявлением, как половой деморфизм – половые различия во внешнем облике и особенностях поведения. Но эти признаки возникают не сразу, а в рамках развития и называются процессом детерминации пола, который заканчивается к 17-18 годам. Во время полового созревания возникают особенности телосложения, связанные с полом. У-хромосома обуславливает у мальчиков более сильное развитие мышечного корсета, а Х-хромосома обеспечивает особенности развития мышц у женщины (с преобладанием развития мышц таза и бедер).

Уже в начале развития мальчики становятся физически активнее. В целом они более замкнуты, а девочки более открыты, что и формирует их профиль рефлексии (более агрессивный у мальчиков и более доброжелательный – у девочек). Однако за последние десятилетия отмечается тенденция ослабления полового деморфизма в строении и поведении. Наблюдаются феминизация у мужчин и маскулинизация у женщин. Это может быть связано с меняющимися социальными ролями мужчины и женщины на современном этапе развития человека и мутациями в развитии эндокринной деятельности у зародышей в период зачатия.

На первый взгляд детерминация пола проста и связана с хромосомами. Так считали достаточно долго. Но 25 лет назад было установлено, что пол человека определяется, присутствующим в крови у мужчин H – Y – антигеном. Попадание этого антигена в оплодотворенную яйцеклетку определяет мужской паспортный (внутренние и внешние половые органы) пол плода. Непопадание антигена в яйцеклетку – паспортный женский пол.

На первый взгляд, деятельность половой системы проявляется только у взрослых людей, с момента наступления половой зрелости. Но это не совсем верно. Половая система формируется во время внутриутробного развития. Ведь это – это не только наружные половые органы, но ещё и половые железы, и выделяемые ими гормоны.

Варианты же слияния хромосом в оплодотворенной яйцеклетке определяют гормональный статус будущего ребенка, который может и не совпадать с паспортным полом, чем объясняются гомосексуальные наклонности части людей.

Схема 1.

Варианты формирования гормонального «пола» плода.

Исходный набор хромосом

Мать ХХ

Отец ХУ

Половые клетки

Х Х

Х У

Варианты генетического набора у ребёнка и его пол

ХХ

Девочка

ХУ

Мальчик

 

Заключение и выводы по уроку.

1. Учащиеся перечисляют новые понятия и термины, с которыми они познакомились на уроке.

2. Называют правила здорового образа жизни.

3.Приводят примеры влияния фактора среды на развивающейся эмбрион.

4.Формулируют вывод о единстве происхождения органического мира.

Занятие 2.

Тема: «Великий женский секрет» Занятие проводится только для девочек

Женская половая система практически полностью расположена внутри тела, т.е. хорошо защищена в отличие от мужской половой системы.

В семенниках (яичках) вырабатываются сперматозоиды (мелкие подвижные мужские половые клетки) и гормон тестостерон. Последний влияет на такие признаки, как развитие мужских наружных половых органов и придаточных желёз (в частности, предстательной), усиленное развитие мускулатуры, рост гортани и, следовательно, низкий голос, рост и распределение волосяного покрова, особенности сексуального поведения.

Сперматозоиды в норме развиваются при температуре на 2-3 градуса ниже, чем температура полости тела. Бывают случаи мужского бесплодия, когда у мужчины при достижении половой зрелости яички не опускаются из полости тела в мошонку, температура там остаётся высокая, и сперматозоиды погибают.

Взрослеющая девочка неизбежно (если она, конечно, здорова) сталкивается с наступлением менструаций – регулярных кровотечений из влагалища. Это вполне естественный процесс, свидетельствующий о наступающей половой зрелости девушки и её способности родить ребёнка, который контролируется гормонами. Что же происходит в организме женщины на протяжении одного менструального цикла?

Если у мужчин образование сперматозоидов – процесс непрерывный, то образование яйцеклетки у женщины происходит циклически, примерно каждые 28 дней. Начинается цикл с первого дня менструации, которая продолжается примерно 4-6 дней. Перед самой менструацией под действием гормона гипофиза (прогестерона) уменьшается кровоснабжение эпителиального слоя матки. Недостаточное кровоснабжение приводит к гибели клеток эпителия. Затем приток крови усиливается, и отмерший эпителий отторгается и вместе с кровью выводится через влагалище в виде менструальных выделений.

Беременность, физиологический процесс внутриутробного вынашивания плодв у человека и живородящих животных.

Беременность начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и заканчивается рождением плода. У человека оплодотворённая яйцеклетка (зигота) дробится на дочерние клетки, одновременно продвигаясь по яйцеводу (маточной трубе) за счёт мышечных сокращений и движений ворсинок мерцательного эпителия. На 3-4 сутки комплекс из 8-12 клеток попадает в полость матки, где в течение примерно 4 суток клетки питаются за счёт небольших запасов желтка и секрета маточных желёз. Затем прилегающий участок слизистой оболочки матки с помощью ферментов, выделяемых клетками, разрушается, и комплекс целиком имплантируется (погружается) в глубину этого слоя. С этого момента начинается формирование зародыша (эмбриона) и его питание за счёт материнского организма. Связь с телом матери устанавливается через плаценту, которая образуется в месте прикрепления зародыша и соединяется с ним пуповиной. Параллельно образуются зародышевые оболочки.

Организм беременной женщины находится под влиянием гормонов, образуемых жёлтым телом (прогестерон), яичниками (фолликулин), а позднее – плацентой (эстриол и др.).

В яичнике перестают созревать граафовы пузырьки. Увеличение молочных желёз и выделение в конце беременности стимулируются гормонами гипофиза.

Изменяется структура матки. Её объём к моменту родов увеличивается в 500 раз, а масса – в 25 раз, слизистая оболочка разрастается, постепенно происходит увеличение количества и размеров мышечных волокон и сосудов, несущих кровь к плаценте. Количество крови, притекающей к матки, возрастает в 5-6 раз, обём крови – на 400-500 мл. Дыхание становится глубже, усиливается газообмен, изменяется обмен веществ, увеличивается потребность в минеральных веществах (кальций, фосфор, калий, магний, железо и др.) и витаминах. Существенные изменения отмечаются в деятельности почек, надпочечников и щитовидной железы. Возрастает подвижность сочленённого связочного аппарата таза. Усиливается пигментация. Продолжительность беременности в среднем 280 суток. За это время масса тела женщины увеличивается на 10-14 кг.

Внутриуиробное развитие ребёнка условно делят на эмбриональный период (первые два месяца), когда происходит закладка и дифференцировка тканей, и фетальный (плодный), в ходе которого плод растёт, развиваются его органы и системы. В матке плод лежит в полости плодного пузыря, внутренняя оболочка которого растянута околоплодными водами. Они обеспечивают свободное движение плода, предохраняют его от внешних толчков, сдавлении пуповины и т.п. За 1-2 месяца до родов плод занимает правильное положение, при котором в 96% случаев он располагается головкой вниз (головное предлежание), в 3,5% - вниз тазом (тазовое предлежание).

Таблица 4.

Развитие плода человека

Срок беременности

Длина плода

Масса плода

Конец 1-го месяца

0,8

-

2-го

3-3,5

-

3-го

8,9

20-30

4-го

16-17

100-120

5-го

25-27

250-300

6-го

30-32

600-700

7-го

35-36

1000-1200

8-го

38-40

1500-1600

9-го

43-45

2300-2500

10-го

Не менее 47

3200-3500

Контроль знаний.

Какие особенности строения яйцеклетки и сперматозоида связаны с выполняемыми ими функциями?

В чём сущность процесса оплодотворения?

Что происходит с зародышем после оплодотворения?

Как питается и дышит плод в организме матери?

Почему семенники и яичники называют железами смешанной секреции?

Задания по вариантам.

Задание для 1 варианта.

Составьте правила здорового образа жизни, которые должна соблюдать женщина, готовящая стать матерью, и внесите их в таблицу.

Таблица 4.

Правила здорового образа жизни

Перечень правил

Обоснование правил

Соблюдение режима дня

Полноценное питание

Запрет на курение ит.д.

 

Объясните правила гигиены беременной женщины:

- Не переутомляться;

- Больше двигаться, а не вести сидячий образ жизни;

- Носить обувь на низком каблуке;

- Не голодать, но и не переедать;

- Употреблять в пищу меньше солёного и острого;

- Не курить и не употреблять спиртного.

Задание для 2 варианта.

Перечислите факторы среды, оказывающие отрицательное влияние на развитие зародыша, и внесите их в таблицу.

Таблица 5.

Влияние факторов среды на развитие зародыша.

Факторы среды

Их влияние на зародыш

Абиотические:

Ультрафиолетовые лучи

Переохлаждение.

Биотические:

Состав продуктов питания.

Социальные:

Стресс и т.д.

 

Учитель говорит о том, что организм человека в своём развитии до рождения проходит все этапы эволюции хордовых. За девять месяцев (280 дней) жизни до рождения он проходит исторический путь, который за миллионы лет преодолел человеческий род, превращаясь из простейшего в то, что мы с гордостью называем человеком разумным. Будет ли родник людских поколений вечным? Не остановится ли светлое течение его вод?

Это зависит только от нас, от тех, кто живёт сейчас в этом мире – неповторимом и прекрасном. От взрослых, воспитывающих своих детей, и от детей, которые, став взрослыми, будут тоже воспитывать своих детей.

В заключении занятия предлагается для просмотра фильм «Взросление девочки». (Фильм к занятию 5.2.)

Опубликовано в группе «Биологи и экологи»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.