12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чиганова Елена Анатольевна663
В 1997 году окончила Хабаровский педагогический университет по специальности "русский язык и литература". 26 лет бессменно (вернее в две смены) работаю в школе.
Россия, Хабаровский край, р.п.Хор

Система вопросов по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева»

  1. «История первая, в которой говорится о зеркале и его осколках»


В центре первой главы, да и всей сказки лежит конфликт дьявольского и божественного, человек тоже находится в этой системе координат. Что победит (дьявольское или божественное), зависит от человека.


s1658317913.jpg

Кто такой тролль? Встречался ли вам этот герой в других сказках? Что вы знаете о нем? Какие слова передают отношение автора к нему?

 С какой целью тролль создал зеркало? Развиваем мотив зеркала, вспоминаем, в каких произведениях пятиклассники уже встречались с этим предметом («Сказка о мертвой царевне…», «Королевство кривых зеркал»).

Говорят, что самое страшное орудие зла – насмешка. Согласны ли вы с этим? Докажите, используя текст главы.     Один мудрый человек сказал, «дьявол – обезьяна Бога». Как вы понимаете эту фразу?         

Что задумали ученики тролля? Допустимо ли это? Можно вспомнить мифы об Икаре, библейское предание о Вавилонском столпотворении. Почему зеркало разбилось? Что случилось с осколками?

Почему у тролля были ученики, ведь он был «злющий-презлющий». Может ли зло иметь последователей? Приведите примеры.

  1. «История вторая. Мальчик и девочка»


1.Опишите то место, где жили Кай и Герда (устное словесное рисование).

Какие цветы росли в их садике? Почему именно розы? // А.Плещеев «Был у Христа-Младенца сад…»

2. Чем занимались дети летом? Зимой? О каких пчелах заходит речь? Они принадлежат тому же миру что и розы?

3. Почему после слов Кая о Снежной королеве бабушка завела разговор о другом?

4. Опишите Снежную королеву. Какова реакция Кая на ее появление?

5. Чем Герда отличается от Кая? (речевая характеристика) Почему ей, а не Каю автор доверяет петь псалом?

6. Как вы думаете, почему не Герде, а Каю попал в глаз осколок? Как изменилось его поведение? Обращаем внимание на то, что Кай выучился передразнивать бабушку, соседей, Герду // «дьявол – обезьяна Бога»

7.Какую характеристику дает автор Герде? В каких словах она звучит?

8. Снежинка – цветок, но цветок какого мира?

 9. Анализ эпизода «Кай в санях Снежной королевы». Почему Кай не может вспомнить «Отче наш», а в уме у него вертится она таблица умножения?

10. Почему Снежная королева путешествует на белых курицах?

11. Как меняется Кай с каждым поцелуем Снежной королевы?

Домашнее задание. Представьте, что вы цветок. Какой именно? Расскажите почему он? + рисунок цветка


  1. «История третья. Цветник женщины, умевшей колдовать»


  1. Что внушило Герде мысль о том, что Кай жив? //близость к природе//фольклор
  2. Какую роль в понимании образа Герды играют красные башмачки? Почему речка вернула их Герде?
  3.  Расскажите о старушке. Не настораживает ли что-то в ее поведении? Почему она названа то «старушка», то «старуха». Зачем она запирает дверь на ключ?
  4. Старушка говорит: «Давно мне хотелось иметь такую миленькую девочку!» Как эти слова характеризуют ее? О ком думает она прежде всего?
  5. Что рассказали Герде розы? Почему они не смогли помочь ей? Чем они похожи на свою хозяйку?


  1. «История четвертая. Принц и принцесса»


  1. Почему посещение замка – это испытание для Герды? Как она справляется с ним?


  1. «История пятая. Маленькая разбойница»


  1. Расскажите о характере, поведении маленькой разбойницы? Почему она такая «необузданная и своевольная»? Она «избалованна и упряма», но почему у нее «какие-то печальные глаза»?
  2. Как разбойница относится к окружающим: людям, животным?
  3. Как ведет себя разбойница при расставании? Какие качества проявляет?


  1. «История шестая. Лапландка и финка»


  1. Что за герой олень? Зачем дан его образ? Что и с какими ранее встретившимися героями его сближает?
  2. В чем заключается мудрость финки? В чем, по мнению финки, заключается сила Герды?
  3. Анализ эпизода «Противостояние Герды войскам Снежной королевы». Что помогло Герде победить?


  1. «История седьмая. Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом»


  1. Опишите царство Снежной королевы. Почему здесь опять встречается зеркало/озеро? Что оно символизирует?
  2. Почему Снежная королева обещает Каю «весь свет и пару новых коньков»?
  3. Как изменились Кай и Герда, вернувшись домой? В чем смысл слов, сказанных бабушкой: «Если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное»? Как они соотносятся со словами финки о Герде « … ее сила в том, что она невинный милый ребенок»?
  4. /data/files/i1658317965.pptx (Презентация СК)
Опубликовано


Комментарии (3)

Легоцкая Вера Сергеевна, 20.07.22 в 14:56 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Анатольевна, полезный материал.
Устинова Валентина Ивановна, 21.07.22 в 08:34 0Ответить Пожаловаться
Елена Анатольевна, спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.