12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Власенко Тамара Анатольевна17

Программа элективного курса

«Словарный состав языка».



Данная программа предназначена в качестве элективного курса для учащихся 9-ых классов любой общеобразовательной школы. Программа содержит тематическое планирование курса с указанием тем, подробным описанием теоретической и практической частей учебного процесса.

Курс рассказывает о богатстве словаря русского языка, о средствах выразительности. Основная цель курса – научить сознательному выбору именно таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают мысль и чувство говорящего или пишущего.

Продолжительность курса – 34 часа.

Словарь – это Вселенная,

расположенная в алфавитном порядке.

А.Франс.



Пояснительная записка.

Богатство русского языка проявляется прежде всего в лексике. Трудно сосчитать все слова русского языка и включить их в словари, даже самые большие. Жизнь общества, вся история человечества, история науки, техники и культуры отражается в словах, которые фиксируются в словарях.

Слова называют предметы, явления, признаки и действия окружающего мира. Чем больше человек познает мир, тем больше он открывает в нем много нового, и все новое соответственно называет словами. Весь познанный мир, следовательно, отражается в словарном составе языка. Русский язык по запасу слов является одним из богатейших в мире.

Цель курса «Лексика»: научить сознательному выбору именно таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают мысль и чувство говорящего или пишущего.

Задачи курса:

- расширение и систематизация научных знаний о лексикологии (словарном составе языка); - формирование навыков проведения различных видов анализа слова (этимологического, лексического);

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в зависимости от ситуации и стиля общения;

- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка; стремление к речевому самосовершенствованию.

Содержательной основой занятий по данному курсу является обобщение ранее приобретенных знаний и умений по русскому языку с более глубоким осмыслением отношений между словами.

Методы обучения (словесные и наглядные) соотносятся с задачами и целями курса.

В программе представлен примерный тематический план данного курса с указанием количества часов, рекомендуемых на изучение каждой темы.



Основные направления и формы деятельности:

1.Теоретические учебные занятия. 2. Практические учебные занятия.

Ожидаемые результаты: - повышение грамотности; - обогащение словарного запаса; - повышение речевой культуры; - расширение познания окружающей действительности.

Учебно – методическое и информационное обеспечение программы курса:

- библиотека и читальный зал; - школьный сайт; - ЭОРы; - словари («Толковый словарь русского языка» В.И.Даля, «Краткий этимологический словарь» Н.М.Шанского, «Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П.Жукова, А.В.Жукова, «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, «Словарь современного русского языка» К.С.Горбачевича, «Словарь иностранных слов»).

Материально – технические условия реализации программы курса: - наличие учебной программы элективного курса «Лексика»; - наличие учебных пособий, справочников, словарей для обучающихся; - учебный кабинет для занятий; - компьютер с выходом в Интернет; - принтер.



Учебно – тематический план элективного курса.


Наименование темы


Всего часов


Количество часов

Форма занятий

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Слово и его лексическое значение.

2

1

1

лекция учителя

2.

Однозначные и многозначные слова.

2

1

1

беседа

3.

Омонимы.

2

1

1

наблюдения за использованием омонимов

4.

Синонимы.

2

1

1

сообщения учащихся

5.

Антонимы.

2

1

1

семинарское занятие на умения различать омонимы, синонимы, антонимы

6.

Исконно русские слова.

2

1

1

лекция учителя

7.

Заимствованные слова.

2

1

1

беседа

8.

Старославянизмы.

2

1

1

практическая работа на умение различать исконно русские слова, заимствованные слова и старославянизмы

9.

Общеупотребительные и необщеупотребительные слова.

2

1

1

беседа

10.

Диалектные слова.

2

1

1

лекция учителя

11.

Профессионализмы.

2

1

1

деловая игра на умение находить в тексте диалектные слова, общеупотребительные слова, профессионализмы

12.

Активная и пассивная лексика русского языка.

2

1

1

лекция учителя

13.

Неологизмы.

2

1

1

беседа

14.

Паронимы.

2

1

1

сообщения учащихся

15.

Фразеологизмы.

2

1

1

практическая работа на умение находить в тексте фразеологизмы и заменять их синонимами

16.

Текст. Средства выразительности в тексте.

2

1

1

семинарское занятие на тему «Средства выразительности»

17.

Лексические ошибки. Редактирование текста.

2

1

1

редактирование текста

Содержание программы

Слово и его лексическое значение. Буквы и звуки. Звуки гласные и согласные. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные. Транскрипция. Звукопись в художественном тексте. Морфема – значимая часть слова. Словообразующие морфемы. Корни – омофоны и корни – омонимы. Этимология как раздел лингвистики. Чередование гласных и согласных в морфемах. Способы объяснения лексического значения слова. Знакомство с толковым словарем. Практическое занятие. Уметь различать звуки и буквы. Транскрибировать слово. Соотносить количество букв и звуков в словах. Делить слова на слоги, находить ударный слог. Фонетико – орфографический анализ слова. Оглушение – озвончение согласных звуков. Слабая и сильная позиции. Дать представление о звукописи как художественном приеме, наблюдение за использованием звукописи в литературных произведениях. Морфемный разбор слова. Показать выразительные возможности суффиксов и приставок, однокоренных слов. Работа с этимологическим словариком. Тренировка умения опознавать корни с чередованием гласных (объяснительный диктант). Объяснение лексического значения слова путем толкования. Формировать умения использовать синонимы и антонимы для объяснения лексического значения слова.

Однозначные и многозначные слова. Знакомство с толковым словариком. Многообразие значений слова. Различные отношения между словами (синонимические и антонимические), особенности их сочетания. Явление переноса значений. Прямое и переносное значение слова. Изобразительные средства языка. Роль тропов в художественном тексте. Практическое занятие. Дать свои толкования названий выбранных предметов, сверить свои определения со статьями толкового словаря. Познакомить учащихся со словариками синонимов и антонимов. Научить видеть средства выразительности (метафору, эпитет, сравнение) и понимать их роль в художественной речи. Уметь сравнивать художественный и научный тексты.

Омонимы. Омонимы и похожие на них явления (омоформы, омографы, омофоны). Причины возникновения омонимов. Омонимы в художественной литературе. Словари омонимов. Практическое занятие. Развивать умения находить в тексте омонимы; различать омонимы и разные значения многозначного слова. Научить видеть разницу между омофонами, омографами, омоформами. Показать использование омонимов в художественной литературе. Работа со словарем омонимов.

Синонимы. Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов. Словари синонимов. Идеографические синонимы. Стилистические синонимы. Контекстуальные синонимы. Практическое занятие. Развивать умения находить в тексте синонимы. Тренировка в умении подбирать синонимы к слову. Работа со словарем синонимов. Уметь различать идеографические, стилистические, контекстуальные синонимы.

Антонимы. Разнокорневые и однокорневые антонимы. Многозначные слова и их антонимы. Синонимичные пары антонимов. Контекстуальные антонимы. Стилистические приемы, основанные на применении антонимов (антитеза, оксюморон). Словари антонимов. Практическое занятие. Уметь находить в тексте антонимы. Тренировать умения различать антонимы и синонимы. Уметь видеть контекстуальные антонимы, стилистические приемы. Работа со словарем антонимов.

Исконно русские слова. Общеславянский язык. Три пласта исконно русских слов с точки зрения их происхождения. Старославянизмы. Практическое занятие. Тренировать умения находить исконно русские слова, уметь их сравнивать с церковнославянизмами. Работа с этимологическим и толковым словариками.

Заимствованные слова. Иноязычные слова в русском литературном языке. Причины появления иноязычных слов. Три типа иноязычных слов (заимствованные, экзотические, иноязычные вкрапления). Роль иноязычных слов. Практическое занятие. Тренировать умение различать исконно русские и заимствованные слова и выяснять необходимые сведения о словах по этимологическому и толковому словарикам. Уметь пользоваться орфоэпическим словариком для определения правильного произношения иноязычных слов. Познакомиться с иноязычными морфемами.

Старославянизмы. Близость старославянского языка древнерусскому языку. Особенности старославянизмов. Обогащение русского языка старославянизмами. Использование старославянизмов в художественных и публицистических произведениях. Практическое занятие. Уметь различать старославянские и исконно русские слова. Тренировать умения находить старославянизмы в текстах разных стилей.

Общеупотребительная и необщеупотребительная лексика. Общеупотребительные слова. Совершенствование и обогащение лексики национального русского языка. Слова территориально ограниченного употребления. Практическое занятие. Уметь различать общеупотребительные слова от необщеупотребительных слов. Познакомиться с разными способами образования новых слов.

Диалектизмы. Диалектизмы как слова ограниченного употребления. Использование диалектных слов в художественных произведениях. Диалекты семантические, лексические, этнографические. Практическое занятие. Уметь различать диалектизмы и общеупотребительные слова. Совершенствовать умения работать с этимологическим и толковым словарями.

Профессионализмы. Профессионализмы как слова ограниченного употребления. Использование профессиональных слов в художественных произведениях. Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки. Практическое занятие. Уметь различать профессиональные и диалектные слова. Формировать умения находить профессионализмы в текстах, работать со словарями.

Активная и пассивная лексика. Устаревшие слова. Деление лексики в зависимости от употребления в разные исторические эпохи. Устаревшие слова и их значение. Архаизмы и историзмы. Причины устаревания слов в языке. Использование устаревших слов в художественных произведениях. Судьба устаревших слов в языке. Практическое занятие. Уметь различать активную и пассивную лексику, находить архаизмы и историзмы в текстах, видеть их разницу.

Неологизмы. Причины появления новых слов в русском языке. Неологизмы – плод творчества всего народа –языкотворца. Неологизмы авторские, языковые. Практическое занятие. Уметь определять причины появления неологизмов в речи и перехода их в разряд общеупотребительных. Учиться с осторожностью употреблять новые слова в тексте.

Паронимы. Сходство и различие слов – паронимов. Роль паронимов в речи. Словарь паронимов. Практическое занятие. Уметь различать слова – паронимы, правильно употреблять их в речи. Отличать паронимы от однокоренных слов, синонимов и омонимов.

Фразеологизмы. Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизм и слово. Причины возникновения фразеологизмов. Сфера употребления фразеологизмов. Национальное своеобразие русской фразеологии. Цели и задачи изучения фразеологии. Практическое занятие. Уметь опознавать в речи фразеологизмы и объяснять их значение путем подбора синонимов и с помощью толкования. Учиться правильно употреблять их в речи.

Текст. Средства выразительности в тексте. Основные признаки текста. Использование средств выразительности в тексте. Практическое занятие. Научиться видеть средства выразительности в тексте и понимать их роль в художественной речи. Уметь употреблять тропы в текстах.

Лексические ошибки. Редактирование текста. Классификация ошибок и их исправление. Практическое занятие. Исправление ошибок в сочинениях учащихся, редактирование текстов.



Литература для учителя.

Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1989. Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. М., 1986. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. М.: 1988. Вартаньян В. А. Путешествие в слово. М. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. М., 1984 Введенская Л. А., Баранов М. Т., Гвоздарев Ю. А. Русское слово. М.: Просвещение, 1983. Гвоздарев Ю. А. Рассказы о русской фразеологии. М. Диденко С. А., Диденко Л. В. Готовимся к экзамену по русскому языку и литературе. Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. М.: 1988. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. М.: 2004. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1998.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.