12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Антоновская Татьяна Алексеевна25
Россия, Архангельская обл., Вельск

Таблица 1 – Учебная программа для 1 класса

п/п

Уровень

образования

Основные

элементы содержания

Основные

способы деятельности

Личностные и

социально значимые результаты

1

«Жизненные потребности человека»

Какие жизненные потребности необходимы человеку (еда, вода, жилье, одежда, воздух)

Выявлять особенности жизненных потребностей, их разнообразие и способы удовлетворения в процессе обсуждения

Личностные результаты:

идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству через такой атрибут как денежная единица;

проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности;

проявлять понимание и уважение к деньгам как части материальной ценности;

различать основные нравственно-этические понятия финансовой культуры: предусмотрительность, рачительность, бережливость, хозяйственность;

соотносить понятие экономии средств с моральной нормой;

оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);

использовать имеющийся практический финансовый опыт при выполнении учебных действий;

2

«Товары и услуги»

Какие товары и услуги необходимы для удовлетворения жизненных потребностей

Приводить примеры товаров и услуг, опираясь на собственный опыт

3

«Потребители и производители»

Кто такие потребители и производители

Высказывать предположения о потребителях и производителях и выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор

4

«Зачем нужны деньги?»

Для чего нужны деньги, какие виды денег существуют - монеты и купюры и их происхождение

Описывать и сопоставлять характеристики видов денег по одному (нескольким) признакам; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между потребностями и такими способами их удовлетворения, как покупка и плата

5

«Откуда берутся деньги и куда тратятся?»

Как можно заработать деньги и как можно потратить деньги

Выявлять способы зарабатывания денег и их трат в ходе обсуждения, опираясь на имеющийся опыт и представления

проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

Социально значимые результаты:

развитие социальных мотивов: стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;

оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные примеры и доказательства

6

«Экономия средств»

Что такое экономия средств. Способы экономии средств

Осуществлять простое моделирование: (разработка и создание копилки; ведение учетной ведомости сэкономленных средств и того, что они имеют в своей копилке; поход в магазин с заранее составленным списком, организация импровизированного магазина в классе)

7

«Какие люди умеют экономить?»

Что значит быть предусмотрительным, бережливым, хозяйственным, рачительным

Обсуждать проблемные вопросы; приводить примеры, что значит быть бережливым, хозяйственным, рачительным




Таблица 2 – Учебная программа для 2 класса

п/п

Уровень

образования

Основные

элементы содержания

Основные

способы деятельности

Личностные и

социально значимые результаты

1.

«Что можно купить за деньги?»

Деньги – как средство удовлетворения экономических потребностей, а не желаний

Выявлять особенности экономических потребностей и роль денег в их удовлетворении в ситуации выбора

Личностные результаты:

проявлять понимание и уважение к деньгам как средству удовлетворения экономических потребностей, а не желаний;

проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности как части общей культуры человека;

различать основные нравственно-этические понятия финансовой культуры: этика и честность, ответственность;

соотносить понятие экономии с ответственностью и принятой нормой;

оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);

использовать имеющийся практический опыт, связанный с учебой в школе для интерпретации знакомых им экономических потребностей;

2.

«Кто и как помогает нам учиться?»

Экономические потребности, связанные с учебой в школе; откуда берутся услуги, которыми ученики пользуются в школе (вода, тепло, электричество, питание и т.д.)

Приводить примеры товаров и услуг для удовлетворения потребностей в образовании опираясь на собственный опыт

3.

«Кто оплачивает нашу учебу?»

Кто платит за отдельные виды услуг, связанные с учебой

Высказывать предположения и выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопросы «как вы думаете?», «что значит?», «какие варианты или способы возможны?»; «кто помогает удовлетворять потребности учеников в школе»)

4.

«Зачем надо экономить?»

Экономия – распространенная и необходимая практика

Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между расточительством и экономией средств и благосостоянием человека, общества;

обсуждать проблемные вопросы о значении экономии средств

проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

Социально значимые результаты:

развитие социальных мотивов: стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;

владение необходимыми для жизни в современном обществе умениями социальной активности и элементами функциональной грамотности при планировании и осуществлении доступных финансовых отношений;

оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные примеры и доказательства

5.

«С чего начинается экономия?»

Планирование трат

Осуществлять простое моделирование: (разработка и изготовление копилки как элемента отечественной культурной практики (узнаваемая форма и символ копилки); ведение учетной ведомости сэкономленных средств и того, что они имеют в своей копилке на «черный день»; создание списка покупок для похода на рынок

6.

«Почему важно быть честным»

Этика и честность – важные аспекты финансовых отношений

Разыгрывание разных социальных ролей («покупатель» и «продавец» на рынке)

7.

«Какими могут быть деньги»

Разные виды денег, современные платежные средства (электронный кошелек, банковская карта и т.д.)

Описывать и сопоставлять характеристики видов денег и платежных средств по одному (нескольким) признакам;

8.

«Я хочу купить, что я должен знать»

Понятия: «цена», «дешевый», «дорогой», «сдача»

Характеризовать признаки понятий: «цена», «дешевый», «дорогой», «сдача»






Таблица 3 – Учебная программа для 3 класса

п/п

Уровень

образования

Основные

элементы содержания

Основные

способы деятельности

Личностные и

социально значимые результаты

1.

«Что значит покупать и продавать?»

Покупки и продажи; оптовые и розничные покупки и продажи

Выявлять проблемы покупки и продажи в ситуации выбора;

выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопросы «как вы думаете?», «что значит?», «какие варианты или способы возможны?»; «что покупать»);

приводить примеры покупок для удовлетворения различных видов экономических потребностей;

высказывать предположения,

описывать и сопоставлять виды покупок и продаж по одному (нескольким) признакам

Личностные результаты:

проявлять понимание взаимосвязи, взаимозависимости, существующей между производителями товаров и услуг;

проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности как части общей культуры человека;

различать основные нравственно-этические понятия финансовой культуры: этика и честность, ответственность, выгода;

соотносить понятие экономии с ответственностью и принятой нормой;

оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);

использовать имеющийся практический опыт финансовых отношений и давать самооценку;

2.

«Закон спроса и предложения

Спрос и предложение, закон спроса и предложения

Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между спросом и предложением


Продолжение таблицы 3.

п/п

Уровень

образования

Основные

элементы содержания

Основные

способы деятельности

Личностные и

социально значимые результаты


на рынке потребительских товаров»



проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

Социально значимые результаты:

развитие социальных мотивов: стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;

владение необходимыми для жизни в современном обществе умениями социальной активности и элементами функциональной грамотности при планировании и осуществлении доступных финансовых отношений;

овладение знаниями, умениями, способностью к познанию мира, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию;

находить дополнительную информацию, используя справочную литературу и источники Internet;

3.

«Откуда берется цена?»

Цены и их виды; цена – как компромисс между спросом и предложением

Характеризовать признаки понятий: «цена», «рынок», «спрос», «предложение»; высчитывать цену товара с учетом соотношения разных курсов (рубля и доллара, рубля и евро)

4.

«Откуда берутся товары и услуги?»

Товары и услуги, их виды и происхождение

Характеризовать признаки понятий «товар», «услуга», осуществлять простое моделирование: (конструирование и изготовление «товаров»; изготовление «денег», ведение учетной ведомости заказа и товары и услуги)

5.

«Что такое рынок?»

Рынок – как пространство, где происходит продажа и покупка товаров и услуг

Разыгрывание разных социальных ролей («покупатель», «продавец», «глава семьи», «хозяин магазина» и т.д.);

6.

«Ты – грамотный потребитель»

Обмен и деньги; что выгоднее – купить или арендовать

Характеризовать признаки понятий «обмен», «аренда»

оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные примеры и доказательства;


7.

«Ты – деловой человек»

Финансовая этика, правила делового общения и поведения

Характеризовать признаки понятий «финансовая этика»; обсуждать проблемные вопросы этического поведения потребителя и этики делового общения


Таблица 4 – Учебная программа для 4 класса

п/п

Уровень

образования

Основные

элементы содержания

Основные

способы деятельности

Личностные и

социально значимые результаты

1.

«Цена и стоимость»

Ценность денег; стоимость денег


Выявлять проблемы ценности денег в историческом аспекте;

выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопросы «как вы думаете?», «что значит?», «какие варианты или способы возможны?»)

Личностные результаты:

идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;

проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности;

проявлять понимание и уважение к деньгам как части материальной ценности;

проявлять понимание взаимосвязи, взаимозависимости, существующей между производителями товаров и услуг;

различать основные нравственно-этические понятия финансовой культуры: этика и честность, ответственность, выгода;

соотносить понятие экономии с ответственностью и нормами демократического общества;

оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);

2.

«Национальная валюта»

Концепции наличия валюты и ее роль в обществе (история денег)

Характеризовать признаки понятия «валюта»; делать простые расчеты (цена товара с учетом соотношения разных курсов (рубля и доллара, рубля и евро; проценты и т.д.);

3.

«Ты - потребитель»

Потребитель товаров и услуг

Осуществлять простое моделирование: разыгрывание разных социальных ролей («иностранец», «покупатель» и т.д.).

4.

«Ты - производитель»

Производитель товаров и услуг

Осуществлять простое моделирование: разыгрывание разных социальных

Продолжение таблицы 4

п/п

Уровень

образования / класс

Основные

элементы содержания

Основные

способы деятельности

Личностные и

социально значимые результаты




ролей «хозяин фирмы», «работник» т.д.); приводить примеры производителей различных товаров и услуг

использовать имеющийся практический опыт финансовых отношений и давать само- и взаимооценку;

проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

Социально значимые результаты:

развитие социальных мотивов: стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;

владение необходимыми для жизни в современном обществе умениями социальной активности и элементами функциональной грамотности при планировании и осуществлении доступных финансовых отношений;

овладение знаниями, умениями, способностью и готовностью к познанию мира, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию;

приобретение способности и готовности работать самостоятельно, брать на себя ответственность, замечать проблемы и искать пути их решения, анализировать новые ситуации и применять имеющиеся знания для такого анализа;

находить дополнительную информацию, используя справочную литературу и другие источники, в том числе в средствах Internet;

оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные примеры и доказательства;

осуществлять взаимодействие с группой и классом, учителем; использовать правила общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях

5.

«Что такое средства и результаты труда?»

Взаимозависимость потребителей и производителей

Приводить примеры взаимозависимости потребителей и производителей; людей разных профессий; высказывать предположения о видах деятельности человека;

обсуждать проблемные вопросы

6.

«Что где производят в мире?»

Географическое разнообразие мест производства товаров

Выявлять географическое разнообразие мест производства товаров как в отечественном так мировом аспектах

7.

«Все работы хороши»

Взаимодействие и взаимосвязь людей разных профессий

Осуществлять простое моделирование: (составление цепочки производства товара; описание характера движения товара с точки зрения экспорта и импорта; высказывать предположения о причинах экспорта и импорта; обсуждать проблемные вопросы о взаимозависимости людей разных профессий


8.

«Природные и трудовые ресурсы»

Ресурсы и их виды, ограниченность ресурсов

Характеризовать признаки понятия «ресурсы»,

описывать и сопоставлять виды ресурсов по одному (нескольким) признакам; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между ресурсами, их ограниченностью и ценой.

9.

«Бюджет»

Бюджет (семейный, государственный) и азы его планирования

Характеризовать признаки понятия «бюджет», отвечать на вопросы «как планировать бюджет»);

осуществлять простое моделирование: составление бюджета праздника, вечеринки ведение «Книги расходов»






Таблица 5 – Учебная программа для 5 класса

п/п

Уровень

образования

Основные

элементы содержания

Основные

способы деятельности

Личностные и

социально значимые результаты

1.

«Потребности и

желания»

Потребности и желания – как проявления общего и особенного; жизненно необходимые потребности; что необходимо для удовлетворения потребностей

Осуществлять логические операции установления отношений между понятиями «потребность» и «желание» – как проявления общего и особенного; устанавливать причинно-следственные связи между потребностью и способам её осуществления

Личностные результаты:

идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;

проявлять интерес к знаниям о финансовой

2.

«Экономическая деятельность личности, семьи, школы и организаций»

Кто помогает нам удовлетворять потребности (люди или организации); неудовлетворенные потребности; причины возникновения неудовлетворенных потребностей

Составление цепочки характер услуги, которой я пользуюсь производитель

культуре, грамотности – как необходимой потребности;

проявлять понимание и уважение к основным правам и обязанностям гражданина, ориентироваться в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;

оценивать себя и других при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении;

использовать основы социально-критического мышления;

проявлять в конкретных случаях социальных отношений и взаимодействий уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

демонстрировать уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

Социально значимые результаты:

развитие социальных мотивов: потребность в самовыражении и самореализации, стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;

владение необходимыми умениями строить жизненные планы и вести бюджет с учётом конкретных социально-экономических условий;

приобретение способности и готовности работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации со сверстниками и взрослыми; владение необходимыми для жизни в современном обществе умениями социальной активности и элементами функциональной грамотности при планировании и осуществлении доступных финансовых отношений и операций; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осуществлять расширенный поиск дополнительной информации, используя справочную литературу и другие источники, в том числе в средствах Internet;

структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста;

3.

«Что

не купишь за деньги?»

Потребности, которые нельзя купить – потребность в любви и дружбе

Осуществлять нравственный выбор способов решения задач в ситуации, связанными с трудностями, в том числе экономическими, проявлять готовность преодолевать их в типичных жизненных ситуациях

4.

«Что мы

покупаем

в первую очередь»

Потребности, которые можно купить за деньги – еда, крыша над головой и одежда.

Анализировать простые жизненные ситуации и самостоятельно решать экономические вопросы повседневной жизни.

5.

«Зачем

нужны

деньги?»

Роль денег в осуществлении потребностей.

Объяснять роль денег в осуществлении потребностей, поддержания качества жизни

6.

«Заработная плата»

От чего зависит размер зарплаты;

справедливо ли платить всем одинаковую зарплату; прожиточный минимум

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей между заработной платой, уровнем жизни и ответственностью общества.

7.

«Доходы, богатство и бедность»

Доход и богатство, основы трудовой деятельности человека, включая трудовую деятельность подростка; богатые и бедные, разница в уровнях жизни бедных и богатых; кому государство и общество должно помогать.

Определять пути получения и увеличения доходов; понимать зависимость между затратами труда и заработной платой; соотносить понятия бедность и богатство; определять свое собственное место в структуре занятости и области применения своих возможностей; приводить примеры видов домашнего труда; высказывать мнение и рассуждать о роли государства, общества и семьи в поддержке малоимущих, социально незащищенных граждан

8.

«Сколько стоит еда?»

одна из главных потребностей – еда; сколько стоит еда, которую ты съедаешь за день; цена и общая стоимость, альтернативная стоимость

Осуществлять сравнение и обобщать понятия «цена» и «стоимость»; сопоставлять цены на одни и те же товары;

анализировать простые жизненные потребности и самостоятельно решать вопросы повседневной жизни; применять альтернативную стоимость для принятия решений в типичных жизненных ситуациях.




Продолжение таблицы 8

Продолжение таблицы 8

п/п

Уровень

образования / класс

Основные

элементы содержания

Основные

способы деятельности

Личностные и

социально значимые результаты



и бедные, разница в уровнях жизни бедных и богатых; кому государство и общество должно помогать.

и богатство; определять свое собственное место в структуре занятости и области применения своих возможностей; приводить примеры видов домашнего труда; высказывать мнение и рассуждать о роли государства, общества и семьи в поддержке малоимущих, социально незащищенных граждан

отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации со сверстниками и взрослыми; владение необходимыми для жизни в современном обществе умениями социальной активности и элементами функциональной грамотности при планировании и осуществлении доступных финансовых отношений и операций; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осуществлять расширенный поиск дополнительной информации, используя справочную литературу и другие источники, в том числе в средствах Internet;

структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

владеть устной и письменной речью;

строить монологическое контекстное высказывание; 

планировать общие способы работы;

использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

8.

«Сколько стоит еда?»

одна из главных потребностей – еда; сколько стоит еда, которую ты съедаешь за день; цена и общая стоимость, альтернативная стоимость

Осуществлять сравнение и обобщать понятия «цена» и «стоимость»; сопоставлять цены на одни и те же товары;

анализировать простые жизненные потребности и самостоятельно решать вопросы повседневной жизни; применять альтернативную стоимость для принятия решений в типичных жизненных ситуациях.

9.

«Закон и порядок»

Закон – как механизм защиты прав и права ребенка; «Конвенция Объединенных Наций по Правам Ребенка» – документ для детей, гарантирующий права детей на: жизнь (право иметь жизненно важные потребности – пищу, воду, кров, оздоровление и т.д.), защиту, развитие (учебу, культуру и т.д.), голоса (свободное выражение своего мнения, своих чувств и эмоций)

Объяснять основные юридические понятия «закон», «права», роль права в жизни общества; приводить примеры основных прав детей и механизмов их защиты

10.

«Права и обязанности»

Права и обязанности; соблюдение прав и обязанностей –

основа для безопасности;

Выявлять связи и отношения в ходе обсуждения вопросов о правах и обязанностях; объяснять изученные правила безопасности на конкретных примерах; владеть элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…?»).

11.

«Бюджет семьи»

Бюджет семьи, планирование бюджета семьи; сравнительные покупки как способ экономии бюджета; ответственность и экономия в семейном бюджете.

Осуществлять простое моделирование: (планирование и составление бюджета семейного праздника, вечеринки); разыгрывание разных социальных ролей («продавец», «покупатель»; «директор фирмы», «работник», «глава семьи» и т.д.); ведение «Книги расходов».




Таблица 6 – Учебная программа для 6 класса

п/п

Уровень

образования

Основные

элементы содержания

Основные

способы деятельности

Личностные и

социально значимые результаты

1.

«Права и обязанности»

Права и обязанности; соблюдение прав и обязанностей – основа общественных отношений, социального партнерства; что такое демократия.

Осуществлять логические операции установления отношений между понятиями «право» и «обязанность»; объяснять сущность понятия «демократия» – как основы общественных отношений.

Личностные результаты: идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;

проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности – как необходимой потребности;

проявлять понимание и уважение к основным правам и обязанностям гражданина, ориентироваться в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;

оценивать себя и других при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении;

использовать основы социально-критического мышления;

проявлять в конкретных случаях социальных отношений и взаимодействий уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

демонстрировать уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

Социально значимые результаты:

развитие социальных мотивов: потребность в самовыражении и самореализации, стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;

владение необходимыми умениями строить жизненные планы и вести бюджет с учётом конкретных социально-экономических условий;

приобретение способности и готовности работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации со сверстниками и взрослыми; владение необходимыми для жизни в современном обществе умениями социальной активности и элементами функциональной грамотности при планировании и осуществлении доступных финансовых отношений и операций;

осмысление собственных ценностно-смысловых установок по отношению к социо-природной среде и своему образу жизни, потребностям и желаниям;

адекватная само- и взаимооценка учебной и социально значимой деятельности;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осуществлять расширенный поиск дополнительной информации, используя справочную литературу и другие источники, в том числе в средствах Internet;

структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

владеть устной и письменной речью;

строить монологическое и диалогическое контекстное высказывание;

планировать и организовывать совместные цели и способы работы;

использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

планировать и организовывать совместные цели и способы работы;

использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей


2.

«Источники формирования и статьи распределения доходов»

Способы заработать деньги, заведовать ими, копить их и рационально тратить; основные потребности, необходимые для жизни; удовлетворение потребностей

Устанавливать причинно-следственные связи между способами заработка, источниками формирования доходов и осуществления трат, удовлетворения потребностей;

анализировать и оценивать деятельность экономических субъектов: личности, семьи, школы и т.д. в разных жизненных ситуациях

3.

«Права и обязанности»

Международный закон о правах детей «Конвенция о правах ребёнка»;

права и ответственность – две стороны одной медали;

разумное обращение с деньгами – как обязанность.

Объяснять роль международного закона о правах детей «Конвенции о правах ребёнка» в осуществлении прав детей;

осуществлять сравнение и обобщать понятия «права» и «обязанности»;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей между заработной платой, уровнем жизни и разумным обращением с деньгами.

4.

«Ученье - свет»

Образование – как право и обязанность, ключ к переменам, личностному развитию; финансовая грамотность, образование – путь к поликультурным знаниям и умениям, реализации возможности использовать собственные способности в жизни, повышению ее качества

Сознательно и эффективно определять области применения своих возможностей; понимать выгоду своего образования, развития, совершенствования; выявлять связи и отношения в ходе обсуждения вопросов о роли образования в достижении потребностей и повышения качества жизни

5.

«Где и как хранят деньги?»

Банк; ссудный процент; вексель; организация работы банка

чековая книжка; сберегательная книжка; текущий счет; сберегательный счет;

можно ли взять деньги на прокат; кредит; депозит; вклады/снятие денег со счёта; процентная ставка

Объяснять за что банки получают проценты, выгодно ли давать деньги в кредит, в результате чего может наступить банкротство банка;

сопоставлять понятия «доход/расход», «вклад/снятие», «личный/общий бюджет»; объяснять различия форм хранения сбережений (вексель, чековая книжка, сберегательная книжка и т.д.);

рассчитывать процентную ставку.

6.

«Бюджет»

Личный бюджет; общий (семейный) доход и расход; ежемесячный доход и расход, работа/заработки; баланс

Владеть элементарными умениями прогноза доходов и расходов личного и общего бюджета (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…?»); осуществлять простое моделирование: (ведение «Книги расходов»; выполнение творческой работы; разыгрывание разных социальных ролей («менеджер банка», «вкладчик»; «глава семьи» и т.д.)

7.

«Финансовые цели»

Финансовые цели; соотношение цели и стоимости; экономия средств


Формулировать финансовые цели; соотносить свои намерения со своими возможностями и способностями; осуществлять простое моделирование: планирование и составление финансовых целей

8.

«Человек – это звучит гордо»

Лауреаты Нобелевской премии (Александр Солженицын, Сэр Рабиндранат Тагор, Октавио Пас, Исаак Башевис-Зингер, Мигель Анхель Астуриас и др.) – как пример поликультурного диалога.

Оценивать вклад деятельности отдельных людей в демократию, взаимодействие, сотрудничество, развитие ценностей, духовности, толерантности, противодействию злу, войнам, соблюдения прав человека в мире осуществлять простое моделирование: (ведение «Книги расходов»; выполнение творческой работы; разыгрывание разных социальных ролей («менеджер банка», «вкладчик»; «глава семьи» и т.д.)

9.

«Ресурсы и проблема выбора»

Ресурсы и потребности; разнообразие ресурсов и их использование; взаимосвязь видов ресурсов и жизненных потребностей в еде, воде, крове; ограниченность и качество ресурсов; благотворительность – важная черта современного общества; качество товаров и услуг; ограниченность ресурсов здоровья человека; проблема выбора, его цена

Приводить примеры разнообразия ресурсов и устанавливать зависимость между ограниченностью, качеством ресурсов и качеством товаров;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в условиях ограниченности экономических ресурсов; оценивать значение благотворительности для общества;

оценивать качество товаров и услуг, осуществлять правильный выбор





Таблица 7 – Учебная программа для 7 класса

п/п

Уровень

образования

Основные

элементы содержания

Основные

способы деятельности

Личностные и

социально значимые результаты

1.

«Россия – мое государство»

Функции государства, структуры государственной власти

Объяснять основные функции государства и роль структур государственной власти в их реализации

Личностные результаты: идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;

проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности – как условию успешности и благополучия;

проявлять понимание и уважение к основным правам и обязанностям гражданина, ориентироваться в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;

оценивать себя и других при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении;

использовать основы социально-критического мышления; проявлять в конкретных случаях социальных отношений и взаимодействий уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

демонстрировать уважение к ценностям общества, семьи, своему труду и труду других людей, оптимизм в восприятии мира;

проявлять социальную активность.

Социально значимые результаты:

развитие социальных мотивов: потребность в самовыражении и самореализации, стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; владение необходимыми умениями строить жизненные планы;

планировать и вести бюджет с учётом конкретных социально-экономических условий;

приобретение способности и готовности работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации со сверстниками и взрослыми; владение необходимыми для жизни в современном обществе умениями социальной активности и элементами функциональной грамотности при планировании и осуществлении доступных финансовых отношений и операций;

осмысление собственных ценностно-смысловых установок по отношению к социо-природной среде и своему образу жизни, потребностям и целям; производить адекватную само- и взаимооценку учебной и социально значимой деятельности;

соблюдать нормы общей культуры, этики и права; с уважением относиться к правам других людей; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осуществлять расширенный поиск дополнительной информации, используя справочную литературу и другие источники, в том числе в средствах Internet;

структурировать и интерпретировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

планировать и организовывать совместные цели и способы работы; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия


2.

«Я –

гражданин России»

Гражданские права; выборное право граждан; права детей; знание прав и обязанностей – как основа развития гражданского общества; планирование – как способ достижения цели, реализации прав и обязанностей

Анализировать и обобщать понятия «закон», «право», «обязанность», «демократия», «выборное право», «права человека», «права ребенка» – как основы общественных отношений


3.

«Личные финансовые цели и их реализация»

Личные финансовые цели и их планирование; затраты на их осуществление бюджет личный и общий (семейный, государственный и т.д.); источники формирования государственного бюджета и что такое бюджетный дефицит;

ежемесячный доход и затраты; баланс и его роль при планировании финансовых целей

Владеть прогностическими умениями (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…?», «Какова цель?», «Как будет спланировано?» и т.д.);

осуществлять моделирование: (планирование и составление финансовых целей; ведение «Книги расходов»; выполнение творческой работы; разыгрывание разных социальных ролей («предприниматель», «бухгалтер»; «менеджер» и т.д.)

производить математические расчеты прибыли, дохода, цены, баланса, бюджета и т.д.

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

4.

«Предпринимательская деятельность»

Предпринимательские идеи; бизнес; формы объединения предпринимателей; корпорации и причины их возникновения; положительные/отрицательные стороны предпринимательских идей; управление собственным предприятием; цена товара, цена товара в разных странах; чем определяется цена товара; рыночная цена; прибыль и доход; добавочный капитал.

Интерпретировать значение понятий «предпринимательская идея», «бизнес», «предприниматель»; различать формы объединения предпринимателей и причины их возникновения;

приводить примеры положительных и отрицательных сторон предпринимательских идей;

устанавливать причинно-следственные связи между ценой товара и прибылью;

объяснять сущность понятия «добавочный капитал» и производить его расчеты.

5.


«Благосостояние общества»

Факторы, влияющие на благосостояние общества; причины появления безработицы; как образуются фонды общественного потребления

экономия средств; сбережения; прожиточный минимум; кому общество должно помогать; большая разница в уровнях жизни бедных и богатых – как глобальная экономическая и социальная проблема

Выявлять факторы, влияющие на уровень благосостояния общества;

объяснять причины появления безработицы и социального неравенства;

оценивать роль государства и общества в регулировании проблем безработицы и бедности;

приводить примеры прожиточного минимума; оценивать значение благотворительности для сохранения и развития современного общества

6.

«Защита прав детей»

Роль Международной Организации Труда (МОТ) в ограничении использования детского труда; защита прав детей в России

Объяснять роль международного сотрудничества в соблюдении прав детей; определять способы защиты прав детей в России

7.

«Образование как

ценность»

Финансовая грамотность и культура человека – как путь к развитию и благополучию

Сопоставлять владение финансовой грамотностью и культурой с возможностью быть успешным и благополучным в жизни; определять ценность и роль финансовых знаний и навыков в повышении качества жизни человека





Таблица 8 – Учебная программа для 8 класса

п/п

Уровень

образования

Основные

элементы содержания

Основные

способы деятельности

Личностные и

социально значимые результаты

1.

«Общечеловеческие и личностные ценности»

Личность, этапы взросления и приоритетные цели развития; общие и личностные ценности человека: семья, дружба, образование, труд, карьера, профессия, красота, здоровье и безопасность

Определять приоритетные цели личностного развития;

сопоставлять общечеловеческие ценности с личными, жизненные цели, права молодого человека со способами их удовлетворения

Личностные результаты: идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;

проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности – как условию успешности и благополучия общества и личности;

проявлять понимание и уважение к основным правам и обязанностям гражданина, ориентироваться в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;

оценивать себя и других при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении;

использовать основы социально-критического мышления;

2.

«Молодежь – активные граждане своей страны»

Молодежь – как активные члены общества, имеющих права и обязанности; молодежные организации в мире и России; экономическая и социальная активность молодежи; потребности, жизненные цели, права молодого человека и способы их удовлетворения

Обосновывать собственное суждение по вопросам молодежи и ее роли в жизни страны; ориентироваться в своих правах и обязанностях; демонстрировать определенные ценностные установки к жизни


Продолжение таблицы 11

п/п

Уровень

образования / класс

Основные

элементы содержания

Основные

способы деятельности

Личностные и

социально значимые результаты

3

«Государство, семья, личность: права и обязанности»

Роль государства в удовлетворении потребностей и соблюдении прав детей; организации, помогающие в удовлетворении потребностей и соблюдении прав детей; ответственность семьи; личная ответственность

Выявлять роль государства, общества, семьи, личности в удовлетворении потребностей, соблюдении прав и обязанностей;

анализировать и обобщать понятия «право», «обязанность», «ответственность»

проявлять в конкретных случаях социальных отношений и взаимодействий уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

демонстрировать уважение к ценностям общества, семьи, своему труду и труду других людей, оптимизм в восприятии мира;

знать свои права и обязанности – как члена общества;

проявлять социальную активность, гражданскую позицию при решении конкретных личностно значимых задач и целей;

Социально значимые результаты:

развитие социальных мотивов: потребность в самовыражении и самореализации, стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;

владение необходимыми умениями строить жизненные планы;

планировать и вести бюджет с учётом конкретных социально-экономических условий;

приобретение способности и готовности работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации со сверстниками и взрослыми; владение необходимыми для жизни в современном обществе умениями социальной активности и элементами функциональной грамотности при планировании и осуществлении доступных финансовых отношений и операций; осмысление собственных ценностно-смысловых установок по отношению к социо-природной среде и своему образу жизни, потребностям и целям;

производить адекватную само- и взаимооценку учебной и социально значимой деятельности; соблюдать нормы общей культуры, этики и права; с уважением относиться к правам других людей

использовать полученные компетенции по финансовой грамотности в практической деятельности, в жизни; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

производить математические расчеты прибыли, дохода, цены, баланса, бюджета, налога, себестоимости и т.д.

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осуществлять расширенный поиск дополнительной информации, используя справочную литературу и другие источники, в том числе в средствах Internet;

структурировать и интерпретировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста;

интерпретировать финансово-экономические статистические данные;

планировать и организовывать совместные цели и способы работы;

использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности (социальное партнерство);

осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

4

«Что значит экономический рост?»

Экономика и экономический рост страны; социальные проблемы экономического роста (безработица, демографические проблемы, рост городов, межэтнические конфликты); экономический рост и экологические проблемы

Анализировать и обобщать понятия «экономика», «экономический рост»

5

«Что значит социальная защита?»

Социальная защита населения, социальная защита населения в России (пенсии, пособия, стипендии, образование и медицинские услуги)

Приводить примеры основных средств социальной защиты населения в России; выявлять факторы, влияющие на уровень финансового благосостояния общества и личности;

объяснять причины появления безработицы и социального неравенства, финансовых неудач личности;

оценивать роль государства и общества в регулировании проблем безработицы, бедности, защиты в случае непредвиденных обстоятельств, защиты сбережений граждан;

объяснять роль международного сотрудничества в соблюдении прав граждан.

6

«Налоги»

Налоги – как обязательный платёж, взимаемый в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований; налоговая система России

Объяснять сущность понятия «себестоимость», «процентная ставка заёма», «налог» и производить его расчеты;

заполнять налоговую декларацию

7

«Бюджет»

Бюджет – как важнейшее понятие в области финансов; государственный бюджет, личный бюджет

Соотносить доходы и расходы, составлять личный и семейный бюджет; определять значение и источники государственного бюджета

8

«Финансы»

Финансы; бизнес-карьера, личные финансовые цели, факторы, влияющие на принятие финансовых решений, планирование финансовых решений, финансовые риски; финансовые услуги – услуги финансового посредничества; организации, оказывающие финансовые услуги (банки, инвестиционные банки, страховые и лизинговые, брокерские компании); мошенничество на финансовом рынке (финансовая пирамида, примеры Internet и мобильного мошенничества;) заём, кредит и его виды, условия получения кредита, кредитная история; биржа, виды бирж, игра на бирже

Интерпретировать значение понятий «предпринимательская идея», «финансовая цель», «финансовое решение», «финансовая услуга», «финансовое мошенничество», «бизнес-план», «маркетинг»; различать организации, оказывающие финансовые услуги, виды и особенности отдельных финансовых услуг; виды предпринимательской деятельности;

приводить примеры финансовых рисков; видов страхования;

устанавливать причинно-следственные связи между организацией бизнес-операций и их эффективностью: себестоимостью и затратами, пассивом и активом, дебетом и кредитом

9

«Сохранение финансов»

Сохранение финансовых накоплений, виды сбережений, преимущества и недостатки сбережений, инвестирование и виды инвестиций

Осуществлять простейшую хозяйственную и финансовую деятельность в семье, школе и т.д.

10

«Предпринимательство»

Предпринимательство как специфический вид деятельности, индивидуальное предпринимательство, товарищество, акционерное общество; бизнес-план – как программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, структура бизнес-плана, планирование; товар фирмы, его производство, рынок сбыта, маркетинг, организация операций и их эффективность (затраты, себестоимость, калькуляция себестоимости, баланс, счет, бухгалтерская проводка, актив, пассив, дебет, кредит, SWOT-анализ); маркетинг – продажа, торговля на рынке и управление взаимоотношениями с покупателями.

Владеть прогностическими умениями (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…?», «Какова цель?», «Как будет спланировано?», «Какой результат будет получен?», «Что для этого нужно знать?» и т.д.);

осуществлять моделирование: (планирование и составление финансовых целей; составление бизнес-плана; выполнение творческой работы; осуществление маркетинговых исследований (SWOT-анализа); разыгрывание разных социальных ролей («предприниматель», «бухгалтер»; «менеджер»; «финансист»; «маркетолог», «банкир», «заёмщик», «налоговый инспектор» и т.д.)

11

«Ловушки для потребителя и как их избежать»

Финансовая грамотность покупателя, рекламные обещания, скидки, ловушки для потребителя

Оценивать значение владением основами финансовой грамотности и культуры для собственного благополучия и благополучия общества






Таблица 9 – Учебная программа для 9 класса

п/п

Уровень

образования

Основные

элементы содержания

Основные

способы деятельности

Личностные и

социально значимые результаты

1.

«Пирамида потребностей человека»

Потребности и ресурсы; ограниченность ресурсов; экономические и другие потребности; проблема выбора; выбор и принципы рационального поведения

Определять и оценивать виды потребностей и ресурсов, товаров и услуг


Личностные результаты: идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;

проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности – как условию успешности и благополучия общества и личности;

проявлять понимание и уважение к основным правам и обязанностям человека;

ориентироваться в правовом пространстве финансовых отношений, в системе моральных норм и ценностей таких отношений;

оценивать себя и других при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении;

использовать основы социально-критиче-ского мышления, финансовой культуры в учебной и практической деятельности;

проявлять в конкретных случаях социальных отношений и взаимодействий уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

демонстрировать уважение к своей стране, ее народу, ценностям общества, семьи, своему труду и труду других людей, оптимизм в восприятии мира;

проявлять социальную активность, гражданскую позицию при решении конкретных личностно значимых целей и задач;

Социально значимые результаты:

развитие социальных мотивов: потребность в самовыражении и самореализации, стремление выполнять социально-значимую и

социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; владение необходимыми умениями строить жизненные планы;

планировать и вести собственные финансовые цели с учётом конкретных социально-экономических условий;

приобретение способности и готовности работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации со сверстниками и взрослыми; владение необходимыми для жизни в современном обществе умениями социальной активности и элементами функциональной грамотности при планировании и осуществлении доступных финансовых отношений и операций;

осмысление собственных ценностно-смысловых установок по отношению к социо

природной среде и своему образу жизни, потребностям и целям, знаниям;

производить адекватную само- и взаимооценку учебной и социально значимой деятельности;

соблюдать нормы общей культуры, этики и права; с уважением относиться к правам других людей

использовать полученные компетенции по финансовой грамотности в практической деятельности, в жизни; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осуществлять расширенный поиск дополнительной информации, используя справочную литературу и другие источники, в том числе в средствах Internet; структурировать и интерпретировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста; интерпретировать финансово-экономические статистические данные; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; планировать и организовывать совместные цели и способы работы (деловое лидерство); оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности (социальное партнерство); осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия

2.

«Экономика и финансы»

Экономика – как общественная наука; основные вопросы экономики; формы собственности; финансы – как совокупность денежных отношений

Анализировать и обобщать понятия «экономика», «собственность», «разделение труда», «банковская система», «финансы»

3.

«Спрос и предложение»

Спрос и предложение; закон спроса и предложения; факторы, влияющие на спрос и предложение; шкала и величина спроса и предложения

Устанавливать причинно-следственные связи между производительностью труда, затратами, доходами и прибылью; величинами спроса и предложения

4.

«Рынок»

Рынок; виды рынков: фондовые, валютные, биржа; игры на бирже; рыночное равновесие; рыночный механизм; основные структуры рынка; потребление; защита прав потребителя; индекс потребительских цен; потребительская корзина; рынок труда; заработная плата; формы оплата труда и мотивация персонала; безработица; биржа труда защита прав потребителя в финансовой сфере (страхование) с точки зрения отечественной и мировой практик

Интерпретировать значение понятий «биржа», «игра на бирже»,

«защита прав потребителей», «финансовое мошенничество», «бизнес-план»; «потребительская корзина»;

приводить примеры видов страхования; способов мотивации работников осуществлять моделирование: (составление бизнес-плана; выполнение творческого проекта; осуществление маркетинговых исследований (SWOT-анализа); разыгрывание разных социальных ролей («предприниматель», «бухгалтер»; «менеджер»; «финансист»; «маркетолог», «банкир», «заёмщик», «налоговый инспектор», «руководитель предприятия», «работник» и т.д.)

5.

«Азы предпринимательства»

Предпринимательство; уставной капитал; источники финансирования бизнеса; поддержка малого бизнеса в

Оценивать значение владением основами финансовой грамотности и культуры для собственного благополучия и благополучия общества;

6.

«Банки и услуги»

Банки и их функции; банковская система в России; профессии банковского сектора; функции центрального банка России; банковский счет, платежные карты, депозиты, кредиты, сейфовые хранения, Интернет – банкинг; банковский процент и причины его изменчивости; инфляция, ее причины и следствия; рубль – как национальная валюта; современные виды денег и формы денежных расчетов

Различать организации, оказывающие банковские услуги, виды и особенности современных форм денежных расчетов;

объяснять сущность понятий «банковский процент», «налог», «доход» и производить их расчеты

7.

«Государственная

защита

населения»

Цели и функции государства в финансовой сфере

Объяснять причины появления безработицы и социального неравенства и перечислять способы социальной защиты населения;

оценивать роль государства и общества в регулировании проблем безработицы, бедности, защиты в случае непредвиденных обстоятельств, защиты сбережений граждан




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.