12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Боброва Ирина Юрьевна52
люблю совершенствоваться
Россия, Иркутская обл., Иркутск

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Кудинская средняя общеобразовательная школа»

 

 

Межрегиональный конкурс-исследование

практик социализации

«Социальный навигатор»


 

«Мы с тобой казаки»


 


 

Боброва Ирина Юрьевна,

заместитель директора по ВР МОУ ИРМО «Кудинская СОШ»

Макарова Елена Георгиевна,

учитель начальных классов МОУ ИРМО «Кудинская СОШ», классный руководитель казачьего класса


 

Юридический адрес организации:

664540 Иркутская область, Иркутский район,

д. Куда, ул. Ленина, д 7А

Контактные данные организации:

schoolkyda.irk.city, 696284, kussh@mail.ru
 

ФОРМА ОПИСАНИЯ ПРАКТИКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Кудинская средняя общеобразовательная школа»

 

(образовательная организация)

 

Место реализации практики

Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Кудинская средняя общеобразовательная школа»

 

 

Автор(ы) / разработчик(и) практики

Боброва Ирина Юрьевна, заместитель директора по ВР МОУ ИРМО «Кудинская СОШ»

Макарова Елена Георгиевна, учитель начальных классов МОУ ИРМО «Кудинская СОШ», классный руководитель казачьего класса

 

Наименование практики

Казачий класс

Номинация

Номинация «Мы с тобой казаки»

Актуальность реализации практики социализации

Образовательное пространство – пространство формирования духовно-нравственных основ личности. Важнейшей функцией Кудинской школы является воспитание патриота и гражданина. Дополняя и развивая семейное воспитание детей и подростков, мы осуществляем пропедевтическую подготовку к выполнению гражданского долга по защите Отечества, актуализируя высшие традиционные духовно-нравственные ценности, интерпретируя их в соответствии с современной идеологической и политической ситуацией.

В современной педагогике не случайно обращаются к культуре и традициям казачества. Особое место в менталитете казаков занимают представления о таких казачьих традициях, как преданность воинскому долгу, коллективизм, взаимопомощь, физическое и нравственное здоровье. В одном из своих выступлений Президент РФ В.В. Путин дал высокую оценку казачеству, как феномену российской культуры: «История казачества связана с верным служением Родине. Казак всегда был государственным человеком, тружеником, воином, защищающим интересы Отечества. Российское казачество, сочетая исторические, традиционные формы самоуправления с современными демократическими нормами, с особым укладом жизни и своими обычаями, вносит весомый вклад в строительство новой России».

Роль казачьих традиций в социализации личности школьника направлена на реализацию казачьего компонента с учетом учебной, внеурочной деятельности и дополнительного образования. Данное направление разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Реализация проекта осуществляется на основе качественно нового представления о роли и значении патриотического воспитания и социализации личности школьника с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, современного опыта. Работа идет при содействии представителей казачьего общества Хомутовского МО, Иркутского казачьего войска. Деятельность направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает сильнейшее воспитывающее воздействие. Реализация казачьего компонента призвана помочь создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся; расширить знания о прошлом и настоящем Сибирского края, полнее ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой Родины, овладение начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий, трансформация созданного в МОУ ИРМО «Кудинская СОШ»» культуро-созидательного пространства в современное культуро-образовательное на основе краеведческого материала и казачьих традиций. Очевидно, что казачий класс способен обеспечить эффективную социальную адаптацию детей и подростков, поскольку казачьи традиции Сибирского края – это та воспитывающая культурно-историческая и ценностно-смысловая среда, насыщенная общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, православной культуры, воинскими символами и ритуалами, способствующая формированию стержневых качеств личности. В основе этой среды – сохранение опыта поколений, возможность ориентироваться на нравственные идеалы и ценностные ориентации, проверенные временем. Интеграция основного, дополнительного образования и институтов социализации - основа инновационного развития российского общества, становления современных поколений людей, мотивами и смыслами деятельности которых станет любовь к Родине, ответственность за результаты своей деятельности, готовность к созиданию будущего.

 

Цель, задачи практики

Ожидаемые результаты практики

Трансформация созданного в МОУ ИРМО «Кудинская СОШ» культуро - созидательного пространства в современное культурообразовательное на основе краеведческого материала и казачьих традиций, создание единого такого уклада школьной жизни, который способствует социализации, патриотическому воспитанию и личностному развитию учащихся казачьего класса на основе духовно-нравственных, культурно-исторических и этнографических ценностей российского казачества.

Формирование системы военно-патриотического воспитания на основе общечеловеческих, общенациональных и культурно-исторических ценностей российского общества, этнокультурных традиций Сибирского казачества:

1.1. Разработка и реализация:

1.1.1. Программы развития, направленной на внедрение казачьего компонента через учебную, внеучебную деятельность и дополнительное образование;

1.1.2. Системы специальных курсов, направленных на:

формирование у учащихся представлений о ценностях культурно-исторического и историко-этнографического наследия России и Сибирского казачества и представлений об этике и морали на основе Кодекса чести казака;

сохранение и укрепление физического, психологического, социального здоровья учащихся как важнейшей ценностной составляющей личности;

популяризацию военно-прикладных и технических видов спорта;

приобщение школьников к достижениям мировой культуры, повышение интереса учащихся к традиционной казачьей культуре;

системы внеучебных мероприятий событийного характера, способствующей патриотическому воспитанию, личностному развитию и социализации учащихся казачьего класса.

1.2. Разработка системы критериев оценки качества патриотического воспитания и гражданского становления школьников на основе использования объективных и обобщенных оценочных показателей (индикаторов).

1.3. Создание условий для развития интеллектуального, творческого, лидерского потенциала учащихся казачьего класса через реализацию общешкольных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Современный родитель» «Социальная активность»

3. Создание системы научно-методического сопровождения педагогов (освоение современных технологий воспитания и образования с учетом этнокультурной среды для эффективной работы по реализации казачьего компонента содержания образования).

Описание этапов практики социализации

1-й этап подготовительный февраль - апрель 2022г. Анализ эффективности сложившейся в школе системы патриотического воспитания и образования. Выявление актуальных проблем, обоснование путей решения. Анализ социального заказа. Социальный опрос учащихся. Анкетирование родителей и проведение родительского собрания 20.04.2022. Изучение нормативно-правовой базы казачьего класса. Координация разрабатываемого проекта «Роль казачьих традиций в социализации личности школьника» с содержанием программы развития школы. Составление учебного плана казачьего класса. Разработка рабочих программ учебных предметов с учетом специфики включения казачьего компонента. Разработка программ специальных курсов, реализуемых через учебный план МОУ ИРМО «Кудинская СОШ». Составление плана внеучебных мероприятий событийного характера, способствующих патриотическому воспитанию, личностному развитию и социализации учащихся казачьего класса. Анализа современного состояния и проблем ОУ. Подготовка материально-технической и кадровой базы школы. Уточнение и корректировка основных показателей (индикаторов) системы оценки качества патриотического воспитания и гражданского становления школьников.

2-й этап организационный май – август 2022 г. Формирование класса казачьей направленности основании заявлений родителей. Приведение в соответствие нормативно-правовой базы МОУ ИРМО «Кудинская СОШ» с распорядительными актами федерального, областного, районного уровней. ( Положения, постановления, решения, символика, обозначения, знаки отличия, форма). Утверждение на педагогическом совете школы Положения и Устава для класса казачьей направленности. Утверждение на Методическом Совете школы учебно - методического комплекса и программ. Постоянное содействие и оказание методической помощи и поддержки классу и классному руководителям. Мониторинг и диагностика отслеживания результатов. Корректировка планов по мере необходимости.

3-й этап практический 2022-2023 учебный год. Информационно-консультативное и научно - методическое сопровождение педагогов по освоению современных технологий воспитания и образования с учетом этнокультурной среды для эффективной работы по реализации казачьего компонента содержания образования. Расширение и укрепление связей с общественными организациями, интеграция усилий школы, семьи и общественности по вопросам воспитания, развития и социализации учащихся казачьего класса. Реализация образовательных программ с казачьим компонентом, программ спецкурсов урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования. Реализация мероприятий событийного характера, способствующих патриотическому воспитанию, личностному развитию и социализации учащихся казачьего класса. Организация социальных практик, проектных исследований, оформление выставок и экспозиций военно-патриотической направленности. Обучающиеся 1 «а» принимают обязательное участие в районных, городских конкурсах по казачьей тематике.

4-й этап аналитико - коррекционный Июнь-август 2023г. Соотношение результатов с поставленными целями и задачами. Мониторинг эффективности реализации основных направлений программы. Подготовка справочного и методического материала, позволяющего проследить системность и преемственность в реализации проекта «Роль казачьих традиций в социализации личности школьника». Обобщение опыта и разработка рекомендаций по совершенствованию системы казачьего образования. Представление опыта работы МОУ ИРМО «Кудинская СОШ» по реализации проекта педагогическому сообществу города и области. Открытие новых казачьих классов в 2023 – 2024г.

Целевая группа

Целевой группой являются обучающиеся школы, начиная с первого класса.

Результативность практики

Конечный результат работы по проекту «Роль казачьих традиций в социализации личности школьника» спроектирован в виде модели выпускника, которому присущи следующие качества: Высокая духовность – развитие навыков нравственного поведения в единстве с ценностями морального сознания казачества, творческое восприятие окружающей действительности, потребность создавать новое, получая удовлетворение от творческого процесса; способность адекватно реагировать на различные внешние воздействия, готовность к сотрудничеству с представителями разных народов, культур и верований, сформированность морально-этических принципов. Гражданская позиция – осознанное принятие культурно-исторических ценностей родной страны, общенациональных приоритетов и задач, наличие личной системы ценностных ориентаций, включая нормы и правила общения, принципы толерантности; развитие гражданского самосознания, личной ответственности за судьбу России и малой родины; целеустремленность и настойчивость в достижении общественно-значимых целей. Патриотическое сознание – любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите, уважение к традициям и кодексу чести казаков.

С начала 2022-2023 учебного года учащиеся помимо образовательной программы, во время внеурочных занятий, воспитательных мероприятий узнают обычаи, песни, сказки казаков, разучивают и играют в казачьи игры.

Для обучающихся с сентября было организовано мероприятие «Посвящение в казаки», «Посажение на коня». Еженедельно организуются встречи с казаками, с атаманом Хомутовского хуторского казачьего общества Тютюнником Александром Игоревичем, беседы с отцом Вячеславом, ежедневная работа с наставником класса, строевая подготовка.

Казачий класс принимает участие в школьных, районных, региональных мероприятиях:

- Конкурсы рисунков «Мы казаки» (муниципальный);

- Областные конкурсы ко дню Матери «Матери казачки», «Любо, Казачка!» (заняли второе место);

- Областной конкурс сочинений «Мой любимый казачий класс»;

Казачий класс посещает мероприятия районного значения – Открытие аллеи Славы в с. Хомутово. 17. 02.2023г. 1 «а» казачий класс принял участие в «Первых зимних казачьих играх», которые прошли в г. Шелехов.

Таблица с перспективным планом:

2022-2026

2026-2028

2028-2030

2030-2035

1

Обучение в начальной школе

Распределение обучающихся по предметам с углубленным изучением (наравления:1.Военное;2. Естественно-научное)

Обучение в 10-11 класса

Обучение в ВУЗАХ г.Иркутск ИСХИ, ВСИ МВД и т.д


 

Отзывы по результатам реализации практики (со стороны обучающихся, педагогов, родителей, администрации и др.)

Реализация данной практики «Казачий класс» в МОУ ИРМО «Кудинская СОШ» позволяет утверждать о положительном отношении, внедрению и восприятию в образовательной организации. По итогам проведенного опроса среди родителей, педагогов, обучающихся, многие указали на положительное отношение к открытию казачьего класса; ребята с удовольствием обучаются в казачьем классе; родители и учащиеся систематически посещают мероприятия разного уровня и понимают их значимость; многим ребятам и родителям запомнились такие мероприятия, как знакомство с атаманом Хомутовского хуторского казачьего общества Александром Игоревичем, батюшкой Вячеславом, посвящение «верстание» в казаки, участие в первых зимних казачьих играх в г. Шелехов; более 60% респондентов советуют обучаться в казачьем классе, потому что казачество дает силу воли, уважение к традициям, воспитание характера, уважение к старшим, приобщает к истокам своей культуры, любовь к Родине.

В SWOT анализе об использовании практики в МОУ ИРМО «Кудинская СОШ» отражены сильные стороны и внешние возможности казачьего класса (Приложение «Анализ»).

Впечатлениями об открытии казачьего класса поделились и родители.

Время открытий

Листочки календаря осыпаются быстро, как осенние листья с осин и берёз. Вместо разноцветных лоскутков сейчас на деревьях почки, молодые, радостные, готовые к продолжению жизни. Вот и прошёл почти уже год школьной жизни моего сына, самый важный, самый первый. Что принёс мне этот год? Какие радости, трудности, открытия?

Открытие первое, форменное. В нашей школе открыли кадетский казачий первый класс. На День Знаний стоит этот класс перед всей школой. Все аплодируют, поздравляют, а я незаметно оглядываюсь на родителей: все ли видят, какая красивая форма на детях казачьего класса? Все ли заметили того маленького вихрастого мальчишку с цветами? Это же мой сын! Это его поздравляют, это к нему пришёл в настоящей форме атаман хуторского казачьего общества.

Открытие второе, государственное. Сын, вернувшись из школы, хвалится, что 1А казачий класс пел всех дружнее, всех громче! Я допытываюсь, что пели-то? Это битва хоров? Казачий фольклорный праздник? А, может быть, вокальное состязание? Сын поясняет: знамённая группа вносила флаг России, пели гимн, понедельник же! Другие классы пели тихо и не очень уверенно, слова, наверное, ещё недоучили, а казачата давно слова знают, поют о Родине лучше всех, потому что это самая главная песня, учительница так сказала. Правильные слова сказала твоя учительница, сынок. Ты такой маленький, вихрастый, а уже государственный человек!

Открытие третье, духовное. Каждый день у нас открытия. В качестве важнейшей духовно-нравственной основы традиционной культуры казачества выступает православная вера. В класс к детям и к нам, родителям, приходит протоиерей храма Святой Троицы отец Вячеслав, чтобы разъяснить, что такое хорошо и что такое плохо, рассказать о единстве духовно-нравственного, военно-патриотического и социально-культурного служения и становления человека. Возрождение казачества, его традиций и самобытной культуры в настоящее время является одной из наиболее важных общественно-государственных задач. Справится ли мой маленький вихрастый с такими важными задачами? Чтобы решил он их, и сопровождает казачий класс его духовный наставник.

Открытие следующее, строевое. Уже не первый день мой сын в школе, но каждое утро строго разглядывает он себя в зеркало, стряхивает пылинки, распрямляет плечи и важно мне поясняет: «У нас занятие!» Это он про строевые занятия. Каждое утро казачьего класса начинается так: приходит куратор, выстраивает казачат. Школьные ребячьи потоки растекаются по своим делам, с завистью оглядываясь: стоит 1А класс, не обращает на других внимания, команды выполняет. Я переживаю: заметил ли куратор, как чётко выполнил поворот «кругом» вот тот, маленький, вихрастенький?

Открытие ещё, живое. Когда в этот день сын вернулся из школы, мне не удалось втиснуть ни одного слова в поток его восторгов: «Мы катались на конях! На настоящих! Живых! Они всё понимают! Я лошадке даже морду гладил! Она тёплая и добрая! Я теперь настоящий казак!» Конечно, ты настоящий казак, мой маленький и вихрастенький, у настоящего казака всегда есть его конь – настоящий друг!

Открытие самое важное. И снова пришёл из школы сын. Глаза серьёзные, вопрос, наверное, важный хочет задать. И задаёт: «Папа, вот я казак, а ты нет. Разве у обычного папы может быть сын-казак?» И ты прав со своим серьёзным вопросом! Не может такого быть, чтобы у казака был обычный папа, так и пришёл я на путь верстания в казаки, чтобы не стыдно было мне смотреть в глаза маленького вихрастого.

Начиналось всё с красивой формы и интересной игры в казаков, а меньше чем за год привело нас, родителей, к таким важным вещам, как духовность, Отчизна, уважение к учителю, любовь ко всему живому, готовность защищать всё, что нам дорого. А сколько открытий впереди! Вот и получается, что наши дети и есть почки, молодые, радостные, готовые к продолжению жизни. На правильный путь я тебя привёл, сын!

Примеры тиражирования и возможность масштабирования практики

Реализация практики «Казачий класс» носит универсальный, но в то же время самобытный характер. Данную практику можно внедрять в других общеобразовательных организациях не только Иркутского района, но и области, где еще нет таких классов, и в образовательной и воспитательной системе школы уделяется приоритетное направление на духовно – нравственное, патриотическое воспитание. В МОУ ИРМО «Кудинская СОШ» в 2023-2024 учебном году планируется открытие еще двух казачьих классов среди будущих первоклассников.

Ссылки на материалы, подтверждающие реализацию практики социализации

t1705855605aa.pngt1705855605ab.pngt1705855605ac.pngt1705855605ad.png

 

t1705855605ae.pngt1705855605af.gif


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение «Анализ»

Сильные стороны

1. Положительная репутация для образовательного учреждения.

2. Широкий спектр образовательных возможностей.

3. Реализуется новая программа воспитания.

4. Материально-техническая база соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда для обучения в казачьем классе. Кабинет оснащен необходимой аппаратурой для урочных, музыкальных и других видов занятий. В кабинете есть мультимедийный проектор.

Слабые стороны

1. Недостаточное финансирование.

2. Отказ некоторых родителей от казачьей формы.

.

5. Классный руководитель широко использует современные технологии в обучении и воспитании.

6. Результативно применяются технологии развивающего обучения и здоровьесберегающие технологии

7.Мотивация учащихся на уроках, внеурочной деятельности.

8. Полная укомплектованность класса

9. Высокий уровень квалификации педагогических работников, работающих в классе.

10. Многие родители удовлетворены деятельностью учреждения и работой коллектива в казачьем классе.

11. Педагоги стремятся постоянно повышать свой уровень квалификации.

12. Передача и распространение опыта работы.

13. Удачное месторасположение: рядом со школой храм, воинская часть.

.

Внешние возможности

1. Родители и дети заинтересованы в получении образования.

2. На сегодня есть спрос открытия новых казачьих классов в школе.

3. Привлечение опытных кадров, казаков – наставников, атаманов, отца Вячеслава для организации образовательного и воспитательного процесса в классе.

4. Привлечение более опытных кадров.

5. Возможность внедрения новых технологий

6. Направленность работы на духовно-нравственное и патриотическое воспитание.

7. Качество образования в классе растет, это положительный момент для конкурентноспособности в дальнейшем.

8. Создание сборника, брошюры об опыте работы в казачьем классе.

 

Угрозы

1. Отсутствие возможности расширения помещений для занятий.

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.