12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Романовская Юлия Сергеевна51

Конспект урока №2

УМК: «Обществознание», О.Б.Соболева, Р. П. Корсун

Тема урока: «Социальная структура общества».

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: сформировать представление о социальном устройстве общества.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить обучающихся с социальной структурой общества; социальным неравенством; видами социальной мобильности;
  • Осознавать возможности изменения социального положения человека в обществе;
  • Знать основные понятия темы: социальная стратификация; социальная группа; класс; страты.

Развивающие:

  • Продолжить формирование учебно-познавательных компетенций, таких как формулирование темы, целеполагание;
  • Развивать умения сравнивать, выделять главное из текста, делать выводы;
  • Формировать умение работы в группе.

Воспитательные:

  • Формирование целостного мировоззрения; освоение социальных ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
  • Термины и понятия: социальная структура, социальная группа, социальная лестница, класс, страты.

Ход урока:

Этап урока

Действия учителя

Действия учеников

Организационный момент

Здравствуйте! Присаживайтесь! Назначение дежурного. Отметить отсутствующих.

 

Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы выяснили, что такое общество; какие общества бывают; что такое сфера жизни общества и какие сферы бывают. Итак, ответим на вопросы. Почему человека называют частью природы и общества? Как потребности определяют сферы жизни общества? Что такое общество и какие общества бывают? Таким образом, человек связан как с природой, так и обществом, человек имеет двойственную природу. Как общество влияет на человека, так и человек оказывает влияние на окружающее общество.

 

Актуализация знаний

Подумаем и вспомним из курса истории и обществознания, а существуют ли различия между людьми? Если да, то какие? Однородно ли наше общество? Всегда ли существовало равенство между людьми? Таким образом, мы можем сказать, что люди совершенно разные, каждый человек индивидуален, имеет различия как во внешности, так и в здоровье, характере, привычках и т.д. Однако отдельные черты у многих схожи, что объединяет людей в группы, которые в свою очередь и объединяются в общество. Другими словами, общество состоит из разных частей – объединений людей, что и составляет структуру общества. Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? Сформулируем тему нашего урока: «Социальная структура общества». Запишем тему урока и число в тетрадь.

 

Целеполагание, мотивация

Итак, какая же цель нашего урока? А какие задачи? Запишем проблемный вопрос урока: можно ли представить общество без социального деления?

План нашего урока:

Что такое социальная структура общества;

Социальные группы;

Что такое социальная лестница и вертикальное строение общества.

Предполагаемая цель: Определить, что такое социальная структура общества. Задачи урока: познакомиться с новыми понятиями и терминами.

Изучение нового материла

Итак, попробуем определить, а что такое социальная структура. Структура общества – это совокупность социальных групп, которые объединены социальными признаками. Найдем определение на с.12, что значит социальные признаки. Поработаем в парах, назовите социальные признаки, объединяющие людей на каждой из иллюстраций на с. 13. То есть люди, объединенные такими признаками, представляют собой социальные группы. Найдем определение и запишем в тетрадь, что такое «социальная группа». Таким образом, социальные группы и составляют структуру общества.

Как мы определили существует очень много различных групп: они бывают большими и малыми; устойчивыми и краткосрочными, формальными и неформальными. Попробуем сравнить и определить, а чем же отличаются большие и малые группы. То есть, главное отличие, не в численности, а в характере взаимодействия членов.

А как вы думаете, как располагаются социальные группы в обществе? Действительно, расположение в виде лестницы. Такое расположение мы называем социальной лестницей, а сами группы – социальными слоями. На с.14-15 найдем примеры больших социальных групп – слоев. А также работают в парах: пытаются определить, чем отличается сословие от социальных страт?

Социальная – значит общественная, а структура – это значит строение.

Социальные признаки – это характеристики человека, например: возраст, пол, национальность, вероисповедание. Социальная группа – это совокупность людей, объединенных общими признаками, связями, поведением.

Малые соц. Группы: небольшие по численности;

Общение происходит непосредственно.

Большие группы:

Большие по численности;

Общение между всеми физически невозможно.

Социальные группы располагаются снизу вверх, от больших к меньшим.

Первичное закрепление материала

Поработаем в парах (взаимопроверка):

Что такое социальная структура общества?

Отношения производства, потребления, распределения и обмена;

Религия, образование и наука

Совокупность социальных групп, связи, возникающие между ними (правильный ответ: 3)

Что такое социальная группа?

Люди, которые обладают властью в обществе;

Общность людей с устойчивыми связями, схожими интересами, определенными правилами взаимоотношений

Группа людей, обладающая правами и обязанностями (правильный ответ:2)

Социальная сфера жизни общества включает прежде всего отношения

Между общественными группами;

Населения и власти;

Собственности на средства производства;

Складывающиеся в процессе производства. (правильный ответ1.)

 

Подведение итогов

Отвечаем на проблемный вопрос нашего урока. Таким образом, идеального общества, где все равны, быть не может. Так как у каждого свои интересы, потребности, увлечения.

А существование вертикальной структуры общества помогает определить различия между людьми и многообразие потребностей.

 

Рефлексия

Продолжим фразу

Мы познакомились с понятием:…

У меня вызвало затруднения…

Я хотел бы узнать подробнее о….

 

Домашнее задание, выставление оценок за урок

Запишем домашнее задание: параграф №2, задание 7 – 10 на выбор.

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.