12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Латыпова Лидия Васильевна1798
Активно занимаюсь научной деятельностью, опубликовано более 50 научных статей, авторские методические рекомендации, учебные пособия с грифом УМО, монографии, к. э.н., доцент кафедры теории и практики управления
Россия, Ханты-Мансийский АО, Сургут
Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность»
0

Социальный маркетинг как инновационный метод управления социальной сферой

Л.В. Латыпова

к.э.н., доцент кафедры менеджмента

Сургутский государственный педагогический университет

Социальный маркетинг как инновационный метод

управления социальной сферой

Проблема повышения конкурентоспособности и инновационного развития экономики в настоящее время относится к числу наиболее значимых и стратегических для нашей страны. От ее решения зависит, какое место будет занимать Россия в мировом сообществе. Инновация в данном контексте выступает не только как экономическая категория, но и как инструмент воздействия на весь хозяйственный процесс. Необходимость инновационного развития предъявляет новые требования к содержанию, организации, формам и методам управленческой деятельности. Она диктует появление особого типа управленческих технологий, направленных на координацию процессов обновления всех элементов социально-экономической системы.

Эффективным механизмом корректировки общей стратегии экономических и социальных реформ, основанных на инновационных методах и технологиях, является широкое использование маркетинговых подходов, последовательное применение которых позволяет учесть специфику муниципальных структур в проведении инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и социальной политики, децентрализовать процесс управления реформами с переносом ряда направлений на местный уровень. Расширение, углубление и активное внедрение маркетинговых технологий в направлении реформирования социальной сферы на современном этапе позволяет ввести такое понятие, как «социальный маркетинг в муниципальной сфере».

Под социальным маркетингом в муниципальной сфере понимается единство научной концепции и целостной системы управления и технологии работы на муниципальном рынке в целях реализации социальных потребностей населения территории на основе создания, предложения, доведения или трансферта товаров, услуг и денежных средств. Такое определение отражает двойственный характер самой стратегии социального маркетинга в муниципальной сфере: с одной стороны, как научной концепции (социально-экономического процесса, идеологии, искусства, стиля мышления, ориентированного на рынок, и т. д.) и, с другой стороны, как эффективного методического и практического инструмента, применение которого представляется целесообразным использовать для решения важнейших социальных задач, стоящих перед муниципальным образованием на современном этапе [1, с. 17].

Разработка концепции маркетинга в социальной сфере – это разработка надлежащей философии маркетинга как системы, исходящей из понимания уникальности среды, в которой функционируют организации социальной сферы, особенностей миссии, которую они выполняют, а также специфики предоставляемых услуг, направленных на выполнение, прежде всего социальных функций [2, с. 68].

Муниципальная деятельность реализуется благодаря системе социальных услуг, предоставление которых обеспечивает составляющие качества жизни и служит важной составляющей частью муниципального управления [3, с. 198].

Целесообразность применения маркетингового подхода объясняется, на наш взгляд, следующими причинами:

решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, ориентированного на удовлетворение их социальных нужд и потребностей, переносится на муниципальный уровень;

передача важных полномочий, особенно в социальной сфере, на муниципальный уровень посредством децентрализации власти;

усиление конкуренции с частным сектором в сфере предоставления социальных услуг;

сокращение финансирования сферы социальных услуг из-за постоянного дефицита бюджета;

проникновение рыночных механизмов в развитие и функционирование социальной сферы;

поиск новых подходов к формированию социальных отношений в российском обществе, совершенствование процессов управления социальной сферой, особенно на местном уровне, где сосредоточена основная масса учреждений и предприятий, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей и нужд населения [4, с. 186]. Использование технологии социального маркетинга для руководителей муниципальных образований имеет ряд привлекательных сторон. Во-первых, ориентация социальной политики на конкретных потребителей повышает эффективность реализации соответствующих муниципальных и государственных программ. Во-вторых, решение социальных проблем на муниципальном уровне позволяет повысить уровень методов и технологий процесса социального управления, сконцентрировать усилия на решении острейших социальных проблем. В-третьих, маркетинговые технологии по изучению рынка социальных услуг позволят создать информационно-социологическую базу по подготовке концептуальных стратегических решений и разработке целевых и комплексных программ, отражающих протекающие в местном сообществе многообразные социальные процессы, а также их всесторонний анализ. В-четвертых, при рациональном использовании социального маркетинга возрастает удовлетворенность деятельностью муниципалитетов со стороны потребителей общественных услуг, то есть со стороны различных слоев населения, что будет способствовать стабилизации и социальному развитию местного сообщества. В-пятых, создаются условия по улучшению материального положения, уровня и качества жизни всех слоев и групп населения местного сообщества. В-шестых, формируются твердые гарантии соблюдения конституционных прав граждан в области социальной защиты, уровня образования, охраны здоровья, культуры, обеспеченности граждан жильем и коммунальными услугами.

Процесс социализации управления экономикой позволяет рассматривать концепцию социального маркетинга как специфическую функцию социально-экономического управления и как особый инструмент планирования. В данном случае строится модель программно-целевого управления социально-экономическими процессами, где концепция маркетинга встраивается в эту модель, как на социальном, так и на экономическом уровне. Целью социального маркетинга должно стать максимальное удовлетворение потребностей граждан в рамках выделенных общественных затрат.

Таким образом, можно констатировать, что социальный маркетинг – это один из инновационных методов местного самоуправления, способствующих формированию, развитию и трансформации муниципального рынка и позволяющих обеспечить более полное удовлетворение потребностей населения в социально значимых товарах, работах, услугах.

Библиографический список

Микульский, К. И. Задачи и возможности социальной политики на современном этапе реформирования российского общества / К. И. Микульский // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2008. – № 8 (75). – С. 15–24.

Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер /– СПб/: Питер, 1999. – 896 с.

Организационно-экономическое развитие муниципальных образований: учебное пособие / под ред. А. Г. Мокроносова, В. И. Разорвина, Н. И. Каширских. – Екатеринбург, 2008. – 341 с.

Иваницкий, В. П. Финансирование социально ориентированных затрат в воспроизводстве человека / В. П. Иваницкий, Э. В. Пешина. – Екатеринбург: Изд-во «Академкнига», 2009. – 280 с.


 

Опубликовано в группе «Внеурочная деятельность»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.