12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ростемберская Ольга Александровна27
Россия, Кемеровская обл., Новокузнецк

Ростемберская Ольга Александровна

учитель информатики и информационно-коммуникационных технологий, первая квалификационная категория

муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Гимназия № 17 им. В.П. Чкалова»

Кемеровская область, г. Новокузнецк

Современные образовательные технологии, среда и компетентность педагога

Темпы цифровой трансформации в сфере образования неизмеримо ускорились за последние годы. На каждом этапе образования, от начального до высшего, а также профессиональной подготовки и обучения на рабочем месте онлайн- и облачные платформы занимают все более заметное место. Меняющиеся потребности производства и сферы услуг привели к кардинальным изменениям в отношениях между субъектами образовательного процесса. Рассмотрим основные образовательные технологии (EdTech), которые будут формировать среду и инструменты обучения в последующие годы.

Дистанционное обучение школьников представляет собой форму обучения, при которой ученики получают знания и учатся дома или удаленно, используя различные средства коммуникации и информационные технологии. Электронное обучение предлагает учащимся возможность изучать предметы и получать навыки, которые не преподаются на местном уровне, в то время как для тех, кто получает высшее образование, преимущества включают возможность легче совмещать обучение с другими обязательствами, такими как работа или семейные обязанности.

Преимущества дистанционного обучения:

1. Гибкость и удобство.

2. Расширение доступа к образованию.

3. Индивидуализация обучения.

4. Развитие цифровых навыков.

5. Сокращение затрат.

Недостатки дистанционного обучения:

1. Отсутствие прямого контакта с учителями и одноклассниками.

2. Ответственность и самоорганизация.

3. Технические проблемы.

4. Недостаток личной связи.

Дистанционное обучение школьников имеет свои преимущества и недостатки. С развитием технологий и адаптацией методов обучения, дистанционное обучение имеет перспективы для дальнейшего развития и использования в образовательных системах.

Обучение на протяжении всей жизни, «обучение взрослых» или «продолжающееся образование» представляет собой концепцию, согласно которой обучение и развитие индивида должны продолжаться на протяжении всей его жизни, а не ограничиваться только периодом обучения в школе или университете. Сущность пожизненного обучения заключается в том, что нужно постоянно обновлять и расширять свои знания, навыки и компетенции, чтобы успешно адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка труда и общества. Это может быть достигнуто через учебные курсы, тренинги, самообучение, профессиональное развитие и другие формы образования.

Преимущества пожизненного обучения:

1. Непрерывная актуализация имеющихся знаний.

2. Совершенствованием профессиональных навыков.

3. Повышение конкурентоспособности.

4. Личное развитие.

5. Адаптация к изменениям.

Недостатки и ограничения пожизненного обучения:

1. Финансовые затраты.

2. Ограниченное время.

3. Необходимость мотивации.

4. Ограниченный доступ.

Пожизненное обучение имеет множество преимуществ, но также сопровождается ограничениями и вызовами. Однако с развитием технологий и изменением отношения к образованию, пожизненное обучение становится все более важным и доступным для всех людей в их стремлении к личному и профессиональному развитию.

Иммерсивные технологии в обучении предполагают использование виртуальной реальности (VR), дополненной реальности (AR) и смешанной реальности (MR) для создания обучающей среды, в которой учащиеся могут погружаться и взаимодействовать с виртуальными объектами и ситуациями.

Возможности иммерсивных технологий в обучении заключается в создании учебного опыта, который усиливает вовлеченность и активное участие учащихся. Они предоставляют возможность учиться через практические ситуации, которые могут быть сложно или невозможно воссоздать в реальном мире.

Преимущества иммерсивных технологий в обучении:

1. Повышение мотивации.

2. Активизация процесса обучения.

3. Создание реалистичной среды обучения, которая помогает лучше понять и запомнить материал.

4. Виртуальные среды позволяют учащимся тренироваться в опасных или сложных ситуациях без риска для их безопасности.

5. Иммерсивные технологии позволяют настраивать уровень сложности и скорость обучения в соответствии с потребностями каждого учащегося.

Недостатки иммерсивных технологий:

1. Финансовые затраты.

2. Иммерсивные технологии требуют сложной технической поддержки.

3. Не все учебные заведения имеют доступ к необходимому оборудованию и программному обеспечению для использования иммерсивных технологий.

4. Некоторые предметы и навыки могут быть сложно воссоздать с помощью иммерсивных технологий, что ограничивает их применение.

Иммерсивные технологии предоставляют новые возможности для обучения, улучшая вовлеченность и активное участие учащихся. С развитием технологий и улучшением доступности иммерсивные технологии могут стать все более распространенными эффективными инструментами обучения.

Искусственный интеллект (ИИ) и автоматизация в классе представляют собой использование технологий и алгоритмов ИИ для автоматизации и улучшения процессов обучения и учебной деятельности: автоматической обработки данных, анализа информации и предоставления персонализированной обратной связи учащимся.

Преимущества ИИ и автоматизации:

1. Автоматизация позволяет сократить время на выполнение рутинных задач и улучшить эффективность обучения.

2. ИИ позволяет предоставлять индивидуализированное обучение, учитывая потребности и уровень знаний каждого учащегося.

3. Мгновенная обратная связь, что помогает учащимся быстрее исправлять ошибки и улучшать свои навыки.

4. Использование ИИ позволяет анализировать большие объемы данных и выявлять тенденции и паттерны, что помогает учителям принимать более информированные решения.

Недостатки ИИ и автоматизации:

1. Использование ИИ и автоматизации может привести к потере человеческого взаимодействия и индивидуального подхода, что может быть важным для некоторых учащихся.

2. Технические проблемы.

3. Использование ИИ и автоматизации требует наличия соответствующего оборудования и программного обеспечения, что может быть дорого и не всегда доступно.

Использованием ИИ и автоматизация в классе предлагают новые возможности для образовательного процесса для всех его участников.

Нанотехнологии в обучении представляют собой применение наноматериалов, наноустройств и наноструктур в процессе обучения и формирования образовательной среды: разработка нано-учебников, нано-лабораторий, нано-сенсоров и других нано-инструментов для образовательных целей.

Преимущества нанотехнологий в обучении:

1. Нанотехнологии позволяют создавать более точные и реалистичные модели и визуализации, что помогает учащимся лучше понять сложные концепции и явления.

2. Нанотехнологии позволяют создавать интерактивные учебные материалы и лаборатории.

3. Нанотехнологии могут помочь сократить время на выполнение определенных задач.

Недостатки нанотехнологий:

1. Высокая стоимость.

2. Технические проблемы.

3. Использование нанотехнологий в обучении требует наличия специалистов, обладающих знаниями и навыками в области нанотехнологий.

Нанотехнологии в обучении предполагают создание интерактивной образовательной среды. В сочетании с другими методами обучения, нанотехнологии представляют собой перспективный образовательный инструмент.

Цифровая образовательная среда представляет собой педагогический инструмент, где технологии используются с целью улучшения процесса обучения и повышения качества образования. Предполагает использование цифровых технологий и ресурсов: электронные учебники и материалы, видеоуроки, онлайн-курсы и образовательные игры. Может выступать в форме электронной платформы для взаиодействия между учителями и учениками, системы управления учебным процессом, онлайн-форума для обсуждения заданий и проблем, а также места доступа к учебным материалам, библиотекам и базам данных.

Цифровая образовательная среда повышает эффективность обучения, увеличивает доступность образования на географически удаленных территориях, улучшении качества образования благодаря гибкому подходу к обучению и расширению возможностей автоматизации задач, что позволяет учителю больше времени уделять индивидуальной работе с учащимися и сложным вопросам.

Современные методы обучения зачастую играют ключевую роль в образовании, поэтому педагоги, работающие с учащимися, должны обладать рядом компетенций и навыков, позволяющих эффективно использовать цифровые технологии:

1. Компетенция в области информационной и коммуникационной технологии (ИКТ) - понимание основных принципов работы компьютеров, программного обеспечения и Интернета. Педагог должен использовать электронную почту, мессенджеры, социальные сети и другие средства коммуникации.

2. Креативность и инновационность - необходимы для создания и разработки интерактивных образовательных материалов, которые мотивируют учащихся и помогают им лучше усвоить материал.

3. Цифровая грамотность - умение эффективно ориентироваться в цифровой среде, оценивать информацию, проверять факты, анализировать и сравнивать данные из различных источников.

4. Умение эффективно использовать онлайн-ресурсы - для создания эффективных учебных планов и уроков с использованием онлайн-контента, включая видео, аудио, тексты и другие форматы.

5. Умение работать в команде и сетевыми технологиями - для того, чтобы создавать коллаборативные уроки, общаться с коллегами и разделять ресурсы.

6. Гибкость и быстрая адаптация - в связи с постоянными изменениями в технологиях и новых экспериментах в образовании, педагог должен развивать свои навыки и быть готовым к новым вызовам.

Эти и многие другие компетенции являются ключевыми для эффективного использования цифровых технологий в образовании. Педагоги, обладающие ими, смогут эффективнее адаптировать учащихся к особенностям цифровой эпохи.

 

Список использованной литературы и источников

 

Зыков, С.Ф. Цифровые образовательные ресурсы: проблемы и перспективы. – М.: Логос, 2018. – 256 с.

Алексеев, Н.А. Современные образовательные технологии. – СПб: Дрофа, 2019. - 352 с.

Лапшина, Т.И. Инновационные технологии в образовании. М.: Просвещение, 2020. - 288 с.

Зимняя, И.А. Цифровые технологии в образовании: от теории к практике. – СПб: Питер, 2021 - 320 с.

Луконин, А.В. Эффективные образовательные технологии. М.: Высшая школа, 2022. - 224 с.

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.