12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Латыпова Лидия Васильевна1798
Активно занимаюсь научной деятельностью, опубликовано более 50 научных статей, авторские методические рекомендации, учебные пособия с грифом УМО, монографии, к. э.н., доцент кафедры теории и практики управления
Россия, Ханты-Мансийский АО, Сургут
Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность»
1

Современные подходы к управлению качеством

Современные подходы к управлению качеством

Латыпова Лидия Васильевна

Кандидат экономических наук, доцент

Сургутский государственный педагогический университет

 

Центральное место в управлении качеством отводится челове­ку, что придает особое значение формированию соответствующе­го мировоззрения, связанного с подходами к управлению каче­ством. В связи с этим ведущие фирмы большое внимание уделя­ют созданию у своего персонала соответствующего образа мышления в области качества. Появилось и такое понятие, как нацио­нальный образ мышления в области качества, проявляющийся, например, на японских или немецких фирмах.

Современная трактовка сферы применения управления каче­ством весьма широка. Можно говорить об управлении качеством продукции, услуг, систем, информации, труда, жизнедеятельно­сти и т.д., поэтому объект управления здесь рассматривается в ши­роком смысле слова. В дальнейшем объекты, создаваемые това­ропроизводителями — продукты труда, будем называть продукта­ми, понимая под этим как материальную продукцию, так и услуги.

Следует отметить, что деятельность практически любого сотруд­ника организации, в каком бы подразделении и на каком бы уровне он ни находился, в той или иной степени влияет на качество продук­тов труда, создаваемых фирмой, и ее конкурентоспособность. Это определяет современный взгляд на управление организацией как на управление ее конкурентоспособностью и конкурентоспособностью производимого ею продукта, а следовательно, управление качеством. Такой подход лежит в основе прогрессивной концепции современной системы управления качеством — концепции всеобщего управления качеством (TQM), в развитие которой большой вклад внесли такие ученые, как Д. Джуран, У. Деминг, А. Фейгенбаум, К. Исикава[1, с. 7].

Реализация концепции TQM возможна на основе новой куль­туры и современной системы менеджмента компании. При ис­пользовании TQM все сотрудники вовлекаются в процесс улуч­шения качества работы. Поэтому понимание проблем управления качеством, соответствующей методологии, а главное, формирова­ние определенного образа мышления для менеджеров всех направ­лений является исключительно важной задачей.

Достаточно назвать несколько проблем, решаемых менеджера­ми, чтобы это осознать:

• разработка стратегии организации (политика продукта, а зна­чит, и политика в области качества занимают центральную пози­цию в стратегии фирмы);

• прогнозирование сбытовых параметров фирмы (без учета уровня качества объектов, выводимых фирмой на рынки сбыта, не может быть без достоверных прогнозов, касающихся доли фир­мы на рынке и оборота ее товара);

• оценка конкурентоспособности;

• отбор параметров качества при создании нового продукта;

• отбор технологии создания продуктов;

• определение политики ценообразования (даже ориентировоч­ные варианты такой политики рассматриваются применительно к определенным уровням качества продуктов);

• работа с персоналом (формирование культуры фирмы, объектив­ная оценка качества персонала и его трудовой деятельности, отбор кандидатур на вакансии, поощрения и продвижение по службе);

• оптимизация системы товародвижения (чтобы выбрать лучший вариант, нужно уметь оценить и сравнить качество альтернатив) [4, с. 150].

Безусловно, этот перечень можно продолжить. Следует отме­тить, что для обеспечения конкурентоспособности организаций особое значение имеют соответствующие знания персонала фир­мы при решении таких задач; как создание системы управления качеством и проведение сертификации.

Современные особенности мировых рынков потребовали разра­ботки новых подходов к решению проблем качества. В управлении качеством, наряду с классическими методами системного управле­ния, используются и многие специфические подходы и методы. Это определяется особенностью качества как объекта управления.

Человек является центральной фигурой в системе управления качеством как организационной системы управления. Практичес­ки управление качеством начинается и заканчивается человеком, т.е. он и субъект, и объект управления в системе управления ка­чеством. Человек — наиболее сложный элемент, действующий в различных сферах: принятие решений, создание новой техники, добыча и создание сырья, создание технологии, обслуживание приборов, машин и станков, управление и многие другие. Поэтому все основные категории теории управления качеством не должны рассматриваться отвлеченно от особенностей человека[2, с. 64].

Как считают специалисты в области управления качеством, в среднем 95% проблем организаций в области качества в конечном счете связаны с человеком, его образом мышления, его мотиваци­ей. Это подтверждает тезис о приоритетной роли человека в систе­ме качества. В связи с этим особое значение в системе менеджмента качества имеет стиль управления и культура организации.

Участие человека в системе управления качеством многообраз­но. Он выступает в такой системе в разных качествах. Это зави­сит от следующих факторов:

• принадлежности к той или иной сфере управления, тем или иным органам управления;

•  выполняемого типа работ;

• работы на тех или иных этапах производственно-коммерчес­кого цикла[1, с. 118].

Проблемы организации работы с персоналом также многообразны:

• подбор и расстановка;

• воспитание;

• обучение;

• организация труда;

• контроль деятельности;

• обеспечение психологического климата;

• создание уверенности в руководителе;

• воспитание преданности фирме[1, с. 122].

Это означает, что в работе с персоналом необходимо изучать социально-психологические, деловые и профессиональные каче­ства подчиненных, уметь разрабатывать характеристики их дея­тельности, знать науку менеджмента в части управления коллек­тивами и индивидуумами, определять и формировать мотивацию.

Следовательно, особая роль в системе управления качеством принадлежит руководителю. К его главным задачам относятся следующие:

• определение цели, стратегии и политики в области качества;

• многообразная работа с персоналом;

• организация и руководство системой управления качеством.

При этом особое внимание уделяется обеспечению необходи­мой мотивации работников к высококачественному труду путем создания возможностей для самовыражения в процессе трудовой деятельности. Это одна из важнейших целей использования соци­ально-психологических методов. Не случайно японцы считают, что «качество — это образ мышления, это уровень куль­туры». Таким образом, правильное применение социально-психо­логических методов направлено, в первую очередь, на создание культуры фирмы, позволяющей выпускать высококачественную продукцию[5, с. 104].

В связи с постоянно изменяющимися вкусами, потребностя­ми людей и появлением новых.технологий от руководителей орга­низаций требуется постоянная перестройка самосознания и ори­ентировок, которые в самом общем виде могут быть сформули­рованы так:

• Прежде всего — качество, а не кратковременные прибыли.

• Главный человек — потребитель, т.е. нужно стоять на точке зрения конечного пользователя.

• Следующий этап производственного процесса — потребитель твоей продукции. Этот лозунг позволяет устранить барьеры и раз­общенность между персоналом на отдельных стадиях жизненно­го цикла продукции.

• Информационное обеспечение иприменение.статистических методов делает процесс принятия решений спокойным, эффектив­ным и более творческим занятием.

•  Следует повышать роль персонала в системе менеджмента качества — вовлекать всех без исключения работников в процесс управления качеством.

Таким образом, исключительная роль человека в решении про­блем качества очевидна, и это необходимо учитывать, формируя систему управления качеством любой организации, независимо от особенностей ее бизнеса и рынков сбыта.

 

Список литературы

1.  Аристов О. В. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. -М: ИНФРА-М, 2006. - 240 с.

2.  Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. — М.: РИА Стандарты и качество, 2001. – 209 с.

3.  Круглое М.Г., Сергеев С.К., Такташев В.А, Фирстов В.Г., Шиш­ков Г.М. Менеджмент систем качества. — М.: Изд-во стандар­тов, 2007. – 290 с.

4.  Крылова Г.Д. Зарубежный опыт управления качеством. — М.: Изд-во стандартов, 1992. – 338 с.

5.  Леонов И.Г., Аристов О.В. Управление качеством продукции. — М.: Изд-во стандартов, 2011. – 186 с.

Опубликовано в группе «Внеурочная деятельность»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.