12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Надежда Алексеевна Паршукова41727
Паршукова Надежда Алексеевна, учитель биологии, географии и экологии в МОУ Тимшерской СОШ, Усть-Куломского района, Республики Коми,по совместительству педагог дополнительного образования МУ ДО «Районный Дом детского творчества» с.Усть-Кулом.
Россия, Коми респ., Тимшер
Материал размещён в группе «Биологи и экологи»
2

Современное состояние, развитие экологического образования в системе школьного образования

Муниципальное общеобразовательное учреждение Тимшерская средняя общеобразовательная школа
 

Современное состояние, развитие экологического образования в системе школьного образования.

В настоящее время в условиях экологического кризиса, информированность о состоянии окружающей природной среды, знание законов природы, умение применить их на практике является основой школьного экологического образования.

И сегодня, как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.

Для развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.

Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.

Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Обладать экологическими знаниями должны все.

Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

Но обучить школьника экологии только на уроках невозможно. Необходимы другие формы и методы работы: занятия в кружке, экскурсии в природу, внеклассные мероприятия. А также, интерактивные формы образования: викторины, беседы, ролевые игры, проекты, дискуссии, диспуты, экологические вечера, спектакли, поэтические вечера о красоте природы, конкурсы стихотворений и т. д.

Организация экскурсий для всех учащихся – дело хлопотное. Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке – дело значительно более сложное, чем провести уроки». Но без этих экскурсий ребята не увидят настоящей жизни.
И чтобы достичь наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания учащихся, очень важно наполнить все мероприятия местным материалом о состоянии среды в нашем регионе, районе, поселке. Такой материал можно взять из Государственного доклада о состоянии окружающей среды нашего региона, а также провести исследовательские работы.

Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края.

Нет лучшего средства, возбудить интерес и развить в детях и наблюдательность, самостоятельность, как поставить их в положение самостоятельных исследователей.

Экология служит научной основой разумных взаимоотношений общества и природы, рационального использования природных богатств. Экологические законы пронизывают всю нашу хозяйственную деятельность, лежат в основе новых ресурсосберегающих технологий. Используя экологические законы, человечество может найти пути не только выживания, но и дальнейшего процветания на планете.

Исследовательская деятельность обучающихся - одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

Выполнение различных исследовательских проектов в природной обстановке позволяет ребятам активно приобщаться к изучению природных сред, экологических систем своей местности.

Однако успех эколого-образовательной и воспитательной деятельности обеспечивается еще и компетентностью учителя, его экологической грамотностью.

Необходимо помнить, в современных условиях сложились объективные основания для обязательного непрерывного экологического образования и воспитания детей и подростков, что требует единого подхода к проработке проблемы методов экологического воспитания и образования детей.

Главная цель экологического образования сегодня – становление экологической культуры личности. Сейчас необходимо получить ответы на вопросы: что человеку надо знать, как мыслить, во что верить, чтобы выстроить свою иерархию ценностей, свое мировоззрение.

Формирование экологического мировоззрения молодого поколения - одна из актуальных задач, важность, которой вполне очевидна.

Ведь именно нынешним школьникам через несколько лет предстоит работать и жить на нашей планете, и насколько полноценной будет их жизнь, во многом зависит от экологической образованности.

В наше время одна из наиболее сложных областей в образовании - это экологическая подготовка школьников.

Необходимость всеобщего экологического образования стала осознаваться мировой общественностью, как единственно возможное условие предотвращения грозящего современному человечеству глобального кризиса.

Ведь при обучении экологии необходимо формировать уважение к земле, воспитать деятельное отношение, руководствуясь одним из принципов мировоззрения и этики принципов: «После себя мы должны оставить Землю, по крайней мере, такой же, если не лучше, чем она была до нас».

Резюмируя вышесказанное, можно выделить следующие основные проблемы школьного экологического образования:
 

Система непрерывного экологического образования отсутствует;

Мало практических занятий по экологии, в результате отсутствия часов экологии в учебном плане;

Наблюдается дефицит материальных ресурсов: нет соответствующего оборудования, материалов для организации практических работ в рамках классно-урочной системы;

Слабо используются возможности изучения региональной экологии и экологии «малой родины»;

Слабо разработаны системы эколого-краеведческих экскурсий по местным маршрутам;

Недостаточная теоретическая и практическая подготовленность учителей экологическому образованию.    

Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленной  на формирование системы научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности.


Рассмотрено на методическом объединении естественно - научного цикла.

Протокол №5 от 20.04.2016 года.

Руководитель МО – Паршукова Н.А.

Опубликовано в группе «Биологи и экологи»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.