12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алжибаева Лариса Николаевна75
Работаю учителем русского языка и литературы в Краевой санаторной школе-интернате, в филиале при противотуберкулёзном санатории "Пионерская речка", где проходят лечение дети с патологией лёгочных путей и другими сопутствующими заболеваниями.
Россия, Красноярский край, Красноярск

Интегрированный урок в 7 классе: русский язык + немецкий, английский языки.

Методическая база.

Цели и задачи:

Цель урока:

дать знания о союзе как служебной части речи в русском, немецком и английском языках.

Задачи урока:

1) знакомство с определением союза как служебной части речи в русском языке и этимологией слова «союз»;

2) сравнение роли союзов и знаков препинания при них в предложениях русского, немецкого и английского языков;

3) нахождение союзов, соотнесение их значения в русском, немецком и английском языках;

4) совершенствование навыков проектной деятельности учеников и её публичного представления;

5) составление «Правил дружбы», помогающих детям находить и сохранять друзей, быть доброжелательными и толерантными.

Ход урока.

1. Вводное слово учителя иностранных языков:

- Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь. Вот с таким замечательным настроением и добрым отношением друг к другу мы и начнём урок. Тема сегодняшнего урока: «Союз как часть речи в русском, немецком и английском языках». Эпиграфом являются слова великого русского учёного М. В. Ломоносова, который так определял их роль: «…Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются».

2. Беседа учителя русского языка:

- Как вы считаете, зачем человеку грамотная, выразительная речь? (Дети отвечают).

- А может ли союз помочь сделать речь образной, понятной, логичной? (Дети отвечают). Вы правы. Чтобы речь была грамотной, необходимо научиться строить предложения, для того чтобы все могли понять то, о чём ты хочешь сказать. Многие предложения строятся с помощью союзов. Вот почему М. В. Ломоносов сказал, что союзы – «это средства, которыми идеи соединяются». Послушайте рифмовку:

Задача наша – соединять

В надёжные крепкие узы.

Знать нас, ребята, должны вы на пять!

Нас называют – союзы.

Время 2 мин.

3. «Ромашка»: индивидуальное определение целей.

- У каждого из вас лежит лепесток ромашки. Напишите на нём ответы на следующий вопрос: «Чему бы вы хотели научиться на нашем уроке?».

(Дети пишут на лепестках ромашки ответы на данный вопрос. Затем сами прикрепляют лепестки, обратной стороной, магнитами на доску. Получается ромашка). Время: 2 мин.

4. Презентация учеников на тему: «Союз как часть речи в русском, немецком и английском языках». (Презентация настроена по щелчку). 

Учитель:- Итак, что же такое союз? Об этом расскажут ваши товарищи.

1 ученик:

- Слово «союз» существовало в русском языке с давних пор. Оно обозначало тесное единение, связь. В XVII веке слово было заимствовано из старославянского языка путём прибавления приставки СО- к слову «ЮЗЬ», которое обозначало «узы, узел». С развитием языка понадобилось слово, которое называло бы часть речи, связывающую слова в предложениях или сами предложения. В латинском языке было такое слово: «сonjunction», при дословном переводе оно стало звучать, как «союз». Так в русском языке появился термин-омоним уже существующему слову. Сегодня у этого слова несколько значений: служебная часть речи, объединение, единство.

Определение союза как части речи в русском языке звучит так: «Союз – это служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения или части сложного предложения». Главное, что мы должны запомнить, что это служебная часть речи. Значит, союз не изменяется и не является членом предложения. Основная задача союза – связь однородных членов и предложений.

2 ученик:

- Союз может связывать и однородные члены предложения. Перед нами герои сказки Алексея Толстого «Золотой ключик»: Буратино, Мальвина. Соединив их имена с помощью союза И, получим предложение: Буратино и Мальвина играют. А можно ли с помощью союза связывать эти слова в немецком языке? Конечно, можно. (Ученик читает предложение по-немецки). А в английском языке? Тоже можно. (Чтение предложения на английском языке). Значит, связь слов с помощью союзов происходит не только в русском языке, но и в немецком, и в английском языках.

В русском языке союз может связывать не только слова, но и предложения. Посмотрим на слайд. Мы видим, что идёт дождь, падают листья. Можно сказать отдельными предложениями, а можно соединить эти предложения в одно. Например, падают листья, и идёт дождь. Союз И связал два предложения, а разделить эти предложения нам помогла запятая перед союзом. Можно ли связать с помощью союзов эти предложения в немецком и английском языках? Да, можно. (Ученик читает по-немецки и по-английски это же предложение). Посмотрите внимательно: в немецком и английском языках запятая перед союзом не ставится, а в русском языке перед союзом стоит запятая. В этом отличие правописания сложных предложений в русском, немецком и английском языках.

Время: 3 мин.

3. Знакомство с таблицей союзов русского, немецкого и английского языков. Работа в парах. Учитель:

- Итак, что мы узнали о союзах? (Дети отвечают, что союзы – это служебные части речи, что они связывают однородные члены предложения или предложения, что в русском языке перед союзом в сложном предложении стоит запятая, а в английском и немецком её нет.)

- А знаете ли вы, что в русском языке около двухсот пятидесяти союзов? Много их в немецком и английском языках. Давайте познакомимся с некоторыми из них. У вас на столах лежит таблица союзов, прочтём союзы, данные в ней, и соотнесём их значение. Приложение 3.

(Ученики парами читают союзы русского языка и соответствующие им союзы немецкого и английского языков). Время: 2 мин.

4. Текущий контроль. (Задание №1 из презентации, слайд № 6).

Учитель:

- Авторы проекта придумали интересные задания. Задание № 1 мы сейчас и будем выполнять. За это задание сами авторы получают максимальный балл.

1 – ый ученик – автор проекта:

- В задании 2 варианта. Правильный ответ во 2 варианте оценивается выше, но и задание труднее. Самостоятельно выберите один из вариантов и приступайте к работе. Вам поможет таблица союзов. На выполнение задания отводится 2 минуты. (1-ый ученик вслух читает задания, затем учащиеся выполняют его в тетрадях. После выполнения учащиеся проверяют результаты по слайду № 7. Ученик, демонстрирующий слайд, зачитывает ответы. Учащиеся сравнивают их со своими результатами, подсчитывают верные ответы. Затем проставляют баллы в индивидуальный «Листок успешности») Время: 3 мин.

5. Работа в парах по карточкам. (Задание 2. «Правила дружбы»).

Учитель:

- Ребята, вы приезжаете к нам из разных уголков нашего края. Многим удаётся быстро найти здесь друзей. А некоторым трудно освоиться в новом коллективе. Есть дети, которые быстро находят друзей, но также быстро их теряют. Давайте составим «Правила дружбы», которые помогут вам находить и сохранять друзей, ценить и беречь дружбу. Перед вами начало предложений, придумайте их продолжение. Работать мы будем в парах, чтобы вы ещё раз убедились, что вместе выполнять любое дело легче и веселей. За 4 минуты продолжите эти предложения, запишите их в тетрадь, выделите союзы овалом. Учитель читает начало предложений:

Чтобы у тебя всегда было много друзей, … (никогда не обижай людей).

Если ты нечаянно обидел кого-то, … (постарайся поскорее извиниться).

Занимая удобное для тебя место в игре, не старайся кого-нибудь… (ударить) или… (толкнуть).

Когда у тебя плохое настроение, …(не срывай его на других).

Цени и береги друзей, потому что … (без них тяжело жить).

(Ученики записывают в тетрадь полученные предложения, затем каждая пара вслух читает их, называя союзы, и проставляет баллы в «Листок успешности»). Время: 5 мин.

Работа с пословицами. Задание 3 (слайд № 8 презентации).

Учитель:

- А сейчас ещё одно задание, подготовленное учениками, выполнявшими

учебный проект. Авторы этого задания получают за него максимальный балл.

2–ой ученик – автор проекта:

В этом задании тоже 2 варианта. Задание второго варианта сложнее, но

оценивается выше. Можно пользоваться таблицей союзов. На это задание отводится 3 минуты. (Ученик читает задание на слайде. Дети выполняют, затем с помощью 2-го ученика проверяют это задание по слайду № 8, подсчитывают и проставляют баллы). Время: 4 мин.

Физкультминутка. Учитель:

- Послушаем стихотворение, в котором есть союзы, и выполним под него

физические упражнения:

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули, как ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем, будто к нам птицы летят.

Как они сядут – тоже покажем: крылья сложили назад.

- Какие союзы мы здесь встретили? Время: 2 мин.

«Музыкальная шкатулка». Работа в группах. Задание 4. (Презентация

с применением триггеров: необходимо нажать на ноту, чтобы перейти к заданию, а затем на стрелку слева, чтобы узнать дополнительное задание-вопрос. Нажав на стрелку возврата справа, мы попадём на первый слайд с нотами). Учитель:

- А сейчас «Музыкальная шкатулка». Разделимся на группы и послушаем

отрывки из песен. В них нужно найти все союзы, которые встретятся, подобрать к ним из таблицы союзов подобные из иностранных языков и записать их по-английски или по-немецки на доске. Первая группа подбирает союзы из английского языка, а вторая – из немецкого. За правильный ответ – 3 балла. Время, данное на выполнение задания к каждому отрывку из песни – 1 минута. Если вы захотите заработать дополнительный балл, нужно будет быстро ответить ещё на один вопрос, который оценивается в 1 балл. (Дети прослушивают музыкальный отрывок, находят союзы, отвечают, если захотят, на дополнительный вопрос и проставляют баллы). Время: 8 минут.

Игра «Карусель». Задание 5. Приложение 1.

Учитель:

- А сейчас - игра «Карусель». Вы получаете одинаковые карточки, выбираете союз. Находите предложение, в которое нужно вставить этот союз и поднимаете руку. Учитель, проверив правильность вашего выбора, даёт команду: «Карусель». Ученики, сидящие слева, переходят, образуя новую пару, а ученики, сидящие справа, сидят на месте. Вы меняетесь союзами и находите предложение, в котором должен стоять полученный вами союз. Проверяете друг друга. Если ответ верный, рядом с предложением в своей карточке ставите знак «+». Если вы вовремя не смогли найти предложение, где должен стоять союз, правильный вариант вам подсказывает тот ученик, который отдал свой союз, а вы рядом с предложением ставите знак «-». Переходите к следующему однокласснику по команде: «Карусель». И так пока не заполнится ответами вся карточка. За каждый правильный ответ – 1 балл. В конце игры вы проставите общее количество баллов в «Листок успешности». (Союзы напечатаны на листочках и разложены на столе учителя). Время: 5 мин.

Итоговый контроль. Задания в тестовой форме. (Презентация с

применением макросов. Дети включают макросы в содержимое, нажав на «ОК» в выплывающем окошке).

Учитель:

- Вот и подошло время узнать, чему мы научились на уроке. Для этого

мы выполним итоговые тестовые задания. Время на выполнение задания – 3 минуты. Внимательно читайте вопросы и выбирайте вариант ответа. Каждый верный ответ – 1 балл. (Ученики выполняют задания в тестовой форме, затем количество заработанных баллов проставляют в «Листок успешности». Если в классе недостаточное количество компьютеров, задания можно выполнить на листках. Приложение 2.) Время: 4 мин.

Итог урока. Учитель:

- Сегодня мы познакомились с интересной служебной частью речи. Как она называется? А теперь посмотрим, удалось ли вам достичь поставленных в начале урока целей. Откроем лепестки ромашки! (Дети выходят к доске, снимают с неё свой лепесток, встают в ряд и читают свои цели).

-Удалось ли вам сегодня на уроке достичь поставленных целей? (Ученики отвечают и садятся за парты). Учитель:

- Подведём итоги. Подсчитайте все заработанные баллы и посмотрите, какой оценке они соответствуют. Эта оценка и будет поставлена в журнал. (Ученики считают баллы, смотрят, какой оценке они соответствуют и объявляют её, оценка заносится в журнал. Авторы учебного проекта награждаются грамотами.) Время: 4 мин.

Домашнее задание. Учитель:

- Выберите домашнее задание: 1) написать мини-сочинение на тему: «Зачем

нам нужен союз?»; 2) отгадать шарады:

а) Две ноты, союз, все вместе – игра,

В которую любит играть детвора. (Домино.)

б) Союз, предлог и падежная форма личного местоимения
Дают вкусный плод южноамериканского растения. (Ананас.)

(Ученики записывают задание. Шарады распечатаны на листах.) Время: 1 мин.

Список использованных источников:

1. Бим И.Л., Садомова Л.В., Артемова Н.А.: Шаги 3: Учебник немецкого языка для 7 класса общеобразовательных учреждений, М.: «Просвещение», 2007.

2. Деревянко Н.Н. и др. Английский язык нового тысячелетия. Учебник английского языка для 7 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск: Титул, 2007.

3. Разумовская М. М., Капинос В.И., Львова С. И., Богданова Г. А., Львов В. В., Программа по русскому языку. 5 – 9 классы. М.: Дрофа, 2009.

4. Разумовская М. М., Капинос В. И., Львова С.И., Богданова Г. А., Львов В. В: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2007.

Приложение 1. Игра «Карусель».

1. Не имей сто рублей, … имей сто друзей. А

2. Крепкую дружбу … топором не разрубишь. И

3. Легко друзей найти, … трудно сохранить. НО

4. Надо пуд соли вместе съесть, … друга узнать. ЧТОБЫ

5. Человек без друга, … земля без воды. ЧТО

6. Не мил и свет, … друга нет. КОГДА

7. Дружба заботой … подмогой крепка. ДА

8. Легче друга потерять, … найти. ЧЕМ

Приложение 2. Задания в тестовой форме.

Продолжи определение: «Союз – это

А) самостоятельная часть речи.

Б) служебная часть речи.

В) часть слова.

Союз связывает… . Выбери полный ответ.

А) однородные члены предложения.

Б) части сложного предложения.

В) однородные члены предложения или части сложного предложения.

В каком предложении есть союз?

А) В комнате было тихо, в доме все спали.

Б) Отряд остановился, так как впереди была отвесная скала.

В) В корзине лежали грибы: маслята, сыроежки, грузди.

Выберите предложение, где союз связывает однородные члены.

А) Чтобы добраться до озера, нам потребовалось много времени.

Б) Слышатся то шёпот, то шорох.

В) И ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.

Какому русскому союзу соответствуют немецкий союз «aber» и английский союз «but»?

А) потому что

Б) так как

В) но

Ответы: 1 – Б; 2 – В; 3 – Б; 4 – Б; 5 – В.

Приложение 3. Таблица союзов.

 

ТАБЛИЦА СОЮЗОВ

РУССКОГО, НЕМЕЦКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ

 

Союз

die Konjunktion

the conjunction

в русском языке

в немецком языке

в английском языке

и

und

and

а

und

and

да (в значении и)

und

and

но

aber

but

или

oder

or

ни…ни

weder…noch

neither…nor

то…то

bald..bald

then…then

когда

wann

when

прежде чем

bevor

before

едва

kaum (Adverb)

hardly (adverb)

как только

sobald

as soon as

пока

während

till

в то время как

während

while

будто

als ob

as if

если

wenn

if

9

Опубликовано


Комментарии (2)

Евдакименко Ольга Юрьевна, 06.02.16 в 13:53 0Ответить Пожаловаться
к сожалению, урок технически не оснащен.
Седова Ольга Анатольевна, 30.12.16 в 22:05 0Ответить Пожаловаться
Презентации выложены отдельно, посмотрите в портфолио. А я сначала увидела презентации, и мне показалось, что мало материала, оказывается все надо совместить.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.