12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Енидорцева Наталия Анатольевна98
МКОУ "Мохиревская ООШ"
Россия, Свердловская обл., село Беляковское
3

Доклад «Создание педагогических условий для формирования активной гражданской позиции школьников»

«Создание педагогических условий для формирования активной гражданской позиции школьников»

Грозина Татьяна Анатольевна, Енидорцева Наталия Анатольевна

учителя начальных классов

МКОУ «Мохиревская ООШ»

Сегодня целью воспитательной работы должно являться формирование гражданина свободного, демократического государства, который обеспечен всеми правами и наделён всей полнотой обязанностей, позволяющими ему свободно развиваться на пространстве гражданского общества.

Соответственно основной задачей воспитания становится формирование личности с активной гражданской позицией, способной воспользоваться своими неотъемлемыми правами, стремящейся к этому и готовой взять на себя всю полноту ответственности за свои действия.

Воспитание у детей активной гражданской позиции уделяется внимание в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р, в котором говорится:

Гражданское воспитание включает: создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;

На сегодняшний день не найдено единого подхода к определению понятия «гражданская позиция»; вопрос о содержании процесса её формирования находится на стадии разработки; недостаточно рассмотрены вопросы, связанные с определением способов и средств формирования гражданской позиции школьников. Но гражданская позиция, как междисциплинарное понятие, в современной науке можно рассматривать на философском, социологическом, психологическом и педагогическом уровнях.

Выделим составляющие гражданской позиции ученика, которыми могут являться следующие качества личности:

- патриотизм (любовь к Родине, селу, школе, семье)

- гражданственность (принадлежность к коллективу, школе, селу, стране)

- активная гражданская позиция

- нравственность

- творчество (как раскрытие способностей, креативность, самоопределение)

Гражданская позиция формируется в рамках общей позиции и по мере развития личности занимает все большее значение, ведущее место в её структуре. Она характеризует личность с точки зрения способа и характера взаимоотношения индивида с определенной действительностью.

Выражением гражданской позиции личности являются её отношения к обществу, деятельности, людям и самим себе. Возможность проявить свое отношение к людям, обществу, найти способы практической реализации себя во взаимодействии с окружающим миром человек получает в деятельности.

Сформировать гражданскую позицию без организации воспитательной работы, на мой взгляд, не представляется возможным. Любой  педагог стремится  воспитать  ребенка   умеющего  учиться.  Стремится  обучить  детей  умению  спорить,  отстаивать  свое  мнение,  задавать  вопросы, быть  инициативным в получении новых  знаний. Когда  работаешь  в  начальной  школе,  каждый  день, радуясь, или огорчаясь  тому, что  там  происходит, переживая каждый учительский  день,  невольно  задумываешься – зачем ученики приходят в школу? Да, учиться читать, писать, считать, приобщаться к музыке, рисованию, спорту. И все же, я считаю очень важными слова В.А.Сухомлинского: «Заботливый садовник укрепляет корень, от которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий. Так и учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

В рамках самообразования на протяжении нескольких лет я работала над темой «Патриотическое воспитание учащихся во внеурочное время». Имея большой опыт в этом направлении, а также желание дать  ребятам  практику  общения  в  более  широком  кругу, научить  их  взаимоотношениям  как  с младшими  школьниками, со сверстниками и со старшими детьми было решено организовать школьный отряд «Патриот».

За основу своей воспитательной работы с учениками была взята программа Российской Скаутской Организации «Патриот».

Целью программы является содействие формированию социально активной, целеустремленной личности, с гражданской позиции патриота своей Родины, обладающей способностью к эффективному участию в жизни общества.

Программа  рассчитана на 5 лет на подростков, а  так  как я  работаю в небольшой сельской малокомплектной школе с младшими  школьниками, где в каждом классе учится по 2, 4, 5 учеников, то и  программу необходимо было модифицировать.

В процессе этого было принято решение создать отряд на базе школы, чтобы задействовать как можно больше детей.

Конечным результатом программы должен был стать ученик (человек) с активной гражданской позицией.

Дата создания была выбрана неслучайно. 19 сентября – день рождение Героя Советского Союза В. П. Тегенцева – нашего земляка. В отряд вошли разновозрастные дети

в количестве 12 человек. В день создания отряда юным участникам были повязаны галстуки родственниками В. П. Тегенцева.

На первом заседании отряда было выбрано название отряда, девиз, эмблема, речёвка, отрядная песня и общественные поручения.

Чтобы ребята видели результаты своей работы, в отряде был оформлен стенд, в оформлении которого были задействованы сами дети. И это было их любимым местом встречи. Он постоянно обновлялся, так как работа в отряде кипела.

Вся работа отряда была построена по направлениям:

Гражданско-патриотическое.

Мной был проведен опрос кто такой гражданин, что дети знают о России и своей малой Родине. Выяснено, что ребята знают очень мало и знания неполные, поэтому были проведены мероприятия, на которых дети узнавали много интересного о своей стране и уже владели определёнными знаниями о России в целом, о Свердловской области, о Талицком районе и, конечно же, о своей малой Родине. Было проведено открытое внеклассное мероприятие «Я – гражданин России», к которому готовился весь отряд. Это мероприятие было разбито на блоки:

1. Россия – родина моя

2. Москва – сердце России

3. Свердловская область – часть опорного края державы

4. Талицкий район – район Героев

5. Моё село в прошлом и настоящем

Члены отряда длительное время работали над проектом о своём селе, ведь оно самое старинное во всем Талицком районе, как и церковь, которая стоит в центре села. Это родина Героя Советского Союза В.П.Тегенцева. Этот проект занял 1 место в районном конкурсе ученических проектов. В личной карточке каждого члена отряда была заведена страница знаменательных дат и ребята уже их знали и готовились к выступлениям.

Историко-краеведческое направление.

В нашем селе находится краеведческий музей, который был создан заслуженным жителем Талицкого района Грозиной Таисьей Павловной. Заведует им в настоящее время сельский библиотекарь Бушманова Н.В. Целым отрядом мы посетили музей, узнали о прошлом нашего села. В дальнейшем мы тесно работали с кружком «Память», организованный на базе Беляковского Дома культуры и узнавали и о заслуженных людях села, о героях-земляках отдавших свою жизнь, и о Герое Советского Союза Владимире Петровиче Тегенцеве. В школе был оформлен стенд, посвящённый нашему герою. Силами ребят и педагогов школы была посажена кедровая аллея им. В.П.Тегенцева. Мальчики из отряда следили за домом героя. О нашем отряде узнал совет ветеранов МАВ ГСВГ УДТК Талицкого городского округа им.Д.А.Ильиных и общественная организация Международной Ассоциации ветеранов Группы советских войск в Германии Уральского Добровольческого танкового корпуса Талицкого ГО им. Д.А.Ильиных. В день рождения героя наша встреча состоялась. Собрав много информации, был создан новый проект «Герой давно отгремевшей войны», который в районном смотре проектов занял 2 место.

Ребята узнали биографию ещё одного героя Петра Осипова, совершившего подвиг на афганской земле и отдав там свою жизнь. Также в честь него был оформлен в школе стенд. Ежегодно мы вспоминаем о наших героях и чтим их память.

Волонтерское направление (добровольная помощь различным, нуждающимся в социальной поддержке, категориям граждан)

В отряде были ученики, которые собирали сведенья об одиноких и беспомощных людях нашего села и мы взяли над ними шефство. Мы, как тимуровцы, появлялись внезапно и с рвением принимались за работу. Принимали участие в уборке урожая и дров, расчищали дворы и даже улицы, помогали Беляковскому храму и были очень рады человеческому «Спасибо». Разносили подарки малоимущим, поздравляли с различными праздниками, с юбилеями и, конечно же, выступали на сцене, показывая патриотические танцы. А когда случайно загорелся нежилой дом и могла выгореть целая улица, то отряд «Патриот» во главе с командиром тушил пожар наравне со взрослыми, за что были награждены грамотами.

Экологическое направление. Экологическое воспитание начинается с экологической культуры. Были проведены многочисленные беседы. Отряд «Патриот» принял участие в акции «Береги природу». Была организована поездка в музей «Припышминские боры» и историко-краеведческий музей п.Троицкий, где ребята узнали много интересного о растительном и животном мире. Несколько раз в год проводили экскурсии в природу, турслёты, походы, пикники, на которых происходило сплочение коллектива, взаимовыручка, общение.

Ребята в отряде так сдружились, что и выходные мы проводили вместе. Побывали несколько раз на горячих источниках в Тугулыме и г.Тюмени, в кинотеатрах Тугулыма и Талицы, много раз были на ледовой арене «Импульс».

Менялись командиры отряда, уходя из школы, менялся состав отряда, но думаю, что об отряде «Патриот» ребята будут помнить. Уверена,  что на  всю  жизнь ребятам запомнятся походы  и  экскурсии, выездные маршруты, выступления и их добрые дела, ведь   в каждом направлении  деятельности  ученики  достигли  определенных  результатов.

Приятно,  что  мою  работу, как  руководителя  отряда  заметили  и  на  российском уровне. О нашем отряде узнала режиссер «Киноуроки в школе» Елена Дубровская, с которой мы выходили на видеосвязь в г.Талица. Был написан сценарий Ольгой Васильевной Петровой. Она является сценаристом и художественным руководителем Народного театра «Благородное дело» г.Екатеринбурга. Направление сценария- патриотизм, гражданский долг. В сценарии отражалась деятельность отряда: посещение музеев, помощь пожилым людям и тушение пожара, но, к сожалению, эта идея отложена на неопределённый срок.

Однако, основным  результатом  всей  деятельности  считаю  то, что к  окончанию школы ребята из  простых  граждан своей страны превращались в настоящих патриотов своей Родины. Конечно на работу с отрядом уходило много сил, времени, затрат, но это того стоит. Я рада, что мой труд внес вклад в воспитание детей активной гражданской позиции.

Быть патриотом…

Что же это значит?

А это значит Родину любить.

А это значит честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить.

И если это в сердце утвердится

Тех кто за партой нынешней сидит,

Учитель школьный можешь ты гордиться

Твой век земной не зря тобой прожит.

В заключении хочу отметить, что формировать гражданскую позицию у подрастающего поколения возможно только при условии реализации единой учебно-воспитательной системы, в которой и задачи, и механизмы, и способы, и принципы воспитания подчинены единой цели: воспитания Человека Культуры и гражданина своей Родины. Невозможно в полной мере показать все стороны воспитания. Но воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо в первую очередь воспитывать в них патриотов своего Отечества, настоящих граждан своей страны.

 


 

Список литературы:

1.Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р <Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года>

2.Программа дополнительного образования «Центр внешкольной работы» (Скаутская)

3.И. Л. Гуляева. «Гражданином быть обязан…»: формирование гражданской позиции личности.

4. Щуркова Н. Е. Воспитание социально активной жизненной позиции школьника в учебной деятельности // Формирование активной жизненной позиции школьников в учебной и трудовой деятельности. — М., 1980.

5. Сайт Инфоурок https://infourok.ru/doklad-na-temu-formirovanie-aktivnoj-grazhdanskoj-pozicii-u-shkolnikov-4395053.html

 

. Судаков. Сост. С. А. Тихомиров. — Вологда: Книжное наследие, 2007. — С. 683-686

4


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.