12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ватулин Олег Иванович41 |
Рабочая программа по биологии
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовой базой:
Закон от 18.05.2014 г. №1-I «Временный Основной Закон» (Конституция) Луганской Народной Республики с изменениями, ст. 36
Закон ЛНР от 30.09.2016 № 128-ІІ «Об образовании» (с изменениями, внесенными законами Луганской Народной Республики от 10.11.2017 № 193-II, от 14.03.2018 № 214-II)
Приказ МОН ЛНР от 21.05.2018 № 495 - од «Об утверждении государственных образовательных стандартов Луганской Народной Республики»
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики №483 от 11.04.2016 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным предметам базового, углубленного и профильного уровней преподавания».
Приложение к приказу МОН ЛНР от 28 июля 2017 года №505 Методические рекомендации по составлению рабочих программ в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики.
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики №139 – од от 14.02.2018 «Об утверждении методических рекомендация по оцениванию учащихся».
Действующие на территории Луганской Народной Республики санитарные правила и нормы устройства, содержания общеобразовательных организаций (учреждений) (СанПиН).
Рабочая программа по биологии 10 - 11 класса составлена на основе Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по биологии для X - XI классов (базовый уровень), утвержденной Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ № 483 от 27.12.16), в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования Луганской Народной Республики, утвержденным приказом Министерства образования и науки ЛНР № 495-ОД от 21.05.2018, зарегистрированного в Министерстве юстиции ЛНР 13.06.2018 за № 200/1844, с учетом Методические рекомендаций по преподаванию учебных предметов в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики, согласно учебному плану образовательного учреждения.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, личностно-деятельностного, интегративного, компетентностного подходов. Изучение программного материала реализуется через использование учебника Биология. 10 класс (базовый уровень): учеб. для общеобразоват. организаций / Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др./Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М.- М.: Просвещение; Биология. 11 класс (базовый уровень): учеб. для общеобразоват. организаций / Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др./Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М. - М.: Просвещение.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. На базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение биологии в старшей школе призвано обеспечить:
1) формирование системы биологических знаний как компонента естественнонаучной системы мира;
2) развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
3) выработку понимания общественной потребности в развитии биологии, а также формирование отношения к биологии как возможной области будущей практической деятельности.
В старшей школе, опираясь на сведения, изучающиеся в основной школе (элементарные сведения о биологических объектах: клетке, организме, виде,экосистеме), более полно и точно с научной точки зрения раскрываются общие биологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы (обмен веществ и превращения энергии, фотосинтез, эволюция, закономерности наследственности и изменчивости и т.д.).
Содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.
Цели биологического образования в старшей школе
Биологическое образование на старшей ступени призвано обеспечить:
- ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки;
- развитие познавательных интересов к изучению общих биологических закономерностей и самому процессу научного познания;
- овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетентностями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;
- формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и человеку.
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Изучение биологии должно обеспечить:
1) сформированность основ целостной научной картины мира;
2) формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук; сформированность понимания влияния естественных наук на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
3) создание условий для развития навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию;
4) сформированность умений анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать научную информацию;
5) сформированность навыков безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования.
Программа предусматривает формирование у обучающихся личностных, предметных и метапредметных компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Место предмета в учебном плане
10 класс | 11 класс | |
Кол-во часов в неделю | 2 | 1 |
Кол-во часов в год | 68 | 34 |
Результаты освоения курса «Биология»
Планируемые результаты обучения
Планируемые личностные результаты
– ориентация учащихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; – неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности.
Планируемые метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты
Требования к предметным результатам освоения базового курса биологии должны отражать:
1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
– понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
– понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
– использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
– формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
– сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
– обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
– приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
– распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток; – распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
– описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
– объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
– классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
– объяснять причины наследственных заболеваний;
– выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать
наследственную и ненаследственную изменчивость; – выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
– составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
– приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
– оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
– оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
– объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
– объяснять последствия влияния мутагенов;
– объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
– характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
– сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
– решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
– решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
– решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
– устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
– оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
- оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение.
Основное содержание программы
предмета «Биология. 10 - 11 класс»
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов |
10 класс | ||
1 | Введение. Биология как наука. Методы научного познания | 1 |
2 | Клетка - единица живого. Химический состав клетки | 7 |
3 | Структура и функции клетки | 7 |
4 | Обеспечение клеток энергией | 5 |
5 | Реализация наследственной информации в клетке | 10 |
6 | Размножение и развитие организма. Размножение организмов | 5 |
7 | Индивидуальное развитие организмов | 5 |
8 | Основы генетики и селекции. Основные закономерности наследственности | 14 |
9 | Основные закономерности изменчивости | 6 |
10 | Генетика и селекция | 6 |
11 | Обобщающее повторение | 2 |
Всего: | 68 | |
11 класс | ||
1 | Эволюция. Свидетельства эволюции | 3 |
2 | Популяционная структура вида | 7 |
3 | Возникновение и развитие жизни на Земле | 6 |
4 | Происхождение человека | 4 |
5 | Экосистемы. Организмы и окружающая среда | 7 |
6 | Биосфера | 4 |
7 | Биологические основы охраны природы | 3 |
8 | Всего: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
по биологии 10 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
№ урока | № в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечание | |
План | Факт | ||||
Введение (1 час) | |||||
| 1 | Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации жизни. | |||
Раздел I. Клетка – единица живого (29 часов) | |||||
Тема 1. Химический состав клетки (7 часов) | |||||
| 1 | Вода, минеральные вещества и их роль в клетке. | |||
| 2 | Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. | |||
| 3 | Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. | |||
| 4 | Белки. Строение белков. | |||
| 5 | Функции белков. Ферменты. Л.р. №1. Каталитическая активность ферментов в живых тканях | |||
| 6 | Нуклеиновые кислоты. | |||
| 7 | АТФ и другие органические соединения клетки | |||
Тема 2. Структура и функции клетки (7 часов) | |||||
| 1 | Клетка – элементарная единица живого. Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. | |||
| 2 | Строение клетки. Общие принципы организации. | |||
| 3 | Цитоплазма. Немембранные органоиды клетки. Л.р. №2. «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука» | |||
| 4 | Клеточная мембрана. Транспорт веществ через мембрану. | |||
| 5 | Мембранные органоиды клетки. | |||
| 6 | Двумембранные органоиды клетки. | |||
| 7 | Ядро. Сравнение строения клеток прокариот и эукариот. Л.р. №3. «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий». | Тема | ||
Тема 3. Обеспечение клеток энергией (5 часов) | |||||
| 1 | Обмен веществ и превращения энергии в клетке. | |||
| 2 | Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание | |||
| 3 | Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза. | |||
| 4 | Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. | |||
| 5 | Пластический обмен. | |||
4. Наследственная информация и реализация ее в клетке (10 часов) | |||||
| 1 | ДНК. Ген. Репликация. | |||
| 2 | РНК. Транскрипция. | |||
| 3 | Генетический код | |||
| 4 | Биосинтез белка. Трансляция. П.р. №1. Решение элементарных задач по молекулярной биологии. | |||
| 5 | Регуляция работы генов у прокариот и эукариот | |||
| 6 | Вирусы. Вирусные болезни человека. | |||
| 7 | Вирусные болезни растений и животных. | |||
| 8 | Профилактика вирусных болезней. | |||
| 9 | Генная и клеточная инженерия. | |||
| 10 | Контрольная работа №1 | Тема | ||
Раздел II. Размножение и развитие организмов (10 часов) | |||||
Тема 5. Размножение организмов (5 часов) | |||||
| 1 | Размножение – свойство организмов. Бесполое и половое размножение | |||
| 2 | Деление клетки. Митоз. | |||
| 3 | Мейоз. | |||
| 4 | Образование половых клеток. | |||
| 5 | Оплодотворение | |||
Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (5 часов) | |||||
| 1 | Зародышевое развитие организмов. Л.р. №4. «Выявление сходства зародышей человека и млекопитающих» | |||
| 2 | Постэмбриональное развитие. | |||
| 3 | Дифференцировка клеток. | |||
| 4 | Онтогенез – индивидуальное развитие организмов. | |||
| 5 | Развитие взрослого организма. | Тема | ||
Раздел III. Основы генетики и селекции (26 часов) | |||||
Тема 7. Основные закономерности наследственности (14 часов) | |||||
| 1 | Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственность и изменчивость – свойства организмов | |||
| 2 | Методы генетических исследований. Генетическая символика и терминология. | |||
| 3 | Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. П.р. №2. «Составление простейших схем скрещивания» | |||
| 4 | П.р. №3. «Решение элементарных генетических задач» | |||
| 5 | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. | |||
| 6 | Решение задач | |||
| 7 | Отклонения от законов Менделя. Взаимодействия аллельных генов. | |||
| 8 | Решение задач. | |||
| 9 | Взаимодействие неаллельных генов. Внеядерная наследственность. | |||
| 10 | Сцепленное наследование. Закон Моргана. Хромосомная теория наследственности. | |||
| 11 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | |||
| 12 | Решение задач. | |||
| 13 | Современные представления о гене и геноме. | |||
| 14 | Генетика человека и медицинская генетика. | Тема | ||
Тема 8. Основные закономерности изменчивости (6 часов) | |||||
| 1 | Взаимодействие генотипа и среды. Модификационная изменчивость. | |||
| 2 | Мутационная изменчивость. Типы мутаций. Комбинативная изменчивость. | |||
| 3 | Причины мутаций. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. | |||
| 4 | Наследственная изменчивость человека. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека. П.р. №4. «Выявление мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм» | |||
| 5 | Генетика популяций. | |||
| 6 | Контрольная работа №2 | |||
Тема 9. Генетика и селекция (6 часов) | |||||
| 1 | Генетика – основа селекции. Задачи современной селекции. | |||
| 2 | Системы скрещиваний организмов и их генетические последствия. | |||
| 3 | Центры многообразия и происхождения культурных растений. | |||
| 4 | Районы одомашнивания животных. | |||
| 5 | Особенности селекции растений, животных и микроорганизмов. | |||
| 6 | Биотехнология, ее достижения и перспективы. | |||
| 7 | Обобщение. Цитология – наука о клетке. | |||
| 8 | Обобщение. Метаболизм – основа жизни. | Тема |
Календарно-тематическое планирование
по общей биологии в 11 классе
(34 часа, 1 час в неделю)
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечания | |
План | Факт | ||||
Эволюция | |||||
Свидетельства эволюции (3 часа) | |||||
1 | 1 | Возникновение и развитие эволюционной биологии. История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Инструктаж по технике безопасности | |||
2 | 2 | Молекулярные свидетельства эволюции. Филогенез | |||
3 | 3 | Морфологические и эмбриологические свидетельства эволюции. Гомологические органы. Палеонтологические и биогеографические свидетельства эволюции | |||
Популяционная структура вида (7 часов) | |||||
4 | 1 | Вид, его критерии. Л.р. №1. Описание особей вида по морфологическому критерию | |||
5 | 2 | Наследственная изменчивость – исходный материал для эволюции. Л.р. №2. Выявление изменчивости у особей одного вида | |||
6 | 3 | Популяции. Изменение генофонда популяций | |||
7 | 4 | Формы естественного отбора | |||
8 | 5 | Возникновение адаптаций в результате естественного отбора. Л.р. №3 Выявление приспособлений у организмов к среде обитания | |||
9 | 6 | Видообразование. Прямые наблюдения процесса эволюции | |||
10 | 7 | Макроэволюция, ее доказательства. Главные направления макроэволюции | Тема | ||
Возникновение и развитие жизни на Земле (6 часов) | |||||
11 | 1 | Современные представления о возникновении жизни. Л.р. №4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни | |||
12 | 2 | Основные этапы развития жизни | |||
13 | 3 | Развитие жизни по эрам и периодам | |||
14 | 4 | Результаты эволюции. Многообразие видов – основа устойчивого развития биосферы | |||
15 | 5 | Эволюция. Контрольная работа № 1. | |||
16 | 6 | Возникновение и развитие жизни на Земле | Тема | ||
Происхождение человека (4 часа) | |||||
17 | 1 | Положение человека в системе живого мира. | |||
18 | 2 | Гипотезы происхождения человека. Предки человека. Л.р. №5 Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека | |||
19 | 3 | Основные стадии антропогенеза | |||
20 | 4 | Факторы эволюции человека. Эволюция современного человека. Расы | |||
Экосистемы | |||||
Организмы и окружающая среда (7 часов) | |||||
21 | 1 | Взаимоотношение организма и окружающей среды. Экологические факторы. Биологические ритмы | |||
22 | 2 | Популяция в экосистеме. Структура и динамика популяции. Популяционные волны. Внутривидовые отношения | |||
23 | 3 | Экологическая ниша и межвидовые отношения | |||
24 | 4 | Экологические сообщества. Экологическая пирамида. П.р. №1. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) | Тема | ||
25 | 5 | Структура и динамика экосистем | |||
26 | 6 | Биоценоз и биогеоценоз. Влияние человека на экосистемы. П.р. №2. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности | |||
27 | 7 | П.р. №3. Решение экологических задач | |||
Биосфера (4 часа) | |||||
28 | 1 | Биосфера и биомы | |||
29 | 2 | Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. | |||
30 | 3 | Биосфера и человек. Антропогенное воздействие на биосферу. П.р. №4. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности | |||
31 | 4 | Экосистемы. Контрольная работа № 2 | |||
Биологические основы охраны природы (3 часа) | |||||
32 | 1 | Охрана видов и популяций. Охрана экосистем. Экологические проблемы и пути их решения. Правила поведения в природной среде. П.р. №5. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях | |||
33 | 2 | П.р. №6. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения | |||
34 | 3 | Природоохранные территории и Красная книга Луганщины | Тема |
Учебно-методическое обеспечение предмета «Биология»
Основными учебниками информационно-образовательной линии УМК по биологии являются учебники:
Биология. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Д. К. Беляев, Г.М. Дымшиц, П. М. Бородин и др.]; под ред. Д. К. Беляева и Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил.
Биология. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Д. К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л. Р. Кузнецова и др.]; под ред. Д. К. Беляева и Г.М. Дымшица. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 224 с.: ил.