12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Борисова Наталья Васильевна44

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11 имени Героя Советского Союза В.Ф. Ветвинского» города Алатыря Чувашской Республики







Статья по теме:

Аспекты взаимодействия физики и физической географии, как способ повышения учебной мотивации, в рамках внеурочной деятельности









Разработали:

Борисова Наталья Васильевна, учитель физики

Линькова Аксана Григорьевна, учитель географии











Аспекты взаимодействия физики и физической географии, как способ повышения учебной мотивации, в рамках внеурочной деятельности

Физика — какая емкость слова!
Физика — для нас не просто звук,
Физика — основа и опора
Всех без исключения наук!

В основе ФГОС лежит деятельностный подход в образовании. Школьники должны овладеть универсальными действиями для решения различных задач в конкретных жизненных ситуациях. То есть в результате школьного образования мы должны получить личность, умеющую ставить вопросы, анализировать и принимать верное решение.

Для достижения данных результатов школьники должны воспринимать учебные предметы как единое целое. Что получается у нас? Каждый педагог ценит и уважает свой предмет и претендует на большую значимость по сравнению с другими. И мы, как лебедь, рак и щука, тянем телегу на себя. В то же время и школьные дисциплины представляют набор сведений из отдельных областей знаний, поэтому не могут давать целостное описание окружающего мира.

Как следствие у школьников возникает ряд проблем в восприятии физической картины мира:

- у учащихся возникает представление о мире и его законах, в котором не все связано и существует само по себе;

- учащиеся не умеют использовать на уроках знания по другим предметам, связывать новый материал с изученным ранее.

Таким образом, для дальнейшего формирования творческой, думающей и анализирующей личности, которая воспринимает мир целостно, необходим метапредметный подход, интеграция.

При интеграции каждый новый процесс, объект или явление окружающего мира познаётся одновременно с нескольких точек зрения.

Например, в курсе физики 7 класса изучается тема «Атмосферное давление». В процессе ее изучения мы затрагиваем следующие вопросы:

Какая-нибудь еще планета, кроме Земли, имеет атмосферу (воздушную оболочку)?

Чем она отличается от атмосферы Земли? Вот вам связь с астрономией.

А задумывались ли вы, как мы пьем, как дышим? Объясняет это атмосферное давление, а процессы изучает биология.

Как температура кипения жидкостей зависит от атмосферного давления? Как атмосферное давление влияет на плавкость металлов? - Химия

Если существует атмосферное давление, надо знать его значение, а это уже математика.

А в географии вообще есть такая тема в разделе «Атмосфера», 6 класс.

Кроме того процесс обучения и воспитания настолько сложен и многообразен, что учитель не может полноценно его осуществлять только на уроках. Чтобы всесторонне развивать умения и навыки, о которых говорится в федеральном государственном образовательном стандарте, необходим предварительный, вводный курс в науку, иными словами, пропедевтика физических знаний во внеурочной деятельности. Пропедевтика - необходимое дидактическое условие, обеспечивающее непрерывность образования на основе принципов преемственности и персонализации.

Уделив особое внимание этому вопросу, возможно адаптировать физический материал согласно возрастным особенностям обучающихся, что позволит углубить и расширить знания, полученные на уроках окружающего мира в начальной школе и на уроках биологии и географии в 5-6 классах.

Систематическое изучение физики начинается с 7 класса средней школы. Однако существует ряд причин, которые побуждают к введению более раннего изучения физики. С одной стороны, учащиеся получают много сведений о явлениях окружающего мира еще до изучения предмета «физика», с другой – эта информация зачастую является недостоверной, основанной на вымысле и слухах. Поэтому встает необходимость раннего изучения физики, которое способствует формированию универсальных учебных действий, которые позволяют ученику самостоятельно усваивать новые знания, умения, включая умение учиться.

Изучение физики начинается в 7 классе, но уже в курсе географии 6 класса в каждом разделе есть темы, которые можно рассматривать с физической точки зрения. Поэтому для 6 класса была разработана программа внеурочной деятельности по физике и физической географии «Очевидное - невероятное», которая создает у детей представление о научной картине мира, формирует интерес к технике, развивает творческие способности, готовит к продолжению изучения естественнонаучных дисциплин, способствует воспитанию высоконравственной личности.

Цель программы - овладение методами научных исследований, освоение способов анализа экспериментальных данных, а также закрепление умений решать нетрадиционные задачи и выполнять творческие задания.

Главными аспектами программы взаимодействия физики и физической географии стали:

-показ учащимся единства законов природы и применимость физических законов в объяснении процессов, протекающих в природе;

-рассмотрение физических явлений как факторов внешней среды, определяющих условия развития и функционирования географических оболочек и окружающего мира в целом;

-ознакомление учащихся с физическими методами исследования и физическими приборами, используемыми для исследования природы;

-расширение и углубление знаний в яркой и увлекательной форме, полученных учащимися на уроках;

-использование знаний в практике, в жизни.

Интегрированные занятия побуждают интерес к предмету, помогают сознательному усвоению подробностей, деталей, а также снимают напряжение и неуверенность.

Программа внеурочной деятельности «Очевидное – невероятное», разработана для обучающихся 6 класса. Состоит из четырех разделов, каждый их которых имеет и теоретическую и практическую части.

Занятия проходят один час в неделю по 45 минут в форме бесед, наблюдений за происходящими явлениями, постановки эксперимента, решения экспериментальных задач, конструирования приборов, а также в форме интеллектуальных игр. В начале года и во втором полугодии с учащимися проводится вводный и повторный инструктаж по правилам поведения в кабинете физики. Так же проводятся текущие инструктажи при проведении экспериментов.

Домашние задания преимущественно носят творческий, поисковый характер, не являются обязательными.

Особое внимание в программе уделено фронтальным экспериментальным заданиям. В процессе изучения курса учащиеся должны выполнить около 10 лабораторных работ или простых опытов, изготовить ряд самодельных приборов. Большое количество качественных вопросов, использование игровых ситуаций в процессе преподавания должно способствовать созданию интереса учащихся к предмету и стремлению к его пониманию.

В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью «Тетради открытий». В этой тетради учащиеся записывают план проведения и результаты своих наблюдений, экспериментов, которые они проводят как в классе, так и дома. «Тетрадь открытий» позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.

В разделе «Первоначальные сведения о строении вещества» учатся определять цену деления различных приборов, определять размеры малых тел. На опытах наблюдают за тем, как меняется объем тела при нагревании и охлаждении.

В разделе «Литосфера» ребятам предоставляется возможность самим определить плотность различных земных пород, увидеть, как происходило расслоение Земли. Участвуют в экспериментах по объяснению свободного падения, доказывают наличие магнитного поля.

В разделе «Гидросфера» определяют плотность соленой воды, наблюдают за тем, как преломляется свет в пресной и соленой воде, рассчитывают давление жидкости, определяют выталкивающую силу, действующую на тело в пресной и соленой воде, изучают условия плавания тел.

В разделе «Атмосфера» учимся определять температуру воздуха в различных единицах, атмосферное давление с помощью барометра-анероида, выполняем эксперименты, подтверждающие существование атмосферного давления (яйцо в бутылке, поилка для птиц, перевернутый стакан, сухая монетка), создаем домашнее облако, домашнюю радугу и молнию.

Интеграцией мы занимаемся уже более шести лет. Есть как результаты детей, так и наши победы. Ребята активно принимают участие в различных конкурсах разного уровня. Участвуют в научно-практических конференциях с защитой проектов.

Как педагоги мы в свою очередь делимся опытом и принимаем участие в различных фестивалях и конкурсах с уроками и методическими разработками.

На интегрированных внеурочных занятиях имеется возможность для синтеза знаний, формирования умений переносить знания из одной отрасли в другую, преобразование научных знаний в теоретические исследования и практическую деятельность.

Именно на этих занятиях, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной.

Пропедевтический курс «Очевидное невероятное» служит основой для построения единой непрерывной системы школьного физического образования. Он формирует необходимые компетенции, которые позволят активизировать изучение систематического курса физики в 7–9 классах. 





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.