12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталия Ключко130
Россия, Краснодарский край, Армавир
0

Статья «Формы и методы работы по совершенствованию грамотности учащихся»

Ключко Наталия Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ-СОШ № 13

г. Армавир, Краснодарский край

Формы и методы работы по совершенствованию грамотности учащихся.

Формирование у школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка в школе. От того насколько будут сформированы навыки правописания, зависит его речевая и орфографическая грамотность.

Главным в обучении правописанию является решение орфографической задачи. Однако ее решение возможно лишь при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, залогом грамотного письма.   Проблема формирования орфографической грамотности учащихся остается одной из важных проблем методики преподавания русского языка. Актуальность её обусловлена тем, что отсутствие орфографической зоркости является основной причиной ошибок.

Осуществляю дифференцированный и индивидуальный подход в обучении. Именно он создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются « трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития. Поэтому использую дифференцированный подход в обучении.

Исходя из опыта своей работы могу сказать, что определить орфограмму у ребят не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях оказывается для многих неразрешимой задачей.

А почему же возникает проблема орфографической безграмотности?

Многие считают, что все ошибки за них “ исправит компьютер ”. Современные дети мало читают (книгу вытеснили TV, компьютер), их лексический запас ограничен, и поэтому проблема грамотности для них оказывается одной из самых сложных. Умение увидеть орфограмму, объяснить её написание - дело не одного занятия, но совместная упорная работа ученика и учителя даёт блестящие результаты! Конечно, развитие орфографической зоркости  – это и есть развитие осознанного внимания. Именно из-за его отсутствия учащиеся допускают ошибки. Когда начинаем писать диктанты, я постоянно напоминаю: «Помни, что пишешь. Вспомни орфограмму». Это не всем детям по силам. Но работать над этим необходимо, так как это умение нужно не только при освоении грамотности. Умение сосредоточиться – основа хорошего выполнения любого дела. Ещё один интересный факт – в результате такой работы ребёнок легко находит свои ошибки, а это самое трудное. А когда наступает ясность в голове и развивается орфографическая зоркость, исчезает страх и перед ошибками, и перед учением, и перед самим русским языком. Учение начинает доставлять радость! Появляется желаемый результат – грамотность! Она ещё некрепкая, начальная, но уже грамотность! И учитель должен обязательно оценить эту победу.

С помощью чего можно достичь орфографической грамотности?

Словарная работа, именно с неё я и начинаю урок, является одним из средств повышения орфографической грамотности учащихся.  Орфографические навыки формируются путем заучивания правил, запоминания написания слов, но решающая роль принадлежит упражнениям. Упражнение «выступает как носитель содержания обучения и средство его усвоения». Одного знания правил мало для грамотного письма, так как необходима наглядная их отработка, а в ходе выполнения упражнения осуществляется перенос обобщений, усвоенных учащимися в виде правил, на формирование и закрепление орфографических умений и навыков. Так, академик А.В. Текучев пишет: «Одним из важных методов обучения русскому языку является система методически продуманных, разнообразных по своему характеру упражнений». На уроках русского языка я использую различные упражнения по развитию памяти и грамотности.

Почти на каждом уроке мною используется текст, который под диктовку записывают учащиеся. В зависимости от цели урока, содержания текста проводится комментирование каждой фразы или анализ всего текста в целом. 

Воспитательное воздействие связного текста бесспорно. При этом текст наглядно показывает взаимосвязь всех элементов грамматики. Ведь почти всё, что человек говорит или пишет - это текст, которым в обыденной жизни владеет каждый человек. Тексты, выбранные в соответствии с особенностями возрастной психологии детей, вызывают у них интерес, желание оценить происходящее. Если один текст распределяется на несколько уроков, дети с нетерпением ждут его продолжения.
Органической частью урока может стать игра, вбирающая в себя его основные учебные задачи. Использование нетрадиционных заданий: «Лингвистические почемучки», «Лингвистические загадки», «Сыщики»- составляется или подбирается предложение, каждый член которого написан на отдельной карточке. Эти карточки раздаются ученикам, и они вслух анализируют слово (определяют часть речи и грамматические признаки), но само слово не называют.

Одним из видов совершенствования грамотного письма является работа над ошибками. Причина, по которой выбрано соответственное направление: основное назначение заключается в получении информации на основании практических действий, выполненных в процессе постановки различных практических работ. Данная деятельность осуществляется при использовании таких методов, как:

а) словесные методы (источником знаний является устное или письменное слово);

б) наглядные методы (источником знаний являются наглядные пособия);

в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Для повышения грамотности на своих уроках использую также различные виды диктантов, комментированное письмоНапример, выборочные диктанты использую для развития избирательности памяти; слуховые диктанты позволяют увеличивать объем запоминаемого материала; зрительные диктанты помогают развивать точность запоминания. При заучивании слов из словаря отрабатываются простейшие приемы запоминания. И даже физкультминутки можно использовать для развития у учащихся зрительно-двигательной памяти. Я опиралась также на естественные законы непроизвольного запоминания. Основной закон заключается в том, что легче всего запоминается яркий материал. Поэтому при формировании у школьников навыков запоминания следует делать материал ярким и доступным.

Исходя из сказанного, могу сделать вывод, что развитию орфографической грамотности у учащихся помогают: 
- нетрадиционные задания; 
- применение тематических текстов для анализа; 
- дифференцированный подход в обучении.

А для успешного обучения, в том числе орфографии, необходимо: 
- обеспечение условий для формирования мотивационной сферы учащихся; 

- необходимость индивидуального подхода к учащимся;
- создание ситуации успеха для каждого ученика. 
Итак, одна из важных задач каждого урока русского языка – совершенствование орфографической грамотности. Поэтому стараюсь на каждом уроке проводить орфографическую работу.

Как показывает моя практика, подобная работа очень эффективна и результативна: активизирует деятельность детей, повышает интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас и формируется навык грамотного письма.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.