Статья на тему «Логопедическое сопровождение в условиях современного коррекционно-образовательного процесса»
Статья «Логопедическое сопровождение в условиях
современного коррекционно – образовательного процесса»
Логопедическое сопровождение коррекционно-образовательного процесса является одним из главных компонентов системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса образовательной организации. Современная школа нацелена на создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Большинство детей, поступающих в школу, имеют речевые нарушения, чаще сложные, а нарушения речи оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его социальной адаптации. Хорошо развитая речь в жизни каждого из нас - это и успешность обучения в школе, и качество межличностных отношений с окружающими, и выбор будущей профессии, и психологический комфорт семейной жизни. Речь - визитная карточка человека.
В связи с этим, логопедическое сопровождение обучающихся, является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы в рамках деятельности службы сопровождения.
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Контингент школ для детей с ОВЗ за последние годы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными (в том числе и тяжелыми) отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности в контексте коррекционного обучения.
Основной задачей учителя-логопеда коррекционной школы является исправление дефектов устной и письменной речи у детей с ОВЗ и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению программы по русскому языку.
Резкое увеличение в последние годы числа детей с отклонениями в развитии, с одной стороны, и предстоящая интеграция этих детей в общеобразовательную среду – с другой, предъявляют все более высокие требования к работе учителя-логопеда в коррекционном учреждении. Это касается как проблем диагностики (особенно дифференциальной), так и проблем содержания и методов коррекционного воздействия.
В контексте современных реалий меняется роль и место учителя - логопеда в коррекционном учреждении: он все чаще начинает выступать в роли эксперта по вопросам причин неуспеваемости обучающихся и ведущим специалистом в области дифференциальной диагностики речевых расстройств у детей ОВЗ, а также диагностики школьной дезадаптации.
В связи с нарастанием количества детей, страдающих школьной дезадаптацией, возникает необходимость введение в систему коррекционного обучения специальных упражнений, формирующих произвольность деятельности, произвольность в общении, произвольное поведение, т. е. тех базовых компонентов развития личности ребенка, которые лежат в основе формирования полноценной речевой и учебной деятельности.
Дети с нарушениями устной и письменной речи без систематической логопедической помощи не только испытывают затруднения в процессе обучения, но и оказываются в числе стойко – неуспевающих по русскому языку и математике. Своевременная диагностика и систематическая помощь позволяет преодолеть нарушения речи и в определенной мере предотвратить обусловленные им отрицательные последствия и перейти для дальнейшего обучения в общеобразовательную школу.
Чем раньше начинается их коррекция, тем выше результативность устранения собственно речевых недостатков, не осложненных вторичными последствиями, а также и сопутствующей им педагогической запущенности. Вот почему особое внимание учитель – логопед коррекционной школы должен уделять школьникам первых классов. Своевременное выявление среди них учащихся с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся дефекта устной речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появления нарушений письма и чтения, вторичных по отношению к устной речи, но и не допустить отставания в усвоении программного материала по русскому языку.
Анализ нарушений устной речи определяется с позиций системного строения речевой деятельности и с учетом принципа развития. Установление в процессе обследования уровня сформированности языковых средств позволяет определить:
а) ограничивается ли дефект речи только несформированностью произношения;
б) распространяется ли он на всю звуковую сторону речи (звукопроизношение и фонематические процессы);
в) охватывает ли дефект основные компоненты речевой системы (звуковую сторону речи и лексико – грамматический строй).
Если дефект проявляется только в виде искаженного произношения отдельных звуков (или даже нескольких) звуков, то в подавляющем большинстве случаев это указывает на изолированный фонетический дефект. В тех случаях, когда нарушение произношения проявляется в виде замены и смешения звуков и сопровождается недоразвитием фонематических процессов, следует констатировать, что речевой дефект распространяется на всю звуковую сторону речи. Встречающиеся при этом недостатки произношения есть лишь одно из проявлений такой неполноценной речи, которое принято обозначать, как фонетико – фонематическое недоразвитие. Поскольку в этом случае страдают фонематические процессы у детей с ФФН замедленно и с определенными пробелами формируются спонтанные предпосылки к анализу и синтезу звукового состава слова. Все это достаточно серьезно затрудняет обучение грамоте, а в дальнейшем – и родному языку в целом.
У некоторых детей несформированность звуковой стороны речи сочетается с пробелами в формировании лексико – грамматических средств языка. В этих случаях дефекты произношения, как бы ярко они не были выражены, являются лишь одним из проявлений такого структурно сложного нарушения, которое принято квалифицировать как общее недоразвитие речи.
Такие учащиеся зачисляются на логопедические занятия в первую очередь.
Очень часто в школу для детей с ОВЗ поступают дети с ОНР. У детей с ОВЗ наблюдается речевая недостаточность, причем внешне она сходна с ОНР при локальной речевой патологии. Все эти и ряд других проблем диагностики приходится решать логопеду коррекционной школы.
В ходе коррекционного обучения учителям – логопедам целесообразно проводить работу по восполнению пробелов в формировании психологических предпосылок к полноценной учебной деятельности.
Организация, содержание и методы коррекции речи у учащихся с ОВЗ имеют ряд специфических особенностей.
Прежде всего, здесь требуется такой подход к планированию коррекционного обучения, который бы в максимальной степени способствовал устранению речевого дефекта и общему развитию детей при минимальных затратах времени. Это необходимо для предупреждения как возможных вторичных последствий дефекта, так и нарастания педагогической запущенности.
Кроме того, необходимо хорошо знать и учитывать как первичные проявления речевого дефекта, так и его вторичные и третичные последствия. Поэтому тщательное все стороннее изучение каждого ребенка приобретает особую значимость при построении оптимального варианта коррекционного обучения детей с патологией речи. Четкое знание учителем – логопедом индивидуальных особенностей всех детей группы позволяет определить возможность преодоление дефекта, установить необходимые для этого сроки, спрогнозировать эффективность обучения.
Таким образом, при организации коррекционного обучения необходимо учитывать определенные специфические требования, обусловленные структурой и природой речевого дефекта, его первичными проявлениями и возможными последствиями. Тенденция современного обучения состоит в побуждении детей к речемыслительной активности в различных видах индивидуальной или коллективной учебной деятельности.
Весьма важно установить оптимальное соотношение фронтальных и индивидуальных методов преодоления речевых нарушений в процессе коррекционного обучения. Такое соотношение составляет основу дифференцированного подхода к учащемся и связано с конкретизацией практически всех компонентов коррекционно – воспитательного воздействия с учетом имеющихся возможностей и условий логопедического кабинета в коррекционной школе и проявляется прежде всего в четкой индивидуализации подхода и приемов работы в соответствии с природой речевого нарушения и уровнем сформированности учебных умений каждого ученика. Тщательный отбор учебно – дидактического материала, специальных заданий оказывает положительное влияние на весь процесс коррекции недостатков речи каждого ребенка, делает реальным его более активное продвижение вперед, в зону ближайших возможностей развития личности.
Оптимизации коррекционного обучения детей на логопедических занятиях способствуют такие виды учебной работы, при выполнении которых дети проявляют максимальную речемыслительную активность и самостоятельность. В свою очередь, одним из действенных средств активизации речемыслительной деятельности школьников являются продуманные вопросы учителя – логопеда, которые требуют от него высокого профессионализма, творческого начала и гибкости мышления.
Активизация мыслительной деятельности способствует и соблюдение определенного темпа учебной работы, а также постепенное нарастание требований (естественно, в разумных пределах в соответствии с индивидуальными особенностями и возрастом каждого ученика) по мере роста реальных возможностей детей.
Все перечисленное выдвигает еще одно требование к организации коррекционного обучения: оно должно протекать в атмосфере доброжелательности, вызывать положительные эмоции. В целях предупреждения переутомления в середине логопедического занятия необходимо проводить физкультминутку, содержание которой может быть подчинено решению основной задаче данного этапа коррекционного обучения.
Большое значение в оптимизации коррекционного обучения имеет подбор учебно - дидактического материала и самих коррекционных упражнений. Очень важно уметь выбрать из достаточно большого количества разнообразных пособий те (самые важные, главные), которые позволяют за меньшее количество времени достичь больших результатов, то есть, будучи адекватны природе и структуре речевого нарушения, содержат разноаспектные коррекционные возможности.
Так, из имеющихся в логопедическом кабинете набора ТСО и специально оборудования предпочтенье следует отдавать тем из них, которые оказывают стимулирующее и регулирующее воздействие на мыслительную и речевую деятельность детей. Очень хорошо, если на занятии используется мультимедийное сопровождение или само занятие проходит в компьютерном классе с использованием логопедических программ.