12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ирина Юрьевна Добрынина354 Работаю в сфере реабилитации детей и подростков с ОВЗ и инвалидностью. Россия, Алтайский край, Бийск |
Статья "Опыт использования интерактивной песочницы iSandBOX в психологической реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья"
/data/files/z1696556450.jpg (1920x1080)
Опыт использования интерактивной песочницы iSandBOX в психологической реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья
Добрынина И.Ю., заведующий отделением психолого-педагогической реабилитации, педагог-психолог КГБУСО «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Родник»
В 2022 году в рамках реализации подпрограммы «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов в Алтайском крае» программы «Доступная среда в Алтайском крае» в центр «Родник» поступило новое оборудование – интерактивная песочница iSandBOX.
На данный момент занятия с использованием интерактивной песочницы прочно вошли в практику специалистов центра: в первую очередь, педагогов-психологов, а также дефектологов и логопедов.
Обобщая опыт использования интерактивной песочницы в психологической реабилитации, можно выделить некоторые ключевые моменты, касающиеся тактики работы специалиста на начальном этапе, логики построения и временных рамок занятий.
Большинство детей, посещающих центр впервые, не имеют представления об интерактивной песочнице и принципах ее работы. Для эффективного использования данного оборудования на психологических занятиях особую роль играет правильное «знакомство».
Для воспитанников различных категорий оно строится по-своему. Так, например, у детей с расстройствами аутистического спектра часто существуют барьеры, препятствующие прикосновению к песку. Поэтому на первых этапах работы используются так называемые медитативные режимы: «Времена года», «Океан». Они позволяют сосредоточить и удержать внимание ребенка благодаря движению объектов, их изменению, а также звуковым эффектам. Заинтересовав ребенка, педагог подкрепляет результат, используя эмоционально-смысловой комментарий: «Наступила зима – полетели снежинки, появились сугробы, озеро покрылось льдом… Как красиво стало! …».
Также актуальны на первых занятиях для аутичных детей и «бесконтактные» режимы, речь о которых пойдет ниже.
На последующих этапах можно постепенно вводить игры, предполагающие прикосновение к песку: сначала к его поверхности, затем с погружением рук, например, «Найди игрушку».
Дети с интеллектуальными нарушениями быстро теряют интерес, не будучи практически включенными в игру с песком. Поэтому одним из подходящих для знакомства с песочницей режимов является «Ландшафт». Простая, но красочная графика при отсутствии отвлекающих деталей позволяет легко продемонстрировать ребенку взаимосвязь его действий с изменениями на песке: углубления становятся водоемами, возвышения – сушей. Это побуждает к экспериментированию, раскрепощает. Для поддержания интереса и обогащения игры от режима «Ландшафт» педагог может перейти к режиму «Океан» - «Посмотри, какие красивые острова мы сделали! А хочешь, чтобы в море появились жители?». Деревья, птицы, морские животные, лодка, огонь – все это позволяет усложнять игру. Помимо проекции объектов, также используются небольшие фигурки для песочной терапии, которыми дети «населяют» острова и море.
Особая категория – дети с выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата. Испытывая сложности с точностью и координированностью движений, они имеют возможность почувствовать себя успешными в бесконтактных режимах – таких как «Долина бабочек» и «Воздушные шары». Изменение настроек с помощью планшета позволяет педагогу варьировать размеры объектов, исходя из степени тяжести нарушений у ребенка – чем сильнее двигательные ограничения, тем крупнее должны быть объекты.
Эти же режимы подходят для первых занятий с детьми с выраженной интеллектуальной недостаточностью. На начальных этапах может потребоваться не только показ, но деятельность «рука в руке». При этом педагог эмоционально комментирует происходящее, мотивируя ребенка: «Молодец, поймал!», «Ура! Сколько бабочек появилось!».
Дети с ограниченными возможностями имеют специфический жизненный опыт: частые посещения лечебных учреждений, болезненные процедуры, госпитализации. Поэтому у некоторых эмоционально чувствительных детей при виде песочницы возникают опасения из-за ее сходства с габаритным медицинским оборудованием. Для таких детей занятия на первых этапах проводятся в песочнице, не подключенной к сети. Далее, когда страх проходит, педагог включает оборудование, обязательно предупредив ребенка об этом, так как небольшой фоновый шум работы песочницы и яркий свет проектора могут напугать.
Постепенно, прикасаясь к песку, ребенок начинает ощущать не только покой, но и огромные возможности. Такая игра для детей – простой и естественный способ рассказать о своих переживаниях, а для специалиста диагностический и терапевтический метод. Игра с психологом позволяет ребенку перенести свои переживания в песочницу и взглянуть на них со стороны: объекты страхов становятся доступными для диалога или борьбы, а, следовательно, перестают быть пугающими.
Режим «Раскраска» хорошо подходит для первых занятий в интерактивной песочнице, так как результат достигается достаточно быстро и сопровождается эмоциональным моментом «оживления» игрушки. Воспитанники дошкольного и младшего школьного возраста с сохранным интеллектом проявляют большой интерес к данному режиму и пакету «Фантазия» в целом. Не раскрывая значения цвета контура игрушек, педагог может предложить детям догадаться, каким образом раскрасить их. Это побуждает к экспериментированию, установлению причинно-следственных связей. В случае если ребенок не уверен в своих силах, и требуется создать ситуацию успеха, педагогу целесообразно рассказать, что синий контур фигур указывает на недостаточный уровень песка, а красный – на избыточный.
Гиперактивных детей манипуляции с песком успокаивают, настраивают на работу. Начинать занятия лучше с простых заданий и игр, помогающих снизить внутреннее напряжение и сосредоточиться. Для этих целей подойдут такие режимы как «Ландшафт», «Вулкан», «Океан». Далее можно переходить к более сложным заданиям, требующим концентрации внимания.
Продолжительность занятий в интерактивной песочнице индивидуальна и определяется возрастом детей, характером и выраженностью нарушений, поставленными целями реабилитации, а также ситуативными факторами – такими как настроение и самочувствие ребенка.
Соблюдая рекомендованные требования к продолжительности занятия, сеанс не следует заканчивать резко: педагог своевременно подготавливает ребенка к завершению игры, подводит логический итог занятия, обозначает перспективы, например: «Сегодня мы научились ловить воздушные шары. На следующем занятии узнаем, как набрать больше очков, выбирая шарики нужного цвета».
Игра в песочнице может быть лишь элементом занятия. Так, для детей, у которых только формируется учебное поведение, возможность игры с песком служит дополнительным мотивационным фактором эффективных занятий за столом.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что залогом успешных психологических занятий с использованием интерактивной песочницы является профессиональная чуткость и гибкость специалиста. Педагог определяет форму работы, продолжительность игр и занятий, использует установленные режимы в коррекционных, развивающих и психотерапевтических целях.
Учет индивидуальных особенностей воспитанников, зоны их ближайшего развития, реализация логически выстроенного цикла занятий с интерактивным оборудованием позволяют психологу достигать поставленных целей быстрее и легче.
Комментарии (2)
Желаю результативности от взаимодействия с интерактивным оборудованием.