12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Румбешт Роза Фидаиловна5296
Люблю путешествия, детей и путешествовать с детьми)
Россия, Краснодарский край, Усть-Лабинск
Материал размещён в группе « Наши интересные уроки»

«Использование ИКТ технологий на уроках географии и информатики»

Сегодня школы начинены различной оргтехникой: компьютерами, мультимедийными проекторами, принтерами, интерактивными досками. Кроме того, по федеральной программе получены электронные учебники практически по всем предметам. Дело осталось за немногим – использование всего этого богатства в образовательных и воспитательных целях.

Мне, как учителю информатики по второму образованию, намного легче решать проблему использования ИКТ на уроках географии, и, конечно, информатики.

Хотелось бы поделиться своими наработками и идеями в этой области.

1.Использование Интернет-ресурсов учителем для подготовки к урокам и организация поиска информации и участие в различных проектах, которые предлагаются в Интернет учащимся.

Информации для проведения уроков в помощь учителю в Интернете огромное количество. Это и разработки уроков, и презентации к урокам, и иллюстративный материал, материалы для проведения классных часов. Но за материалом приходят не все учителя в Интернет-класс. Кто-то работает дома, кто-то просто пока в недостаточной мере освоил технологию поиска и скачивания информации. Поэтому на школьном сайте http://www.school6ul.narod.ru мною размещен список Интернет-ресурсов для учителей, учеников. Кроме этого, имеется возможность пройти он-лайн анкетирование по различным предметам, перейдя по ссылке от баннера на школьной сайте к сайту, где имеется возможность пройти тест по всем предметам, входящим в список сдаваемых в форме ЕГЭ. http://www.school6ul.narod.ru/geografia.htm

В нашей школе организована работа учащихся в Интернет - классе для подготовки домашних заданий и проектов после уроков. Сегодняшний ученик легко ориентируется в море информации, находит массу нужных и ненужных вещей. Я стараюсь привлекать учащихся к участию в различных конкурсах. Иногда над проектом группа учащихся работает полгода.

Учащимися в 2008-2009 году были созданы проекты, носящие прикладной характер. Это электронные учебники «Изучаем цифры» и «Изучаем алфавит» для начальной школы. Учителя начальной школы с успехом используют их на своих занятиях. Творческие проекты защищались в рамках научно-практической конференции «Эврика» муниципального уровня. Сайт, где размещены проекты учащихся. http://www.school6ul.narod.ru/proekt_inform.htm

Хотелось бы отметить работу учащихся 9-х классов в 2009-2010 учебном году, в рамках ежегодного Российского конкурса "Гренадеры, вперед!" – сайт «Я хочу рассказать о родном крае». Адрес сайта: http://www.soh6gren.narod.ru/. Над сайтом работала группа учеников: web-дизайнер, web-программист, собраны стихи о крае учащихся разных классов школы. Группа и руководители проекта получили Дипломы победителей.

Такой вид работы понравился мне как предметнику и как классному руководителю. В этом году появилась новая идея – создание сайта-летописи путешествий моего класса. На родительском собрании родители, а учащиеся на классном часе были ознакомлены с примерным макетом сайта. Идея вдохновила родителей и детей. Они предложили свою помощь: делали фотографии, писали эссе о наших путешествиях, с детьми искали информацию о тех местах Краснодарского края, которые мы собирались посетить, вместе придумали название сайту: «Изучай родной край с нами!». К наполнению сайта контентом постепенно привлекаются и ученики моего 6-а класса – ведь они являются активными участниками «Экспедиции познания». Позже хотелось бы привлечь их и к оформлению сайта и публикации его в сети Интернет.

Работа рассчитана не на один год. Часть сайта уже опубликована в сети, материал постепенно накапливается и публикуется.

Адрес сайта: http://www.grenaderi-ul.narod.ru/

2. Использование сетевых технологий на уроках.

На территории Усть-Лабинского района сегодня все учителя начальной школы могут использовать в образовательном процессе возможности сетевой работы на классмейтах. На сегодняшний момент нетбуки получены на 5-7 классы в ряде пилотных школ. Возможность сетевой работы предоставляет программа E-learnig, которая поставлялась вместе с классмейтами.

Познакомив учителей с этой технологией, я и сама стала использовать нетбуки на уроках географии и информатики. Возможны различные виды сетевой работы: тестирование, передача файлов, обмен информацией «учитель-ученик», демонстрация работ учащихся, наблюдение и контроль за работой учеников на уроке, демонстрация экрана монитора учителя на мониторы учащихся, демонстрация экрана монитора ученика на доску, удаленное управление компьютером учащихся и др.

На уроках географии мною используются различные возможности работы в сети. Например, учитель после подключения к виртуальному классу учащихся передает на каждый классмейт учащихся файл с документом-заданием по изучаемой теме. Учащиеся должны выполнить определенный вид работы и отправить файл преподавателю. Например, вписать в предложение слово, заполнить таблицу по животным и растениям различных природных зон, перетащить название государства на территорию страны и др.

Адрес сайта, где размещен урок «Последовательность действий с использованием классмейтов в 1 классе:

http://festival.1september.ru/articles/524462/

3. Проектная деятельность на уроках, во второй половине дня в начальной школе, дома.

На своих уроках второй половины дня предмета «Информатика в играх и задачах» я тоже работаю с классмейтами. Дети очень любят создавать мини-проекты на своих нетбуках: «Веселые буквы», «Веселые цифры», «Подарок маме», «Подворье казака», «Каким я хочу видеть наш город» и другие.

Проекты могут быть индивидуальными и групповыми. Групповой проект «Каким я вижу мой город» создавался с использованием интерактивной доски: каждый учащийся дополнял рисунок, остальные учащиеся создавали свои фрагменты города мечты на нетбуках.

Как вид проектной работы можно использовать проекты для домашней работы, например, создание презентации по предмету или мини-проекты на уроках с использованием ресурсов Интернет. Лучшие из работ учащихся публикуются на школьном сайте. http://www.school6ul.narod.ru/geografia.htm

При изучении темы СУДБ MS Access по информатике в 9-ом классе учащиеся выполняли задание по составлению структуры и заполнению собственной базы данных с использованием географической тематики. Одна из лучших работ – база данных «Страны СНГ» выполнении Крючковой Викторией, учащейся 9-а класса с использованием ресурсов Интернет.

Возможности программы Power Point позволяют выполнять интересные проекты. Так, учащаяся 11-а класса весьма творчески, выполняя домашнее задание, подошла к созданию кроссворда по странам Азии.

4. Использование возможностей интерактивной доски.

Многие школы, в том числе и наша, получили интерактивные доски, возможность использования которых помогает учителю активизировать внимание учащихся к материалу, вызывать интерес к работе. Выше рассказывалось о групповой работе в начальной школе во второй половине дня на уроках информатики. Сегодня в сети Интернет можно найти интерактивные тесты по разным предметам и использовать их на уроках. Как использовать данные тесты – индивидуальная работа на компьютере или групповое решение, каждый учитель может выбрать в зависимости от задач и целей урока. Изобретать велосипед не надо – использование ресурсов Интернет частично облегчает жизнь современного учителя.

На сайте «Фестиваль педагогических идей» газеты 1 сентября размещено огромное количество уроков и внеклассных мероприятий по разным предметам. Там можно найти и интерактивные тесты для проведения своих уроков и презентации, которые каждый учитель может доработать, исправить, исходя из целей своего урока.

Адрес сайта «Фестиваль педагогических идей»: http://festival.1september.ru/

5. Использование на уроках интерактивных возможностей программы Microsoft Excel

В 10-11 классах при изучении географии зарубежных стран очень много статистического материал, который необходимо уметь анализировать. Для анализа материала, представления материал в виде диаграмм удобно использовать программу MS Excel. На уроках информатики я стараюсь подбирать задания, основанные на географическом материале, например, выполнить расчеты и построить диаграммы для анализа данных.

На сайте «Фестиваля педагогических идей» я нашла интерактивные тесты, выполненные в MS Excel с использованием функций. Учащиеся выполняют тесты и программа выставляет оценки за работу. Данный вид работы очень понравился учащимся и мы познакомились с таким видом работы. После чего учащиеся сами стали создавать аналогичные тесты уже по различным предметам.

6. Создание собственных электронных пособий.

Работая не первый год с использованием ИКТ на уроках, стало понятно, что учебного материала много, необходимо его обобщить. Таким образом, возникла идея создавать учебники, используя возможность программы MS Power Point.

Созданы и опубликованы на школьном сайте учебники: «Изучаем QBasic», электронный учебник по HTML-конструированию.

Разработан и опубликован в сети Интернет учебник для проведения профильного курса по информатике «Основы алгоритмизации и программирования». Это и теоретический материал к урокам, практические и контрольные работы, презентации к ряду уроков, и страничка занимательных заданий. И словарик терминов. Учащиеся могут обращаться к нему, изучая новый материал, выполнять домашние задания по учебнику.

Адрес сайта учебника: http://uch-algoritm.narod.ru/

Кроме этого, начинаю создавать базу данных презентаций для проведения уроков как по информатике, так и по географии. Уроки публикую на школьном сайте.

Ссылки на разработки:

Презентации для проведения уроков информатики в 5 классе

http://www.school6ul.narod.ru/infor_5kl.htm

Презентации для проведения уроков информатики в 6 классе

http://www.school6ul.narod.ru/inform_6kl.htm

Презентации для проведения уроков информатики в 10 классе

http://www.school6ul.narod.ru/inf_10kl.htm

Презентации, тесты для проведения уроков географии

http://www.school6ul.narod.ru/geografia.htm

В заключение хочется отметить, что каждый учитель – творческая личность, и использование ИКТ в образовательном процессе открывает огромные перспективы для творчества. Трудности, по-моему, в нехватке свободного времени и немного, и, быть может, надо помочь учителям в технологии работы с программами и сетью Интернет. Возможности для этого есть в каждой школе. В сети Интернет существуют обучающие программ и проектов для учителей, проводимые Intel, Kaspersky, Microsoft.

Опубликовано в группе « Наши интересные уроки»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.