12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лачугина Наталья Степановна111
47 лет работаю в системе образования. Главный принцип моей работы -учиться постоянно. в том числе и у своих студентов.
Россия, Сахалинская обл., пгт.Шахтерск
t1676591835aa.jpgУмники и умницы

Сценарий

интеллектуальной игры «Умники и умницы» (финал)


Русский язык и литература
(для студентов по специальности «Открытые горные работы»)

Разработала:
преподаватель ГБПОУ «Сахалинский горный техникум»
Лачугина Наталья Степановна.

Цель: Развивать интерес к дисциплинам Русский язык и Литература на основе межпредметных связей

Задачи:

расширить кругозор студентов;

формировать читательский вкус;

воспитывать бережное отношение к слову, русской литературе

Вид: в форме телевизионной игры «Умники и умницы»

Оборудование: три дорожки (красная, жёлтая, зелёная)).
Карточки с вопросами, «ордена» и «медали» для награждения участников игры.

Ведущий объявляет тему игры, представляет Ареопаг.

Финальное состязание. В первой части состязаний – Прологе по результатам двух конкурсов участники игры распределяются по дорожкам. Последующая часть игры – агоны, т. е собственно состязания на дорожках. Если ответ игрока неверен, ведущий обращается к «теоретикам» (из числа зрителей-болельщиков). За правильный ответ участники награждаются медалями или орденами. В конце состязаний все оставшиеся вопросы предлагаются «теоретикам».

Правила игры на дорожках:

Красная дорожка – самый короткий путь к победе, участник должен ответить на два вопроса. Избрав красную дорожку, он не имеет права ошибаться.

На желтой дорожке игрока ожидают три вопроса, но здесь допускается одна ошибка.

Зеленая дорожка длиннее предыдущих. Выбравший ее отвечает на несколько вопросов, ему можно ошибаться дважды.

Ведущий объявляет тему игры, представляет Ареопаг, приглашает трёх финалистов игры.

Пролог

Конкурс русского языка

Задание. Вставьте пропущенные буквы:

Кристал..., кристал..ический, кристал..ьный, кристал..ография, ал..ювий, эл..ювий, ,тил..иты, стал..актиты, стал..агмиты, гидротермал..ьный

(Эталон: кристалл, кристаллический, кристальный, кристаллография, аллювий, элювий, тиллиты, сталактиты, сталагмиты, гидротермальный)

Председатель ареопага подводит итоги первого конкурса, объявляет победителя. Игроки выбирают категории, отвечают на вопросы.

За 15 минут до начала игры трём финалистам была предложена тема сочинения: «Как уменьшить влияние горных работ на окружающую среду?» (Как добывать полезные ископаемые с минимальным воздействием на окружающую среду?)

Конкурс красноречия (1 – 3минуты)

(Примерный ответ:

В настоящее время мы не можем отказаться от добычи полезных ископаемых: нам необходимы металлы и энергетическое сырьё. Но любые горные работы, связанные с добычей минерального сырья, наносят вред экологии. Поэтому необходимо воздействие на окружающую среду свести к минимуму. Как этого добиться?

Во-первых, необходимо тщательно провести мониторинг участка добычи полезных ископаемых. Изучить возможное воздействие горных работ на флору, фауну местности, учесть особенности залегания полезного ископаемого, рельеф, обводнённость и т. п.

Во-вторых, очень важно правильно выбрать технологию отработки сырья с учётом её воздействия на окружающую природу. Нужно просчитать процент отработки полезного ископаемого по потерям, выбрать соответствующую современную технику.

В-третьих, после полной отработки месторождения должны проводиться рекультивационные работы (выполаживание бортов уступов, приведение к естественному рельефу, облесение и т.д.)

Таким образом, после проведённых мероприятий участок добычи полезного ископаемого должен быть восстановлен до первоначального состояния, а вред, нанесённый окружающей среде, сведён к минимуму)

По итогам двух конкурсов игроки выбирают дорожки

Им предлагаются задания по категориям:



Литература

Изобразительно- выразительные средства русского языка



Лексика


Каждый из игроков отвечает на вопросы в соответствии с выбранной категорией. Побеждает тот, кто первым «пройдёт» свою дорожку.

Проигравшие занимают места среди «теоретиков». Участникам игры предлагаются оставшиеся вопросы. Победителем становится тот, у кого больше всех «орденов».

Литература

Герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Е. Базаров в беседе с А.С. Одинцовой согласился, что рассматриваемые им в альбоме виды Саксонской Швейцарии не заинтересовали его с точки зрения художественной. Но затем он признался, что горные пейзажи интересны ему с другой точки зрения. Базаров увлечён естественными науками. Чем ему интересны эти виды природы?

(Ответ: Горные пейзажи интересны Базарову с точки зрения «формации гор», т. е. геологической)

Не опасен ли для здоровья крыжовник, выращенный в имении Н.И. Чимша – Гималайского, главного героя рассказа А.П. Чехова «Крыжовник»?

(Ответ: Вполне может быть опасным, так как имение находится на берегу реки, выше по течению которой стоят с двух сторон кирпичный и костопальный заводы. «Вода в реке была цвета кофе». Воду для полива в имении берут из этой реки.)

О каком кристалле идёт речь в VIII главе романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»? Почему кристалл назван «магическим»?

И даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл

Ещё не ясно различал.


(Ответ: В XIX веке при гаданиях часто использовался стеклянный шар, который мог предсказать будущее. Но скорее всего «магический кристалл» создан воображением автора романа)

Как вы думаете, почему в первой строфе стихотворения А.А. Блока из цикла «На поле Куликовом» мы находим такую, на первый взгляд, «непоэтическую» деталь: «Над скудной глиной жёлтого обрыва»? Что этим хотел сказать автор?

Река раскинулась. Течёт, грустит лениво
     И моет берега.
Над скудной глиной жёлтого обрыва
     В степи грустят стога.

(Примерный ответ: Это необходимо автору для того, чтобы создать реалистический образ Родины, очень близкий его сердцу. Здесь говорится, вероятно, о правом береге, высоком, как у всех русских рек Средней полосы России. Эпитет «скудной», может быть, намёком на небогатый этот край, каким он был всегда. Река Времени всё так же медленно течёт мимо грустящих стогов. А. Блок создаёт неброский, но очень точный и дорогой ему пейзаж.)

5. Как вы понимаете значение слова «булатный» в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Кинжал»?

Люблю тебя, булатный мой кинжал,

Товарищ светлый и холодный.


(Ответ: Булатный – сделанный из булата. Булат - старинная, твердая и упругая, с узорчатой поверхностью сталь для клинков.

Душевные качества лирического героя — верность любви и долгу, мужество и крепость духа — уподобляются кинжальной стали по признаку твердости.)

Изобразительно – выразительные средства русского языка

Иногда вместо слова «янтарь» мы говорим: «солнечный камень», вместо «каменный уголь» - ? Как ещё можно назвать каменный уголь и как называется такое средство выразительности, для чего оно используется?

(Ответ: Каменный уголь называют «чёрным золотом». Такое средство выразительности называется перифразой, т. е. мы используем описательный оборот. Перифраза (перифраз) используется, чтобы подчеркнуть особенности предмета или явления)

Перед вами два отрывка из стихотворения А.С. Пушкина «Пророк»:

И он мне грудь рассёк мечом

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнём,

Во грудь отверстую водвинул.

_ _ _ _ _ _ _ _

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Объясните значение выражений: «И угль, пылающий огнём,

Во грудь отверстую водвинул». «Глаголом жги сердца людей.»



Как называется такое средство выразительности? С какой целью оно используется автором?

(Ответ: Метафоры. Очищать мир от скверны невозможно без страданий. В груди поэта должно быть сердце, пылающее любовью к людям. Только от такого сердца можно зажечь сердца других людей, то есть донести до них те истины, которые познал сам поэт, ставший пророком.)

Какое средство выразительности использовал М.Ю. Лермонтов в следующих строках стихотворения «Выхожу один я на дорогу…»? С какой целью?

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит


(Ответ: Эпитет «кремнистый». Эпитет – это определение, подчёркивающее характерное свойство предмета, а также придающее ему поэтическую яркость, художественную выразительность, образность. Скорее всего, М. Ю.Лермонтов имел в виду жизненный путь, на котором встречаются преграды и препятствия, «кремнистый» - значит трудный.)

Какое средство выразительности вы найдёте в следующих стихах А.С.Пушкина? Объясните уместность его употребления.

Евгений Онегин собирается на бал. Перед ним на столе:


Янтарь на трубках Цареграда,

Фарфор и бронза на столе

(Ответ: Метонимия. Автор подчёркивает разнообразие предметов на столе Онегина, его изысканный вкус.)

Вспомните, откуда эти строки?

И думал он:
Отсель грозить мы будем
шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному
соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе
.

Какое художественное средство использует автор? Для чего?

(Ответ: А.С. Пушкин. «Медный всадник». Синекдоха – метонимия, основанная на количественных отношениях:

а) употребление единственного числа вместо множественного и наоборот;

б) называние целого через часть и части через целое

В данном тексте автор употребляет единственное число вместо множественного.

Употребление синекдохи позволяет сделать речь более эмоциональной, живой)

Дополнительный вопрос: С помощью каких эпитетов во вступлении к поэме «Медный всадник» поэту удалось передать характерные особенности местности, где впоследствии «вознёсся» «град Петров»?

На берегу пустынных волн
Стоял 
он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.

(Ответ: Эпитеты «пустынных, бедный, одиноко, мшистым, топким, убогого, спрятанного»и др. помогают автору нарисовать картину труднодоступной местности, малопригодной для жизни)

Лексика

Сколько значений у слова «уголь»?

(Ответ:

1. Ископаемое твёрдое горючее вещество

2. Кусок обгоревшего дерева

3. Материал для рисования, изготовленный из обожжённых тонких

веток дерева


2. Что означает фразеологизм «сидеть как на углях»?

(Ответ: Чувствовать себя тревожно, находиться в крайнем беспокойстве, волнении)

3. Имеет ли отношение слово «уголь» к слову «угол»?

(Ответ: У этих слов нет ничего общего. Некоторые учёные считают, что слово «уголь» имеет отношение к слову «оголиться» - т. е. обгореть)

4. Являются ли синонимами слова «профессионализмы» и «термины»?

Приведите примеры терминов и профессионализмов, связанных с вашей профессией.

(Ответ: Термины – это официальные наименования специальных понятий, применяемых в науке, технике, искусстве.

Профессионализмы не являются официальными наименованиями специальных понятий. Это названия предметов, процессов, продуктов труда, принятые лишь в определённой профессиональной среде, не ставшие общеупотребительными.

Примеры терминов: синклиналь, антиклиналь, карст, вскрыша, рекультивация добычного участка, угольный разрез

Примеры профессионализмов: кабарга, жабка, тормозок)

5.Среди слов- терминов, связанных с горным делом, много заимствований из немецкого языка: бремсберг, штрек, штольня, горст, берма, керн и др.Объясните это явление.

(Ответ: В эпоху Петра I в Россию для развития горного дела были приглашены специалисты из Германии. Технологии добычи полезных ископаемых в Западной Европе были более совершенными. Освоение новых технологий было связано с овладением соответствующей терминологией)


Использованная литература

1.Гольцова Н.Г. Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10-11 кл. - М.: Русское слово, 2014.

2. Первый толковый БЭС. РИПОЛ - НОРИНТ Санкт-Петербург, 2006.

3. Горное дело. Терминологический словарь. М.: Недра, 1985.

4. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1979.

5. Васючков Ю.Ф. Горное дело: Учебник для техникумов.- М.: Недра, 1990.

6. Ребрик Б.М. У колыбели геологии и горного дела. – М.: Недра, 1984.

7. Воздвиженский Б.И. Ребрик Б.М. В глубь земли. – М.: Недра, 1989.

8. Словарь-справочник лингвистических терминов / Изд. 2-е. — М.: Просвещение, Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. , 1976.

9. И.А. Елисеев, Л.Г. Поляков. Словарь литературоведческих терминов. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002



Приложение 1

t1676591835ab.gif



t1676591835ac.gif

Кристаллы -  твёрдые тела, в которых атомы расположены закономерно, образуя трёхмерно-периодическую пространственную укладку — кристаллическую решётку. 



t1676591835ad.jpg



Сталактиты и сталагмиты

Сталактиты в переводе с греческого языка обозначают «натекший по капле». Это не что иное, как хемогенные отложения в карстовых пещерах. Они бывают разного типа и вида, в основном это сосульки, гребенки, соломинки и бахрома. Сталагмит в переводе с греческого языка обозначает «капля», это минеральные наросты на земле, поднимающиеся со временем в виде конусов или столбов. Они могут быть известняковыми, соляными или гипсовыми. Основное отличие между этими двумя наростами заключается в том, что сталактиты растут с потолка, а сталагмиты со дна пещеры.



t1676591835ae.jpg

​​​​​​​
Тиллиты

[англ. tillit от till  валунная глина] — древние морены, представляющие собой несортированные образования,

подвергшиеся уплотнению, иногда метаморфизму. Образованы мелкозернистой массой, в которую включены валуны различных

 размеров и состава. 

Для тиллитов характерны отсутствие слоистости и наличие валунов с ледниковыми

 бороздами. 



t1676591835af.jpg



Трансгрессия

 [transgressio переход] разновидность процесса наступания моря на сушу, сопровождается абразией, образованием перерыва и угловых несогласий. Обычно вызывается опусканием суши; очень редко поднятием уровня океана.



t1676591835ag.jpg



t1676591835ah.jpg



Эпейрогенез

Это медленные вековые поднятия и (или) опускания обширных площадей, не вызывающие изменения их структуры


t1676591835ai.jpg



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.