12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бочкова Оксана Анатольевна145
Россия, Смоленская обл., Сафоново

Игнатковский филиал МБОУ «Дуровская СОШ»

Сафоновского района Смоленской области


 


 


 


 


 


 


 


 

«Детям о детях»

Сценарий литературного путешествия к 115 –летию со дня рождения Николая Николаевича Носова для 4 класса


 


 


 


 


 


 


 


 

Подготовила учитель начальных классов

1 категории

Бочкова Оксана Анатольевна

 

2023

Цель занятия: Провести конкурс между двумя командами. Закрепить знания о биографии и творчестве Н.Н.Носова.

Задачи:

Обучающие: Научить понимать юмористический жанр произведений Н.Носова.

Развивающие: Развивать воображение, речь. Повышать творческий интерес детей.

Воспитательные: Воспитывать нравственные качества, умение работать в группе.

Оборудование: Книжная выставка, выставка рисунков, портрет писателя.

Подготовительная работа:

1. Прочтение рассказов:

«Затейники»

«Милиционер»

«Приключения Незнайки и его друзей»

«Живая шляпа»

«Огурцы»

«Бобик в гостях у Барбоса»

«Прятки»

«Мишкина каша»

«Шурик у дедушки»

«На горке»

«Заплатка»

2. Домашнее задание: разучивание сценок по рассказам Н.Носова.

3. Придумывание каждой командой эмблемы, девиза, названия.

Ход занятия.

Ведущий: Здравствуйте дорогие друзья! Сегодняшняя встреча посвящена всеми любимому детскому писателю Николаю Николаевичу Носову. В этом году мы отметим 115 –летний юбилей со дня рождения. Его произведения всем нам интересны тем, что в них он описывает свое детство и что с ним действительно случалось. Произведения автора мы любим за то, что они интересны, комичны и остроумны. Они очень легко читаются. Каждая сказка и рассказ – жизненная история о детских проделках.

Литературный праздник пройдет в виде игры в конкурсах двух команд. За каждый конкурс ставится один балл. Результат оценит жюри (представляет жюри). У нас организовались две команды под названием (представляет команды). Для них на литературном празднике подготовлены несколько конкурсов. В них они должны проявить знание рассказов Носова, проявить внимательность, любознательность, артистические способности…

Ведущий:

Николай Носов родился 23 ноября 1908 года (умер в 1976 году) в городе Киеве. Отец мальчика работал в цирке. Николай любил ходить на его выступления вместе с младшей сестренкой и старшим братом. Заработанных денег не хватало, чтобы прокормить семью. В ней было четверо детей. Жили очень бедно. Поэтому Николаю приходилось с 14 лет работать. Он перепробовал профессии косаря, землекопа, продавца газет…

Несмотря на тяжелую жизнь, у мальчика были разнесторонние увлечения. Он любил учиться, был талантлив и любознателен. Он долго не мог определить, чем он хочет заниматься. Собирался стать скрипачом или химиком. Даже многие предполагали, что он пойдет по стопам отца.

В 19 лет увлекся фотографией и кино и поступил в Московский институт кинематографии.

Рассказывая сказки для своего сына, потом сочиняя для него рассказы, он понял, что должен писать для детей.

В 1938 году начал писать для детей. Первый его рассказ был напечатан в детском журнале «Мурзилка».

А детский сборник вышел только после войны в 1945 году.

Большую популярность ему принесли рассказы о Незнайке. А за повесть «Витя Малеев в школе и дома» награжден Государственной премией.

1 конкурс «Разминка»

Назовите произведения Н.Носова. Чья команда назовет больше, то заработает 1 балл.

2 конкурс «Узнай рассказ по отрывку»

1 команде:

«Мишка схватил ложку и стал кашу обратно в кастрюлю впихивать. Мял ее, мял, а она будто пухнет в кастрюле, так и вываливается наружу.»

(«Мишкина каша»)

2 команде:

«Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.»

(«Живая шляпа»)

1 команде:

«Вернулся я к пруду и стал снова рыбу ловить. Ловил, ловил. Уже солнышко высоко поднялось, а я все сижу, да на поплавок гляжу. Не клюет рыба, хоть ты тресни…»

(«Шурик и дедушка»)

2 команде:

«Вышел Котька из деревни и пошел полем. Вокруг не было ни души. От страха он не помнил, как добрался до огорода. Остановился возле шалаша стоит и плачет все громче и громче.»

(«Огурцы»)

3 конкурс «Что лишнее?»

Дано название рассказа и слова. Ваша задача найти одно лишнее понятие, которое не относится к этому рассказу.

1 команде:

«Бобик в гостях у Барбоса»

часы, бабушка, гребешок, телевизор, кисель

2 команде:

«Прятки»

собачья конура, посудный шкафчик, чердак, вешалка, кровать

1 команде:

«Мишкина каша»

каша, хлеб, сметана, варенье, вода

2 команде:

«Живая шляпа»

шляпа, комод, собака, кочерга, лыжная палка

1 команде:

«Огурцы»

сторож, мама, шалаш, грядка, папа

2 команде:

«На горке»

вода, песок, коньки, лыжи, лопата

1 команде:

«Заплатка»

штаны, забор, иголка, нитка, веревка

2 команде

«Затейники»

стол, кот, дверь, одеяло, волк

4 конкурс «Вопрос-ответ»

1 команде:

Почему Н.Носов начал писать произведения для детей? (Начал сочинять для своего сына и его друзей)

2 команде:

Где работал отец Н.Носова? (В цирке артистом)

1 команде:

Почему двигалась шляпа в рассказе «Живая шляпа?» (Там сидел котенок)

2 команде:

Как звали котенка в рассказе «Живая шляпа»? (Котенок Васька)

1 команде:

Кто заставил мальчика Котьку вернуть огурцы? (мама)

2 команде:

Какой рассказ носит название профессии, которую мальчик боялся? («Милиционер»)

1 команде:

Как звали мальчика, который пришивал заплатку? (Бобка)

2 команде:

Как называется рассказ в котором Ваня и Петя выдумывали истории и делали домик из одеяла? («Затейники»)

1 команде:

Какого цвета была заплатка у Бобки? (зеленая)

2 команде:

В какой сказке Носов рассказал о маленьких человечках? (Приключения Незнайки и его друзей»)

5 конкурс «Имена»

Выберите один правильный вариант ответа.

1 команде:

Кто предложил стрелять картошкой в шляпу в рассказе «Живая шляпа»?

Мишка

Вовка

Алик

Котька

Бобка

2 команде:

Кто из мальчиков взял огурцы и понес домой в рассказе «Огурцы»?

Мишка

Вовка

Алик

Котька

Бобка

1 команде:

Какое имя было у мальчика, который испортил горку во дворе в рассказе «На горке»?

Мишка

Вовка

Алик

Котька

Бобка

2 команде:

Какое имя было у мальчика, который пришивал себе заплатку на штаны в рассказе «Заплатка»?

Мишка

Вовка

Алик

Котька

Бобка

1 команде:

Как звали мальчика, который варил кашу в одноименном рассказе?

Мишка

Вовка

Алик

Котька

Бобка

2 команде:

Как звали мальчика, который потерялся в рассказе «Милиционер»?

Мишка

Вовка

Алик

Котька

Бобка

6 конкурс «Покажите сценку»

Показ домашнего задания.

1 команда:

«Три поросенка» ( по рассказу «Затейники»)

Дети читают сказку "Три поросёнка". Бегают в шапочках-масках поросят по комнате по кругу, прыгают и поют:

Петя, Валя и Маша: Нам не страшен серый волк!

Валя: Давай, Петя, сделаем себе домик, как у тех поросят, что в сказке.

Дети ставят 4 стула и накрывают их скатертью или тканью.

Петя: Вот и получился дом. Залезем в него. (Залезают).

Маша: (с удивлением и трепетом в голосе) А тут темным-темно!

Валя : Вот и хорошо, … что у нас свой дом! Мы всегда будем здесь жить и никого к себе не пустим, (громко) , а если серый волк придёт, мы его прогоним.

Петя: Жалко, что у нас в домике нет окон… Очень темно!

Валя: Ничего, у поросят ведь домики бывают без окон. А ты меня видишь?

Петя: Нет. А ты меня?

Валя: И я — нет.

Маша: Я даже себя не вижу.

В «домике» возня.

Петя (кричит): А-а-а!!!

Петя вылезает из-под стола. Валя вылезает сразу за ним.

Валя: Что ты?

Петя: Меня кто-то схватил за ногу.

Маша: (вылезая ) Может быть, серый Волк?

Валя, в испуге пятясь спиной вперед на зрителей, отползает от «домика». Петя отползает от домика за Валей.

 

 

Петя: Давай держать стены, чтобы Волк не вылез.

Маша: Держим, держим! (Стоят, взявшись за руки, на коленях вокруг «домика»).

Валя: (тихим голосом) Может быть, там никого нет?

Петя: (возмущенно) А кто же тогда меня за ногу трогал?

Маша: Это не я!

Валя: Это … я, — я хотела узнать, … где ты.

Петя: Чего же ты раньше не сказала?

Валя: Я испугалась. Ты как закричал и меня испугал.

Дети приподнимают скатерть - никого нет. А к «домику» подойти всё-таки боятся: вдруг из него «серый Волк» вылезет! Раздается волчий вой.

Валя: Подойди, сними скатерть.

Петя: Нет, ты сама пойди!

Валя: Там же никого нет.

Петя: А может быть, есть?!

Петя, Валя и Маша подкрадываются на цыпочках к «домику», сдёргают скатерть за края и, приседая, укрываются ею – Петя в центре, девочки по краям..

Дети выглядывают из-под скатерти и смотрят на «домик». В «домике» никого нет.

Петя, Валя и Маша: (радостно) Ура!!!

Петя подходит со скатертью, чтобы снова накрыть « домик». Валя и Маша его удерживают. Из зала раздается гудение – волчий вой.

Петя : А вдруг меня опять кто-нибудь за ногу схватит!

Валя и Маша: Тогда мы больше так играть не будем.

Поют и танцуют: «Мы три веселых поросенка…»

 2 команда:

«Фантазеры»

Мишутка и Стасик развалившись сидят на стульях и разговаривают.

 

 

 

 

Мишутка: Сколько тебе лет?

Стасик: Девя… Девяносто пять. (Показывает на пальцах. ) А тебе?

Мишутка: А мне… а мне … сто сорок пять. Раньше я был большой - большой, (поднимается на носках, тянет руки вверх) а потом сделался … маленький (приседает).

Стасик: А я, – сначала был маленький (приседает), а потом вырос большой (забирается на стул, тянет руки вверх), а потом снова стал маленький (приседает на корточки на стуле и садится), а теперь опять скоро буду большой.

Мишутка: А я, когда был большой, море мог переплыть!(показывает, как будто плывет кролем, делает круг вокруг стульев).

Стасик: Подумаешь – море! Я океан переплывал! (показывает , как будто плывет брассом, делает круг вокруг стульев).

Мишутка: А я купался в море и на меня напала акула. (Появляется Акула - мальчик с маской головы акулы. Раскрывает пасть акулы на Мишутку).

Я её бац кулаком (Замахивается на акулу. Промахивается. Акула делает круг вокруг стульев за Мишуткой, щелкая челюстями. Стасик от страха запрыгнул стул ).

А она… А она…. меня «цап!» за голову. И откусила!!! (Мальчик Акула хватает пастью акулы голову Мишутки и надевает ему пасть на голову как колпак).

Стасик: Врёшь! Почему же ты не умер???

Мишутка:– (Сдвигает пасть на затылок). А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.

Стасик:– Без головы?

Мишутка:– (Снова надевает маску акулы на голову и проходит или вертится перед Стасиком.) Будто без головы ходить нельзя.

Стасик:– Почему же ты теперь с головой?

Мишутка:– (Снимает челюсти и кладет рядом.) Другая выросла.

Мишутка и Стасик (вместе) Ха – ха – ха!!!

Стасик: (с завистью) Ловко придумал! (Сделал вид, что подумал и говорит после паузы ).

Ну, это что! Вот я раз был в Африке (изображает охотника , на согнутых ногах прыгает вправо-влево, смотрит из-под руки, «стреляет» из ружья).

И меня там … крокодил съел. (Берет челюсти акулы и щелкает ими перед носом Мишутки. Важно прогуливается мимо Мишутки и гладит свой живот)

Мишутка: (рассмеялся) Вот так соврал!

Стасик: Вовсе нет.

Мишутка: Почему же ты теперь живой?

Стасик: Так он же меня потом (делает движение как будто вынимает из рта жвачку, сплевывает в руку у и бросает в сторону) - выплюнул.

Мишутка и Стасик (вместе) Ха – ха – ха!!!

Мишутка (думает): – Один раз я шёл по улице. (Прохаживается размахивая пакетом). Кругом трамваи, автомобили, грузовики (Смотрит вверх как на большие машины …, отскакивает от проезжающих автомобилей).

Стасик: (Оттаскивает Мишутку от проезжающей машины) Знаю, знаю! Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.

Мишутка: – Ничего подобного. Я не про это.

Стасик: – Ну ладно. Ври дальше.

Мишутка:– Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой – рраз! – и раздавил в лепёшку (показывает как он давил автобус на асфальте).

Стасик:– Ха ха ха! Ну вот это-то враки!

Мишутка:– А вот и не враки!

Стасик:– Как же ТЫ мог раздавить АВ – ТО – БУС ???

Мишутка: (смеётся)– Так он же совсем маленький был, игру-ше-чны-ы-й!!! Его мальчишка на верёвочке тащил.

Стасик и Мишутка (вместе): Ха – ха – ха !!!

Ведущий: Наше путешествие подходит к концу. (Жюри подводит итоги.)

Носов – детских книг творец.

Ну, какой он молодец!

Сколько книг смешных, чудесных

Написать он нам успел.

Доброту и смех, и юмор,

Показать всем нам хотел!

Источники:

Сценки к конкурсу: https://studopedia.net/10_16450_instsenirovki-rasskazov-i-skazok-n-nosova.html


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.