ВСЕРОССИЙСКИЕ КОНКУРСЫ
Бесплатные конкурсы для учителей. Сертификаты и призы участникам!
Материал опубликовала
Гончарова Олеся Леонидовна1021
Психолог, преподаватель психологии, кандидат педагогический наук
Москва, Москва
Материал размещён в группе «Проф.тех.образование»

СЦЕНАРИЙ ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ»

(автор О.Л. Гончарова)

Конфликт и его преодоление это

фундаментальные элементы творчества.

Мелани Кляйн

Цель занятия: предупреждение возникновения конфликтов, регуляция эмоциональной сферы у обучающихся.

Задачи занятия:

сформировать у обучающихся необходимые знания по тематике занятия;

сформировать у обучающихся умения применять полученные психологические знания для саморазвития;

способствовать формированию у обучающихся адекватных реакций в различных ситуациях, с целью избегания конфликтов;

способствовать регуляции эмоциональной сферы у обучающихся;

способствовать формированию у обучающихся навыков разрешения конфликтов;

способствовать развитию у обучающихся навыков рефлексии.

Приемы и методы работы: упражнения, лекция по тематике занятия, игра, диагностика, рефлексивная технология.

Форма проведения занятия: групповая.

Необходимое оборудование: тренинговое пространство, стулья (по количеству участников), столы, бейджики, ручки, цветные карандаши, писчая бумага, ватман.

Время проведения занятия: 1час 30 минут.

Ход тренингового занятия

Упражнение «Тренинговое имя»

Цель: знакомство друг с другом, снятие напряжения, сплочение группы.

Инструкция: «Нам предстоит совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. На занятии нам предоставляется возможность, обычно недоступная в реальной жизни – выбрать себе имя. Ведь часто бывает, что кому-то не очень нравится имя данное родителями; кого-то не устраивает форма обращения. Некоторым по душе, если их называют по отчеству, без имени. А кто-то втайне мечтает о красивом имени. Есть люди, которые имели в детстве забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть одна минута для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя и написать его на бейджике».

Время проведения: 10 минут.

Лекция «Конфликт. Способы разрешения конфликта»

Цель: формирование знаний по тематике занятия.

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме.

Сущность конфликта – это межгрупповое или межличностное противоборство, основанное на осознанном каждой из сторон противоречии. Это столкновение принципов, мнений, оценок, характеров или эталонов поведения людей.

Конфликтная ситуация – исходное положение, основа конфликта, порождаемая накоплением и обострением противоречий. Переходу конфликтной ситуации в конфликт соответствует возникновение инцидента. Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта в результате обострения противоречий; столкновение взаимодействующих сторон, означающее переход конфликтной ситуации в конфликт. Для того чтобы произошел конфликт, недостаточно наличия противоположно направленных целей и несовпадающих позиций партнеров. Необходима определенная ситуация, обостряющая взаимоотношения. Роль пускового механизма и выполняет конкретный инцидент, провоцирующий конфликтные взаимодействия. Инцидент может протекать в различных формах: скрытый инцидент развертывается на уровне осознания участниками конфликтности происходящего, но может никак не проявляться в их реальных отношениях и реакциях, открытый инцидент развертывается как серия конфликтных действий участников по отношению друг к другу.

Каждый конфликт имеет более или менее четко выраженную структуру, включающую:

объект конфликтной ситуации;

цели – субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами;

оппонентов – конкретные участники конфликта;

повод столкновения;

причину конфликта (зачастую скрываемую).

Конфликт может выполнять как деструктивную, так и конструктивную функцию.

Конфликт деструктивен, если он:

уводит в сторону от решения более важных проблем и дел;

укрепляет низкую самооценку и вызывает стресс;

поляризует различия в ценностных ориентациях;

нарушает стабильность сложившейся системы отношений;

вызывает безответственное, заслуживающее сожаления поведение.

Конфликт конструктивен, если он:

изменяет и развивает личность;

раскрывает важную проблему;

вовлекает индивидов в решение проблемы;

дает выход скопившимся негативным эмоциям;

восстанавливает оптимальное равновесие в отношениях;

создает условия для переоценки отношений, качеств людей;

помогает индивидам совершенствоваться и использовать полученные знания и опыт.

Разрешение конфликта – это процесс полного или частичного устранения причин, породивших конфликт, либо деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и разрешение проблемы.

Основные способы разрешения конфликта:

Мирное урегулирование, прекращение конфликта в результате достижения взаимного соглашения, удовлетворяющего обе стороны.

Силовое разрешение конфликта, заканчивающееся, как правило. Победой одной стороны над другой.

Затухание (угасание) конфликта. Происходит при недостаточных условиях для его разрешения имеющимися в данное время средствами, т.е. когда одна или обе стороны исчерпали свои ресурсы и прекращают борьбу, отказываясь от своих притязаний. Это, как правило, приводит к затяжным конфликтам, в которых чередуются фазы обострения и затухания.

Основные методы разрешения конфликта:

Рационально-интуитивный метод разрешения конфликта Дж. Скотт. Основывается на овладении собственными отрицательными эмоциями, возникающими в конфликтной ситуации, что дает возможность использовать разум и интуицию для формулирования приемлемых решений. В основе данного метода лежит изменение отношения к проблеме. Когда мы начинаем относиться к проблеме как к задаче, требующей решения, ощущение трудностей снижается.

В качестве основного инструментария для выхода из конфликта Дж. Скотт предлагает следующий вопросник, который дает возможность оппонентам выбрать стратегию поведения в конфликте:

Каковы скрытые причины конфликта? В чем нуждаются участники конфликта, чего хотят на самом деле?

Какие эмоции являются причиной конфликта?

Вызван ли конфликт тем обстоятельством, что кто-то не берет на себя ответственность?

Какой из стилей поведения был наилучшим?

Имеются ли особые личностные конфликты, которые следует учесть?

Какой выход является подходящим?

Метод картографии конфликта Х. Корнелиус и Ш. Фэйр.

Метод картографии конфликта предназначен для разрешения межличностных, внутриличностных, межгрупповых конфликтов путем анализа и самоанализа. Он позволяет в явном виде представить «карты» конфликтующих сторон и выявить те аспекты, которые мешают адекватному восприятию и пониманию друг друга. Ценность данного состоит в упорядочении, систематизации имеющейся информации по конкретной проблеме.

Основные этапы метода:

I этап – уяснение сути проблемы и краткое ее обозначение. Опишите проблему в общих чертах и обозначьте ее в двух словах (одной фразой).

II этап – выявление сторон, или участников конфликта. Определите основных участников конфликта (отдельные люди, группы). Их можно сгруппировать в зависимости от степени вовлеченности в конфликт или от их роли в нем.

III этап – выявление истинных потребностей. Назовите основные потребности и опасения каждого из основных участников в связи с данной проблемой. Потребности в широком смысле – желания, ценности, интересы и вообще все, что может казаться важным для человека.

IV этап – анализ картографии:

ищите новую информацию и новое понимание – что-то незамеченное вами ранее. Картография помогает видеть ситуацию глазами другого человека;

ищите совпадающие потребности, ценности или идеи как общую точку зрения и поддерживайте ее;

рассмотрите взаимодополняющие ценности и перспективы, т.е. то, что может привести к формированию общих взглядов;

ищите скрытые потребности;

ищите наиболее трудные точки, требующие экстренного внимания;

ищите и стимулируйте предпосылки выигрыша для всех.

Основные стратегии поведения в конфликте:

Партнерство – ориентация на учет интересов и потребностей партнера; стратегия согласия, поиска и приумножения общих интересов.

Напористость – реализация собственных интересов, стремление к достижению собственных целей; участники – противники, цель – победа или поражение. Сторонники данной стратегии нетерпеливы, эгоистичны, не умеют слушать других, стремятся навязать свое мнение.

Внутри этих стратегий существует пять основных тактик (стилей) поведения:

Избежание («уход», «уклонение»), т.е. стремление не брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать конфликт, считать его безопасным; стремление выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от споров, дискуссий, возражений оппоненту, высказывания своей позиции. Такое положение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, если ситуация может разрешиться сама собой, если в данный момент нет условий для продуктивного разрешения конфликта, но через некоторое время они появятся.

Приспособление («уступка»), т.е. стремление сохранить или наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы партнера путем сглаживания разногласий. Готовность уступить, пренебрегая собственными интересами, претензиями. Стремление поддержать партнера, чтобы не затронуть его чувств путем подчеркивания общих интересов, замалчивания разногласий. Эта стратегия может быть признана рациональной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной, когда при «тактическом проигрыше» гарантирован «стратегический выигрыш».

Конфронтация («соперничество», «конкуренция»), т.е. стремление настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, занятие жесткой позиции непримиримого антагонизма в случае сопротивления. Применение власти, принуждение, давление, использование зависимости партнера. Тенденция воспринимать ситуацию как вопрос победы или поражения.

Компромисс, т.е. стремление урегулировать разногласия. Уступая в чем-то в обмен на уступки другого. Поиск средних решений, когда никто много не теряет, но много и не выигрывает. Интересы обеих сторон полностью не раскрываются. Способность к компромиссу высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт.

Сотрудничество, т.е. поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон в ходе открытого обсуждения. Совместный и откровенный анализ разногласий в ходе выработки решений. Инициатива, ответственность и исполнение распределяются по взаимному согласию. Этот стиль основывается на убежденности участников конфликта в том, что расхождение во взглядах – это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления. Тот. Кто опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решение проблемы.

Время проведения: 25 минут.

Упражнение «Отрицательные и положительные эмоции»

(автор О.Л. Гончарова)

Цель: регуляция эмоциональной сферы.

Инструкция: «Ведущий предлагает каждому участнику вспомнить конфликт, произошедший в его жизни. Затем ведущий предлагает участникам на листе писчей бумаги, написать отрицательные эмоции, которые он испытал во время конфликта. После этого ведущий просит всех участников проанализировать отрицательные эмоции, которые они испытали. Далее ведущий просит участников разорвать листы писчей бумаги с их отрицательными эмоциями и изобразить на ватмане групповой рисунок с положительными эмоциями».

Время проведения: 15 минут.

Диагностика особенностей реагирования в конфликтной ситуации

МЕТОДИКА «ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕАГИРОВАНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ» К. ТОМАСА

Инструкция: выберите в каждом вопросе предпочитаемый Вами вариант поведения и укажите его («а» или «б»).

1.

а) Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

б) Чем обсуждать то в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2.

а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я пытаюсь уладить спор с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.

3.

а) Я обычно стремлюсь добиться своего.

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4.

а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я стараюсь не задеть чувства другого.

5.

а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку другого.

б) Я стараюсь делать все, чтобы избегать бесполезной напряженности.

6.

а) Я пытаюсь избегать неприятностей для себя.

б) Я стара­юсь добиться своего.

7.

а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

б) Я считаю воз­можным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8.

а) Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затро­нутые интересы и спорные вопросы.

9.

а) Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10.

а) Я твердо стремлюсь добиться своего.

б) Я пытаюсь най­ти компромиссное решение.

11.

а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы.

б) Я стараюсь успокоить дру­гого и главным образом сохранить наши отношения.

12.

а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

13.

а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Я постараюсь, что­бы все было сделано по-моему.

14.

а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о взглядах.

б) Я показываю другому логику и преимущество моих взглядов.

15.

а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить отношения.

б) Я стараюсь делать все необходимое, чтобы избегать напряже­ния.

16.

а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.

а) Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18.

а) Если это сделает другого человека счастливым, я дам возможность настоять на своем.

б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19.

а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно.

20.

а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21.

а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22.

а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и другого человека.

б) Я отстаиваю свою позицию.

23.

а) Как правило, я озадачен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность при решении спорного вопроса.

24.

а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.

б) Я стараюсь убедить другого идти на компромисс.

25.

а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26.

а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.

б) Я почти все­гда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27.

а) Зачастую стремлюсь избежать споров.

б) Если это сде­лает другого человека счастливым, дам ему возможность посто­ять на своем.

28.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29.

а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Думаю, что не все­гда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30.

а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я всегда зани­маю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

Обработка и интерпретация результатов. Занесите результаты в таблицу и подсчитайте их. Выберите ту колонку, в которой больше всех получалась сумма. Эта колонка характеризует Ваш стиль поведения в конфликте.

вопро-са

Соперни-чество

Сотрудни-чество

Компро-мисс

Избегание

Приспо-

собление

 

     

а

б

 

 

б

а

   

 

а

     

б

 

   

а

 

б

 

 

а

 

б

 

 

 

б

 

а

 

 

   

б

а

 

 

а

б

     

 

б

   

а

 

 

а

 

б

   

 

 

а

   

б

 

   

б

а

 

 

б

 

а

   

 

б

а

     

 

     

б

а

 

б

     

а

 

а

   

б

 

 

   

б

 

а

 

 

а

 

б

 

 

 

а

б

   

 

 

б

 

а

 

 

б

 

а

   

 

 

а

 

б

 

 

   

б

 

а

 

а

     

б

 

 

б

а

   

 

     

а

б

 

а

б

     

 

   

а

б

 

 

 

б

   

а

Сумма

         

Время проведения: 15 минут.

Игра «Пять способов разрешения конфликта»

(автор О.Л. Гончарова)

Цель: формирование навыков разрешения конфликта.

Инструкция: «Ведущий предлагает участникам придумать конфликт и разрешить его пятью способами».

Время проведения: 15 минут.

Рефлексивная технология «Мои высказывания»

(автор О.Л. Гончарова)

Цель: подведения итогов занятия, рефлексия.

Участника предлагается заполнить анкету:

Насколько вам было интересно?

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Ваши высказывания о занятии

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Ваши пожелания

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Время проведения: 10 минут.

Опубликовано в группе «Проф.тех.образование»


Поблагодарить автора 5 Добавить в избранное
! Пожаловаться

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.