12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лена Салиева Лопатина72

Сценарий

внеклассного мероприятия, посвященного писателю Ф.А.Абрамову

«Федор Александрович Абрамов – писатель-земляк, писатель-гражданин, фронтовик, лауреат Государственной премии СССР»

Все мы растим и поливаем духовное древо человечества.

Как только кончится эта работа, как перестанем взращивать духовное древо,

так человечество погибнет.

Федор Александрович Абрамов

Цели:

Образовательные:

формирование у учащихся целостного представления о жизни и творчестве писателя-земляка Ф.А.Абрамова;

активизация у учащихся способностей самостоятельного поиска информации и работы с имеющимся материалом;

Развивающие:

развитие культуры речи, ораторских способностей, памяти и кругозора учащихся;

развитие у учащихся навыков научно-исследовательской деятельности;

способствование развитию самостоятельности и креативности мышления посредством творческих заданий;

активизация мыслительной деятельности учащихся средствами художественного слова (мыслительные операции по анализу произведений, сравнению и сопоставлению, по абстрагированию и конкретизации, по систематизации);

раскрытие творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

воспитание у учащихся любви к родному краю, к региональной литературе;

приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;

формирование представлений о русской литературе как духовной, нравственной и культурной системе.

Задачи:

познакомить учащихся с биографией и творческой деятельностью писателя-земляка Ф.А.Абрамова.

помочь учащимся проявить свои творческие способности, продемонстрировать умение самостоятельной работы с литературным материалом и умение выступать перед аудиторией.

закрепление и проверка усвоенного материала.

Оборудование:

проектор для мультимедийных презентаций;

мини-выставка, посвященная жизни и творчеству Ф.А.Абрамова;

рисунки учащихся по произведениям Ф.А.Абрамова;

карточки с разъяснением слов «писатель», «гражданин», цитатами из книг Ф.Абрамова;

карточки для рефлексии.

Межпредметные связи:

с современными информационными технологиями (работа с компьютером и мультимедиа-презентацией);

с историей (информация о биографии писателя, о некоторых исторических реалиях родной страны и родной области).

Участники мероприятия: ученики 8 класса

Ход мероприятия:

Вступление.

1 сл.

- Сегодня мы познакомимся с творчеством человека, чья жизнь и творчество тесно связаны с нашим родным краем. Федор Александрович Абрамов – писатель, лауреат Государственной премии СССР 1975 года.

Ученики разбиты на 4 группы.

Слово учителя:

- Архангельская область. Пинежье. Високосный 1920 год. 29 февраля в деревне Веркола в семье веркольского крестьянина родился сын Федор, Федор Абрамов.

2 сл.

Идет гражданская война. В Верколе находится штаб красных; белых только что выбили из монастыря за рекой - того самого монастыря, который неоднократно будет описан Абрамовым в романе «Братья и сестры»…

Ребята. Исходя из того, что мы узнали о месте рождения Федора Абрамова, как мы можем назвать этого человека по отношению к нам?

- Земляк.

3 сл.

- Правильно, земляк.

4 сл.

1 группа. Рассказ о семье Абрамовых.

Семья была большая и бедная: отец Александр Степанович, мать Степанида Павловна, пятеро детей. Федя - младший. Из-за плохой обуви отец простудил ноги и был отправлен в больницу в Карпогоры, за 50 км от Верколы. Оттуда он уже не вернулся: за телом отца в распутицу, по бездорожью, ездил старший из детей - Михаил. Ему было тогда 15 лет. Шел 1921 год.

Когда гроб с телом отца стоял в избе, женщины, плача, просили Бога, чтобы он «малого прибрал», то есть Федю. Мать сурово возразила: «Не умирать родился - жить!». Тогда женщины решили, что «Степанида, видно, помешалась с горя».

Однако семья не погибла: Степанида Павловна с пятью детьми подняла хозяйство и к тому времени, когда Федору исполнилось 10 лет, семья из бедняков выбралась в середняки: 2 лошади, 2 коровы, бык и полтора десятка овец.

Достаток нелегко дался «ребячьей коммуне», как назвал ее сам Абрамов: подростку Михаилу пришлось занять место отца, работать за взрослого, заботиться о младших. «Брат-отец» - так будет писать о нем потом младший брат, Федор. И не случайно главного героя своей тетралогии, человека с похожей судьбой, назовет потом писатель Ф.А.Абрамов его именем.

Младшим тоже приходилось несладко: сестра Мария вспоминала, что утром до школы должна была прясть, а в школу часто носила, кроме учебников и тетрадей, таз с бельем - прополоскать на переменке. Федю тоже не баловали: немало говорит тот факт, что косить он научился в 6 лет.

В веркольской школе старшие братья - Михаил и Николай - отучились 3 года, затем пошли работать: семью надо было кормить. Василий окончил неполных 7 классов, после чего тоже отправился на заработки. Мария пошла в школу только в 12 лет.

5 -8 сл.

2 группа. Рассказ об учебе в школе Ф.Абрамова

Федя начал учиться в 7 лет. В 3 классе ему дали премию за хорошую учебу: материи на брюки и ситцу на рубашку. По тем временам это была неплохая помощь семье.

В 1932 году Федя окончил начальную школу, веркольскую четырехлетку. Но в только что созданную первую в округе семилетку его, первого ученика, не приняли: в первую очередь брали всех детей бедняков, красных партизан, а его сочли сыном середнячки. По словам самого писателя, «это была страшная, горькая обида ребенку, для которого ученье – все».

Обиду мальчик затаил в себе, и был только один человек, с которым он мог поделиться своим горем - тетушка Иринья, Иринья Павловна Заварзина, «старая дева, которая всю жизнь обшивала за гроши, почти задаром, чуть деревню. «И приход ее в каждый дом был великой радостью, потому что вместе с тетушкой Ириньей в дом входил свет, входила святость, входила доброта, само милосердие, бескорыстие. В семье прекращались всякие ссоры.

Тетушка была очень религиозная, староверка… И она была начитанна, она прекрасно знала житийную литературу, она любила духовные стихи, всякие апокрифы. И вот целыми вечерами, бывало, люди слушают, и плачем, и умиляемся. И добреем сердцем.»

К счастью, зимой, разобравшись, что середняцкое хозяйство было построено руками вдовы и малолетних детей, Федю приняли в школу в Кушкопале. А среднюю школу Федор заканчивает в Карпогорах. Там он живет в семье старшего брата, Василия, который работает в РОНО. Старшие Абрамовы по-прежнему заботились о младших: Василий сделал все, для того чтобы Федор, а впоследствии и Мария, получили высшее образование.

На формирование человека, личности в какой-то мере оказывает влияние все, что его окружает: его семья, близкие, знакомые и случайно встреченные люди, дела повседневные и праздники... Иногда мимолетно услышанная история может перевернуть всю жизнь. Но бывает и так, что ключевую роль сыграли всего два-три человека. Для писателя Федора Абрамова учитель Карпогорской школы Алексей Федорович Калинцев и был одним из таких людей.

Для того, чтобы в школе не сорвать в школе учебный процесс, Алексей Федорович годами осваивал предмет за предметом. Он вел в школе и ботанику, и зоологию, и химию, и астрономию, и геологию, и географию, и даже немецкий язык. Немецкий язык он выучил самостоятельно, уже будучи стариком, чтобы дать нам, первым выпускникам, хоть какое-то представление об иностранном языке.

В 7 классе Федор, в числе других учеников, получил премию за хорошую учебу. В 9 и 10 классе он, отличник, получал стипендию имени Пушкина, которая присуждалась лучшему ученику школы за успехи в учебе и за знание творчества поэта.

В 1938 году Федор Абрамов окончил с отличием школу и осенью того же года был зачислен без экзаменов на филологический факультет ленинградского университета.

9 сл.

3 группа. Рассказ о Ф.Абрамове-фронтовике.

В 1941 году студент-третьекурсник Федор Абрамов, как и многие другие студенты, вступает в ряды народного ополчения: уходит на фронт, досрочно сдав экзамены, «чтобы «хвостов» не было».

В сентябре 1941 года рядовой-пулеметчик 377-го артиллерийско-пулеметного батальона Абрамов был ранен в руку, после недолгого лечения он вновь отправился на фронт.

В ноябре того же года взвод получил приказ: проделать проход в проволочных заграждениях под огнем фашистов. Единственное укрытие - тела погибших товарищей. Заранее распределили, кто за кем поползет. Абрамов попал во второй десяток...

...Он не дополз до заграждения нескольких метров - пулями перебило обе ноги. В тот день от взвода в живых осталось несколько человек.

Вечером похоронная команда собирала убитых. Усталый боец, споткнувшись около Федора Абрамова, нечаянно пролил ему на лицо воду из котелка, - «мертвец» застонал. Этот случай сам писатель считал огромным везением, чудом, случившимся с ним.

В голодном блокадном Ленинграде Абрамов попал в госпиталь, что расположился в том самом университете, где еще несколько месяцев назад Федор учился. В ту страшную зиму в неотапливаемом помещении раненые лежали в одежде, в шапках, в рукавицах, укрытые сверху двумя матрасами. Эти матрасы помогли многим из них выжить.

В апреле 1942 года Абрамова вместе с другими ранеными эвакуировали из Ленинграда по Дороге жизни в одной из последних машин.

Грузовики шли под обстрелом по слабому ладожскому льду. Машина впереди, с блокадными ребятишками, ушла под лед. Машина, что шла сзади, с ранеными, тоже осталась на дне Ладожского озера. А та, в которой ехал Федор Абрамов, добралась до Большой земли. И это он считал еще одним чудом в своей жизни.

И всю жизнь Федор Абрамов считал себя должником тех, кто не выжил в этой страшной войне. «Погибли, может быть, самые талантливые, самые гениальные ребята» - говорил он. И работал, сжигая себя без остатка: за себя и за них...

После лечения в госпитале в апреле 1942 года Абрамов получает отпуск по ранению.

Три месяца Федор Александрович преподавал в Карпогорской школе, и там, в родных местах, на Пинежье, увидел то, что поразило его и запомнилось на всю оставшуюся жизнь: «…были "похоронки», были нужда страшная и работа. Тяжелая мужская работа в поле и на лугу. И делали эту работу полуголодные бабы, старики, подростки. Много людского горя и страданий. Но еще больше - мужества, выносливости и русской душевной щедрости». Воспоминания об этом времени и послужили основой для его первого романа – «Братья и сестры».

С июля 1942 года Федор возвращается в армию на службу в нестроевых частях: вернуться на фронт не позволяют ранения.

До февраля 1943 года был заместителем роты в 33-м запасном стрелковом полку Архангельского военного округа, затем - помощником командира взвода Архангельского военно-пулеметного училища.

С апреля 1943 года его переводят в отдел контрразведки "СМЕРШ", где он начинает службу с должности помощника оперативного оперуполномоченного резерва, уже в августе 1943 года становится следователем, а в июне 1944 года - старшим следователем следственного отделения отдела контрразведки.

- Ребята, как одним словом можно назвать Федора Абрамова, если он воевал, был на фронте?

10 сл.

- Фронтовик.

11 сл.

4 группа. Рассказ о писателе Ф.Абрамове.

27 ноября 1944 года Федор Абрамов подает рапорт с просьбой разрешить ему поступить на заочное обучение в Архангельский педагогический институт и просит руководство отдела запросить документы об окончании им трех курсов филологического факультета ЛГУ.

В августе 1945 года приходит ответ ректора ЛГУ профессора А.А. Вознесенского с просьбой демобилизовать Федора Абрамова и отправить в Ленинград для завершения учебы.

В 1948 году Федор Абрамов, получив диплом с отличием, затем заканчивает аспирантуру.

Так начинается писательский путь Ф.А.Абрамова.

Нелегкая судьба была у многих его произведений. Не все сразу печатались, многие он сам не раз переписывал. В своих произведениях писатель поднимает нравственные проблемы, которыми живут сельские труженики, его односельчане, земляки.

Мы читали такие произведения Федора Абрамова как рассказы «Собачья гордость», «Алешина изба», «О чем плачут лошади», «Медное колечко», повесть «Алька», «Безотцовщина».

12 сл.

В 1975 году за трилогию «Пряслины», куда вошли романы «Братья и сестры», «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья», Федор Александрович Абрамов был удостоен Государственной премии СССР. Трилогию - а впоследствии, когда добавился еще один роман этой серии «Дом» - тетралогию и другие повести и рассказы Абрамова - переводили и издавали в других странах мира. На сегодняшний день произведения писателя можно прочесть на многих языках.

- Давайте дополним наш список. Как еще мы назовем Федора Абрамова, если знаем, что он был награжден Государственной премией?

13 сл.

- Лауреат Государственной премии СССР.

Слово учителя.

14-15 сл.

Федор Абрамов скончался после продолжительной болезни 14 мая 1983 года.

19 мая Федора Абрамова похоронили в Верколе, на его любимом угоре, рядом с домом, построенном его собственными руками. На похоронах огромное количество народу замерло, услышав над Пинегой курлыканье пары журавлей. Разглядывая, как птицы, словно прощаясь с Федором Александровичем, сделали круг над полями, люди переговаривались: «журавли провожают только праведников»…

- Ребята, вы хорошо поработали дома: прочитали произведения Федора Абрамова, подготовили интересные рассказы о его жизни. Давайте попробуем обобщить все сказанное. Что мы узнали о Федоре Александровиче Абрамове?

16 сл.

Федор Александрович Абрамов – писатель – земляк – фронтовик – лауреат Государственной премии СССР. А еще можно добавить слово «гражданин». А почему, мы сейчас сделаем вывод, обсудив некоторые из его произведений.

17 сл.

1 группа делает сообщение о рассказе «Медное колечко».

2 группа – о рассказе «Собачья гордость».

3 группа – о рассказе «Алешина изба».

4 группа – о рассказе «Материнское сердце». (Ребята заранее готовили сообщение)

Работа в группах.

Доказать, что Ф.Абрамов – писатель-гражданин. (карточки с разъяснением слов «гражданин», «писатель», цитаты из книг Ф.А.Абрамова)

Граждани́н — человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства, пользующийся его защитой и наделённый совокупностью политических и иных прав и обязанностей. Также форма устного и письменного обращения к человеку в советском и постсоветском обществе. Гражданский долг – свойственный гражданину как сознательному члену общества (из Толкового словаря русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова).

Писатель – человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения (из Толкового словаря русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова).

- «Лучше уж совсем на свете не жить, чем жить без совести» - «Пути-перепутья»;

Вот говорят война инстинкты разные пробуждает в человеке... А я смотрю — у нас совсем наоборот. Люди из последнего помогают друг другу. И такая совесть в народе пробудилась — душа у каждого насквозь просвечивает. И заметь: ссоры, дрязги там — ведь почти нет... братья и сестры. «Братья и сестры»;

- Да, уж такой наш человек: не успел еще первый дымок над крышей взвиться, а смотришь - где-нибудь у крылечка уже полощется на ветру тонколистая береза. И куда, на какую чужбину ни закинь судьба русского человека, хоть в самые теплые заморские края, где и зимы не бывает, а все холодно и неуютно на душе без тебя, береза... «Братья и сестры»;

- Россия - израненная, окровавленная, в неимоверном напряжении ведущая гигантский бой на своих просторах... Одно огромное желание: "Выстоять!", которым сейчас жила вся страна, захватила его целиком и вытеснило все другие желания. «Пряслины».
18 сл.

Ответы учащихся.

Вывод: Ф.Абрамов – родился, вырос и трудился на родной земле. Воевал в годы Великой Отечественной войны. Любил свою Родину, свой родной край. Честно и открыто писал о простых деревенских людях. Поэтому, мы можем назвать его писателем-гражданином.

Рефлексия:

- Понравилось вам наше мероприятие? Узнали что-то новое для себя? Оцените его и свою работу на отметку от 1 до 5. (Цифры на столах). А теперь вам мое пожелание:

«Собери фразу путем зачеркивания одинаковых букв»

АОБООУАДА

ИПЬРТПЕИР

ЭПВФСФПЭЕ

ВЮЛГВДЛАЮ

ЖЗСУУЧЖАЗ

ОАСАОТАЛО

ГЦИДВГЦЫД!

- Будьте счастливы!

19 сл.

Список литературы:

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова.-4-е издание, дополненное. – М.: Азбуковник, 1999.-944 стр.

Федор Абрамов. Олешина изба. Повести и рассказы. (Архангельск). Сев.-Зап. кн. изд-во, 1976 г.

Интернет-ресурсы:

http://www.library.ru/2/lit/sections.php?a_uid=74

http://www.fabramov.ru/Biography.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Абрамов,_Фёдор_Александрович

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.