12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мухамедова Наталья Александровна1948
Работаю учителем русского я зыка и литературы
Россия, Тюменская обл., Тюмень

Технологическая карта урока

Дата:. .2015 .3. 09

ФИО педагога: Файзуллина Наталья Александровна

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тип урока: урок- нового материала Тема урока Стили речи.

Цели урока: Обучающая. представление о стилях речи (разговорном, научном, художественном). Формировать навык определения принадлежности текста к стилю речи по ситуации и цели высказывания.

Развивающая: Развить логическое и аналитическое мышление. развитие мотивации к исследовательской деятельности

Воспитательная: воспитать интерес к предмету.

. Технологическая карта с дидактической структурой урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задание для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

Приветствие. Дети произносят хором девиз урока .Записывают число, классная работа.

Здравствуйте, Садитесь!

Мы команда дружная,

Веселая, послушная

Мы пишем и читаем,

И все на свете знаем!

Приветствие, настрой на урок.

Проверка готовности к уроку.

Коммуникативные-установка на общение

Регулятивные-прогнозирование.

Проверка домашнего задания

Дети. Отвечают на вопросы.

В дайте определение языку?

Чем отличается язык от речи?

Найти пословицу или поговорку о языке и пояснить.

Знание правил и умение их применять и приводить примеры.

Коммуникативные-.

Изучение нового материала

Дети отвечают на вопросы.

4. 1. Стихотворная игра В. Левина. Прочитайте запись и определите, текст это или нет

Ветер, ветер, ветер.

В почерневший сад.

Тучи. Тучи. Тучи

Грустные сидят.

Льется дождь колючий.

Мокрый листопад.

Взрослые и дети

По небу летят (слайд 1)

Превратите эти строчки в стихотворный текст и запишите получившееся стихотворение в тетрадь. Придумайте заголовок к нему. Найдите в стихотворении слово с непроизносимой согласной в корне и подчеркните ее. Корень обозначьте графически.

Чтение и анализ текстов на стр. 8.

Б е с е д а: 1) О чем говорится в этих текстах — об одном и том же или о разном?

2) Как говорится — одинаково или по-разному?

3) Какой текст может быть использован для сообщения точных сведений о ветре, чтобы нарисовать картину поездки по степи?

Слово учителя о том, что наши высказывания зависят от того, где мы говорим, с кем и зачем, т. е. от речевой ситуации.

З а п и с ь в г р а м м а т и ч е с к у ю т е т р а д ь:

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ --------------- г д е?

с к а к о й ц е л ь ю? (общение / сообщение / воздействие)

с к е м г о в о р и м?

Учитель сообщает учащимся, что в разных речевых ситуациях мы пользуемся разными сталями речи: разговорным, научным, художественным.

Знакомство с теоретическими сведениями о сталях речи на стр. 9 учебника.

, литературная разминка

2. Работа по теме урока.

Применение полученных знаний.

Познавательные- слышать и понимать содержание. Развитие логики.

Закрепление нового материала

Дети

Работают с учебником

Работа с карточками

1) Определение стилистической принадлежности предложенных текстов.

(Тексты распечатаны для каждой парты или показаны через компьютер.)

а) Октябрь. В октябре пустуют леса и поля. Слышнее всего в октябре ветер. Ветер свистит в жесткой стерне на полях и в голых сучьях в лесу. Ветер гонит тучи по небу и волны по воде. Ветер срывает с деревьев последние листья и гонит на юг последние стаи перелетных птиц. Ветер гудит в проводах.

(По Н. Сладкову)

б) — Варька! — закричала мать из кухни. — Варвара! Где ты есть?

Вот я.

Соль кончается. Сбегай в магазин, возьми пачку.

Заказ принят, — сказала Варвара.

(слайд2)

В первом тексте найти слова, с помощью которых автор одушевляет ветер, и записать их в тетрадь. Какое чувство возникает при чтении этого описания?

2) Упр. 14. Прочитать текст. Охарактеризовать, где и между кем происходит разговор. Составить и записать предложения о правилах А. Гайдара, использовав в них наречия всегда и никогда.

3) Чтение и анализ текста.

Бегут двое мальчишек лет по двенадцать, спешат в кино. На бегу один спрашивает другого: «А билеты я тебе вручил?» И другой, пыхтя, ответил: «Вручил, вручил».

Подумайте, удачны ли высказывания ребят? Какое слово не соответствует речевой ситуации? Почему? Подчеркните его. Заменить это слово, исправленный текст записать в тетрадь. Слова с безударной проверяемой гласной найти и обозначить в них орфограмму.

4) Редактирование текста.

Прочитайте отрывок из сочинения ученика.

Наступила весна. Все опять ожило. За цвели цветы. Распустилась черемуха и сирень. Покрылись белыми цветами плодовые деревья.

Б е с е д а: В каком стиле задумано сочинение? Как сделать текст более выразительным? Расскажите, какие именно цветы расцвели, какие деревья, добавив в текст более подходящие для этого слова. Исправленный текст записать в тетрадь.

5) Анализ текста. Подготовка к изложению (текст имеется на каждой парте). 9

Работа по учебнику

3. Тренировочные упражнения

Применение полученных знаний.

Коммуникативные- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Контроль

Выполняют задание для самопроверки

Ч т е н и е т е к с т а.

Край пруда порос сплошь кувшинками. Лодка взрезала эту гущу с сухим шорохом. В разрывах зарослей проступала вода пруда, как сон арбуза в треугольнике разреза.

Мальчик и девочка стали рвать кувшинки. Оба ухватились за один и тот же нервущийся и тугой, как резина, стебель. Он стянул их вместе. Дети стукнулись головами. Лодку как багром подтянуло к берегу. Стебли перепутывались и укорачивались, белые цветы с яркою, как желток, кровью сердце виной уходили под воду и выныривали со льющейся из них водой.

(Б. Пастернак)

Определить тему и стиль текста. Озаглавьте текст так, чтобы название отражало его содержание.

Повторное чтение текста учащимися. Написание изложения с сохранением характерных для данного стиля языковых средств.

IV. Подведение итогов урока.

Применение полученных знаний.

Личностные-применение полученных знаний.

Рефлексия

Дети отвечают на заданные вопросы. Оценивают свою работу на уроке.

Выберите 1 фразу для соседа по парте:

Ты молодец.

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать лучше

Д/З Представьте себе, что вам подарили щенка. Напишите письмо другу. Поделитесь своей радостью. Постарайтесь описать щенка. В каком речевом стиле должен получиться рассказ?

 

Личностные- способность к самооценке на основе успешности.

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.