Классный час на тему «Столпы ислама и исламской этики» (5–11 классы)

2
0
Материал опубликован 13 February в группе

Столпы ислама и исламской этики

Цель урока: создать условия для развития представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества через знакомство с религиозными обязанностями мусульман.

Задачи:

1. Дать представление о пяти столпах ислама.

2. Раскрыть содержание обязанностей мусульман.

3. Оформить страницы для книги.

4. Ориентировать обучающихся на необходимость самовоспитания и самообразования.

Форма: Индивидуальная, групповая работа, работа в парах.

Методы и приемы: беседа, анализ визуальной и текстовой информации, творческая работа.

Средства: видеофрагменты (фильм о пяти столпах ислама https://www.youtube.com/watch?v=pnLxSRVTZy4) , мультимедийная презентация, текст о пяти столпах ислама.

Ход классного часа:

1.Вызов.

-Какую мировую религию проповедовал пророк Мухаммед?

-Верно эта религия - ислам. А сейчас я предлагаю немного вспомнить некоторые понятия, касающиеся ислама. Для этого мы разгадаем кроссворд.

Кроссворд.

Последователи ислама. (мусульмане)

Как называют мусульмане Бога? (Аллах)

Священное сооружение ислама. (мечеть)

Посредник в общении между Богом и людьми. (пророк)

Священная книга мусульман. (коран)

Служители мечети. (имамы)

Мировая религия, возникшая в 7 веке в Аравии (ислам); 

Какое слово в кроссворде получилось в вертикальном положении? (Столпы.)

Кто знает значение этого слова? (Ответы обучающихся). Я предлагаю посмотреть значение этого слова в словаре. (Основа всего, фундамент, на котором построена жизнь мусульман).

Мусульманская традиция основывается на пяти столпах ислама - пяти обязанностях мусульманина. Именно о них мы сегодня поведем речь. Исходя, из темы сформулируйте цель занятия.

Цель классного часа: изучить столпы ислама и обязанности мусульман.

2.Осмысление.

Для достижения цели я предлагаю выполнить групповой проект, продуктом которого станет книга. Каждая пара, работая с тестом, изучит 1 столп ислама и оформит страницу книги по предложенному плану.

Работа с текстом в группах. (10 мин.) (приложение)

1. Прочтите информацию, подберите необходимую иллюстрацию.

2. Для толкования лексического значения новых слов обратитесь к словарю

3. Подберите пословицу, раскрывающую главную мысль столпа.

Приготовьтесь рассказать об этой обязанности по следующему плану:

1) Название столпа.

2) Особенности столпа.

3) Какие качества человека развиваются благодаря данной обязанности?

4) Какая пословица характеризует данный столп.
Презентация итогов работы групп. 

А сейчас посмотрим мультипликационный фильм о пяти столпах ислама https://www.youtube.com/watch?v=pnLxSRVTZy4

3.Рефлексия. Прием «Заморочки из бочки»

- Мы посмотрели мультфильм (https://www.youtube.com/watch?v=pnLxSRVTZy4), записали об обязанностях мусульман, узнали, что такое столпы ислам, а и сейчас я предлагаю вам поиграть. Для этого каждая пара вытягивает вопрос и в течение 30 секунд готовит ответ.

1. Значение словосочетания «столпы ислама».

2. Какими словами мусульманин утверждает свою веру?

3.Когда и как верующие произносят шахаду?

4.Что значит, для мусульманина делать добро?

5.Ураза –это….

6.Намаз – это…

7. Выплата обязательного пожертвования - …

8. Паломничество в Мекку -….

 

Приложение

Тексты для работы

Первая обязанность – признание единого Бога – шахада. Мусульмане говорят: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Его». Это изречение в виде шамаили – настенного панно, с изречениями из Корана – можно встретить в каждом мусульманском доме.

Смысл свидетельства о Единобожии заключается не только в произнесении его языком, даже если это сказано с полной убеждённостью. Наряду с этим необходимо совершать и дела, которых требует данное свидетельство. Мусульманин должен полностью принять это свидетельство всем сердцем, руководствоваться им во всех своих делах, быть честным, искренним в отношении этих слов.

Вторая обязанность – намаз – ежедневная молитва. Во время молитвы мусульмане отвлекаются от суеты, полностью посвящая себя Аллаху. Считается, что молитва сближает и примеряет людей, воспитывает в них терпение. Намаз успокаивает человека, усиливает его разум, бодрит тело и отгоняет лень

Мусульмане совершают намаз пять раз в день: на рассвете, в полдень, перед наступлением сумерек, на закате, и перед наступлением ночи. Мусульмане считают, что несоблюдение молитвы – это признак слабости и безволия.

Перед молитвой верующие должны совершить внешнее очищение – тела и одежды - водой и внутреннее очищение, то есть покаяться. Нужно чётко соблюдать время, отведённое на каждый из пяти намазов. Пятница является днем коллективной молитвы, которая проводится в главных мечетях и сопровождается проповедью.
Третья обязанность мусульманина – пост в месяц Рамадан.

Мусульмане считают, что в это время им был ниспослан Коран. В течение месяца они не должны принимать пищу и питьё от рассвета до заката. Отказ от еды не единственный запрет. Нельзя совершать плохих поступков, сквернословить, плохо думать об окружающих. После заката солнца мусульмане разговляются – принимают пищу. Обычно они каждый вечер ходят в гости. Читают Коран и желают друг другу всего самого доброго.

Пост приучает мусульман к обязательности, даёт им почувствовать, как ощущают себя голодающие люди, которым нечего есть, приучает претерпевать трудности и лишения. Пост укрепляет духовный потенциал человека и даёт здоровье, как для его души, так и для тела.

Четвёртая обязанность мусульманина – закят, так в исламе называются милостыня нуждающимся. Обеспеченные мусульмане поддерживают бедных и немощных единоверцев. Об этом говорится в Коране. Результатом выплаты закята становится: очищение души от жадности, увеличение благодати в остальном имуществе человека, помощь мусульманам в их нуждах, появление любви и братства между ними, избавление от эгоизма и неумеренности, освобождение сердец от зависти. Когда человек даёт закят нуждающимся, то должен делать это скромно и без высокомерия, с милосердием и состраданием.

Пятая обязанность мусульманина – хадж, то есть паломничество в Мекку, город, в котором родился пророк Мухаммед, и Медину, где находится могила пророка. Эти города расположены в Саудовской Аравии. Туда каждый год приезжают миллионы мусульман. Облачённые в белые одежды, они совершают особые обряды очищения. Побывавший в Мекке мусульманин называется хаджи. Во время хаджа мусульмане со всего мира встречаются, узнают друг друга, сплачиваются. Мусульмане чувствуют всемирное братство и взаимную любовь между всеми членами этой великой общины.

Словарная страница

Шамаиль - в переводе с арабского языка - "оберег".

Шахада- произошло от арабского «ашхаду», что означает «я заявляю» или «я свидетельствую».

Хадж - в переводе с арабского означает сильное желание, намерение и посещение того, кого возвеличили.

Каяться – признаваться в своём грехе, признавать свою ошибку, вину.

Милостыня – добровольное подаяние нуждающемуся.

Сквернословить – употреблять скверные, недостойные слова.

Пословицы

Худо тому, кто добра не творит никому.

Без терпенья нет уменья.

Была бы твердая воля - и гора превратится в поле.

Господь щедроту там обильно посылает, где один другому помогает.

Кто добро творит, тому бог отплатит.

Долг языка — говорить добро.

Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

Честность всего дороже.

Исходя из всего вышесказанного, следует, что религия ислам учит добру, терпению, памяти и уважению к делам и страданиям предков.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации