Классный час на тему «Столпы ислама и исламской этики» (5–11 классы)
Столпы ислама и исламской этики
Цель урока: создать условия для развития представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества через знакомство с религиозными обязанностями мусульман.
Задачи:
1. Дать представление о пяти столпах ислама.
2. Раскрыть содержание обязанностей мусульман.
3. Оформить страницы для книги.
4. Ориентировать обучающихся на необходимость самовоспитания и самообразования.
Форма: Индивидуальная, групповая работа, работа в парах.
Методы и приемы: беседа, анализ визуальной и текстовой информации, творческая работа.
Средства: видеофрагменты (фильм о пяти столпах ислама https://www.youtube.com/watch?v=pnLxSRVTZy4) , мультимедийная презентация, текст о пяти столпах ислама.
Ход классного часа:
1.Вызов.
-Какую мировую религию проповедовал пророк Мухаммед?
-Верно эта религия - ислам. А сейчас я предлагаю немного вспомнить некоторые понятия, касающиеся ислама. Для этого мы разгадаем кроссворд.
Кроссворд.
Последователи ислама. (мусульмане)
Как называют мусульмане Бога? (Аллах)
Священное сооружение ислама. (мечеть)
Посредник в общении между Богом и людьми. (пророк)
Священная книга мусульман. (коран)
Служители мечети. (имамы)
Мировая религия, возникшая в 7 веке в Аравии (ислам);
Какое слово в кроссворде получилось в вертикальном положении? (Столпы.)
Кто знает значение этого слова? (Ответы обучающихся). Я предлагаю посмотреть значение этого слова в словаре. (Основа всего, фундамент, на котором построена жизнь мусульман).
Мусульманская традиция основывается на пяти столпах ислама - пяти обязанностях мусульманина. Именно о них мы сегодня поведем речь. Исходя, из темы сформулируйте цель занятия.
Цель классного часа: изучить столпы ислама и обязанности мусульман.
2.Осмысление.
Для достижения цели я предлагаю выполнить групповой проект, продуктом которого станет книга. Каждая пара, работая с тестом, изучит 1 столп ислама и оформит страницу книги по предложенному плану.
Работа с текстом в группах. (10 мин.) (приложение)
1. Прочтите информацию, подберите необходимую иллюстрацию.
2. Для толкования лексического значения новых слов обратитесь к словарю
3. Подберите пословицу, раскрывающую главную мысль столпа.
Приготовьтесь рассказать об этой обязанности по следующему плану:
1) Название столпа.
2) Особенности столпа.
3) Какие качества человека развиваются благодаря данной обязанности?
4) Какая пословица характеризует данный столп.
Презентация итогов работы групп.
А сейчас посмотрим мультипликационный фильм о пяти столпах ислама https://www.youtube.com/watch?v=pnLxSRVTZy4
3.Рефлексия. Прием «Заморочки из бочки»
- Мы посмотрели мультфильм (https://www.youtube.com/watch?v=pnLxSRVTZy4), записали об обязанностях мусульман, узнали, что такое столпы ислам, а и сейчас я предлагаю вам поиграть. Для этого каждая пара вытягивает вопрос и в течение 30 секунд готовит ответ.
1. Значение словосочетания «столпы ислама».
2. Какими словами мусульманин утверждает свою веру?
3.Когда и как верующие произносят шахаду?
4.Что значит, для мусульманина делать добро?
5.Ураза –это….
6.Намаз – это…
7. Выплата обязательного пожертвования - …
8. Паломничество в Мекку -….
Приложение
Тексты для работы
Первая обязанность – признание единого Бога – шахада. Мусульмане говорят: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Его». Это изречение в виде шамаили – настенного панно, с изречениями из Корана – можно встретить в каждом мусульманском доме.
Смысл свидетельства о Единобожии заключается не только в произнесении его языком, даже если это сказано с полной убеждённостью. Наряду с этим необходимо совершать и дела, которых требует данное свидетельство. Мусульманин должен полностью принять это свидетельство всем сердцем, руководствоваться им во всех своих делах, быть честным, искренним в отношении этих слов.
Вторая обязанность – намаз – ежедневная молитва. Во время молитвы мусульмане отвлекаются от суеты, полностью посвящая себя Аллаху. Считается, что молитва сближает и примеряет людей, воспитывает в них терпение. Намаз успокаивает человека, усиливает его разум, бодрит тело и отгоняет лень
Мусульмане совершают намаз пять раз в день: на рассвете, в полдень, перед наступлением сумерек, на закате, и перед наступлением ночи. Мусульмане считают, что несоблюдение молитвы – это признак слабости и безволия.
Перед молитвой верующие должны совершить внешнее очищение – тела и одежды - водой и внутреннее очищение, то есть покаяться. Нужно чётко соблюдать время, отведённое на каждый из пяти намазов. Пятница является днем коллективной молитвы, которая проводится в главных мечетях и сопровождается проповедью.
Третья обязанность мусульманина – пост в месяц Рамадан.
Мусульмане считают, что в это время им был ниспослан Коран. В течение месяца они не должны принимать пищу и питьё от рассвета до заката. Отказ от еды не единственный запрет. Нельзя совершать плохих поступков, сквернословить, плохо думать об окружающих. После заката солнца мусульмане разговляются – принимают пищу. Обычно они каждый вечер ходят в гости. Читают Коран и желают друг другу всего самого доброго.
Пост приучает мусульман к обязательности, даёт им почувствовать, как ощущают себя голодающие люди, которым нечего есть, приучает претерпевать трудности и лишения. Пост укрепляет духовный потенциал человека и даёт здоровье, как для его души, так и для тела.
Четвёртая обязанность мусульманина – закят, так в исламе называются милостыня нуждающимся. Обеспеченные мусульмане поддерживают бедных и немощных единоверцев. Об этом говорится в Коране. Результатом выплаты закята становится: очищение души от жадности, увеличение благодати в остальном имуществе человека, помощь мусульманам в их нуждах, появление любви и братства между ними, избавление от эгоизма и неумеренности, освобождение сердец от зависти. Когда человек даёт закят нуждающимся, то должен делать это скромно и без высокомерия, с милосердием и состраданием.
Пятая обязанность мусульманина – хадж, то есть паломничество в Мекку, город, в котором родился пророк Мухаммед, и Медину, где находится могила пророка. Эти города расположены в Саудовской Аравии. Туда каждый год приезжают миллионы мусульман. Облачённые в белые одежды, они совершают особые обряды очищения. Побывавший в Мекке мусульманин называется хаджи. Во время хаджа мусульмане со всего мира встречаются, узнают друг друга, сплачиваются. Мусульмане чувствуют всемирное братство и взаимную любовь между всеми членами этой великой общины.
Словарная страница
Шамаиль - в переводе с арабского языка - "оберег".
Шахада- произошло от арабского «ашхаду», что означает «я заявляю» или «я свидетельствую».
Хадж - в переводе с арабского означает сильное желание, намерение и посещение того, кого возвеличили.
Каяться – признаваться в своём грехе, признавать свою ошибку, вину.
Милостыня – добровольное подаяние нуждающемуся.
Сквернословить – употреблять скверные, недостойные слова.
Пословицы
Худо тому, кто добра не творит никому.
Без терпенья нет уменья.
Была бы твердая воля - и гора превратится в поле.
Господь щедроту там обильно посылает, где один другому помогает.
Кто добро творит, тому бог отплатит.
Долг языка — говорить добро.
Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
Честность всего дороже.
Исходя из всего вышесказанного, следует, что религия ислам учит добру, терпению, памяти и уважению к делам и страданиям предков.