12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
власова Наталья Николаевна3570
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
Материал размещён в группе «Исследовательская работа обучающихся»

Домашняя практическая работа по физике 10 класс

(дифференциация по объему выполнения, степени детализации и глубины исследования)

«ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТОВ

ПО ОБНАРУЖЕНИЮ ОСНОВНЫХ МАКРОСКОПИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЖИДКОСТЕЙ, ГАЗОВ, ТВЁРДЫХ ТЕЛ И ОБЪЯСНЕНИЕ ИХ НА ОСНОВЕ МОЛЕКУЛЯРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ».

Общие рекомендации по выполнению

Цель работы:

- обнаружить основные свойства тел в разных состояниях;

- опытным путем доказать три положения молекулярно – кинетической теории.

Оборудование: три стакана, вода, пипетка, колба, стеклянные пластины, шар с кольцом, сосуд с поршнем, линейка, брусок, кусок мела, пластилин, пахучее вещество, термометр, пробка с пропущенной через неё трубкой, пружина, набор керамических магнитов, часы.

 

ТЕОРИЯ.

Все тела состоят из частиц, между которыми есть промежутки.

Частицы непрерывно, беспорядочно движутся. Скорость их

движения связана с температурой. Частицы взаимодействуют

друг с другом, одновременно притягиваясь и отталкиваясь.

Сила взаимодействия зависит от расстояния между частицами.

Состояние вещества определяется расстоянием между частицами,

их расположением, характером движения частиц и видом траектории движения.

 

ВЫПОЛНЕНИЕ.

1. Тела состоят из частиц (целое состоит из частей и делится на них).

- Раздавите кусок мела.

- Крупинку краски бросьте в воду, вода окрашивается.

2. Частиц в теле много.

- Маленькая крупинка краски, брошенная в стакан, окрашивает большое количество воды.

- Каплю окрашенной воды капните в стакан с чистой водой. Чистая вода слабо окрасится по всему объёму.

3. Между частицами есть промежутки (молекулы одного вещества проникают в промежутки между молекулами другого вещества - диффузия).

- Слейте в один стакан чистую и окрашенную воду, получится раствор равномерной окраски.

- Откройте сосуд с пахучим веществом.

- Закройте поршнем воздух в сосуде и сожмите.

4. Частицы движутся.

- Распространение запаха по всему помещению.

- Смешивание жидкостей.

- Классический опыт с пластинами из золота и свинца.

5. Величина промежутков зависит от температуры.

- Горлышко колбы опустите в воду, плотно охватите

руками и наблюдайте, как выходят из горлышка

пузырьки воздуха.

- Заполните колбу водой, закройте пробкой,

через которую пропущена тонкая трубка, и нагревайте.

Наблюдайте подъём воды по трубке.

- Опустите поочередно в стаканы (с водой холодной и теплой)

термометр, наблюдайте изменение показаний термометра.

- Нагретый шар не проходит сквозь кольцо, через которое проходил в холодном состоянии.

6. Скорость частиц зависит от температуры.

- Бросьте два одинаковых кусочка краски в воду разной температуры.

7. Частицы взаимодействуют (тела не распадаются на отдельные молекулы, твердые тела сопротивляются деформации).

- Попытайтесь деформировать линейку, брусок или другое тело.

- Коснитесь стеклянной пластиной воды. Чистая поверхность

смачивается, а жирная – не смачивается.

- Потяните за прикрепленную к пластине резинку,

пытаясь оторвать пластину от воды.

Наблюдайте растяжение резинки.

8. Взаимодействие частиц осуществляется на малом расстоянии.

- Два куска стекла плотно прижмите друг к другу, пытаясь составит целое тело.

- Повторите опыт с кусками пластилина.

9. Частицы одновременно притягиваются и отталкиваются (упругая деформация).

- Сожмите пружину, отпустите – она восстановит форму.

- Растяните пружину, отпустите – она восстановит форму.

- Смоделируйте ситуацию на керамических магнитах:

средний магнит находится в равновесии, когда действия на

него крайних магнитов скомпенсированы (располагайте

стержень вертикально и горизонтально).

 

ВЫВОДЫ.

Проведенные опыты доказали три положения молекулярно – кинетической теории, а так же основные свойства веществ:

Опубликовано в группе «Исследовательская работа обучающихся»


Комментарии (1)

Павкина Галина Геннадьевна, 27.03.17 в 14:21 0Ответить Пожаловаться
До чего же интересно!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.