Пояснительная записка:
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми - их, называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Цель:
Формирование навыков поисковой деятельности.
Задачи:
· Развивать самостоятельную исследовательскую деятельность;
· Совершенствовать умение распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли;
· Формировать умение обследовать объект, уметь его описать и выделять его признаки, фиксировать наблюдения в журнале, делать небольшие выводы;
· Поддерживать стремление детей по- своему обустраивать игру, самостоятельно подбирать оборудование;
· Продолжать знакомить детей с научными открытиями, специфическими условиями труда учёных ;
· Совершенствовать связную речь;
· Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками, умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре.
Интеграция областей:
«познавательное развитие», «социально – коммуникативное развитие», «речевое развитие».
Оборудование:
· Специальная одежда для проведения опытов ( колпаки учёных, халаты, перчатки, очки, бейджики);
· Журнал для фиксирования данных;
· Микроскоп;
· Лупы;
· Природные материалы;
· Бросовый материал;
· Стаканчики, пробирки;
· Весы;
· Передвижная лаборатория;
· Макеты насекомых, гербарии, коллекции камней, ракушек, воды, почва, песок;
· Водяные мельницы;
· Разные ёмкости, мерные ложки и др.
· Муляжи фруктов.
Примерные игровые действия:
· Выбор объекта исследования;
· Создание лаборатории;
· Проведение опытной работы;
· Фотографирование, съёмки промежуточных результатов;
· Занесение результатов исследования в журнал;
· Научный совет;
· Подведение итогов исследования.
Варианты игры:
«Изучаем природные богатства нашей Земли»
Задачи: расширять и совершенствовать игровые замыслы и умения детей. Помочь создать игровую обстановку с учётом темы игры. Формировать умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, комментировать. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Примерный ход игры:
Я хочу пригласить Вас в нашу лабораторию.
-Что такое «лаборатория»?
-Кто проводит опыты и эксперименты? (учёные)
-Кто помогает учёным? (помощники, лаборанты)
-Как они помогают учёным? ( приносят оборудование, делают записи)
- Кто руководит лабораторией? (старший научный сотрудник)
Воспитатель предлагает взять на себя роль старшего научного сотрудника.
- Уважаемые коллеги, давайте вспомним правила работы в лаборатории ( работать спокойно, тихо, помогать друг другу, не торопиться, использовать наши помощники (веник, совок, тряпочка, ведро)).
- Что является главным источником жизни на Земле? (вода).
Первая группа учёных сейчас проведёт опыты с водой. Вы должны определить, имеет ли вода запах, цвет, форму.
Проходите в лабораторию, надевайте спецодежду, проводите опыты и не забудьте всё записать в журнале.
Вторая группа учёных определят, какие предметы тонут в воде, а какие плавают на поверхности.
Третья группа учёных по схеме должны приготовить состав для пускания мыльных пузырей.
В течение игры воспитатель следит за взаимоотношениями между детьми, подсказывает ход исследований, помогает сделать записи в журнал.
В конце игры дети - учёные отчитываются о проведении опытов, подводят итог, рассказывают о трудностях в работе, убирают своё рабочее место.
Мажова Светлана Александровна