Цикл занятий по развитию двигательных навыков для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Ритмика»
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«БЕЗЕНЧУКСКИЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ «ДОМ ДЕТСТВА»
Цикл занятий по развитию двигательных навыков для детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Ритмика»
Возраст обучающихся: 4-10 лет
Срок реализации: 1 год
Количество часов 77
Автор-составитель программы:
Казьянская Татьяна Михайловна
педагог дополнительного образования
п. Безенчук
2024 год
1. Пояснительная записка
Цикл занятий «Ритмика» разработан с учетом требований следующих нормативно- правовых актов:
- Конвенции о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года). В статье 29 указывается, что «воспитание должно быть направлено на развитие ребенка, его умственных, духовных и физических способностей в их полном объеме, т.е. на всестороннее развитие личности ребенка»;
- Декларации о правах инвалидов (принята резолюцией 3447 Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года). Параграф 3 определяет, что «Инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полноценной»;
- Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 02.12.2013);
- Федерального закона № 442-ФЗ от 28.12.2013 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
- СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».
Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 21.12.04 №170-ФЗ отдых детей и их оздоровление – это «совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей».
Различные виды отдыха детей являются составляющими социальной среды, в которой дети и подростки реализуют свои возможности и потребности в свободное время.
Необходимость разработки цикла занятий по развитию двигательных навыков «Ритмика» для детей из многодетных, малообеспеченных семей, детей-инвалидов, детей, находящихся в иных трудных ситуациях, состоит в том, чтобы в «Доме детства» создать условия для целесообразного и привлекательного досуга, удовлетворения потребностей в творческом развитии, получении знаний и умений жизнедеятельности через художественно-творческую деятельность, общение, игру.
Данный цикл занятий необходим, чтобы помочь детям:
- в приобретении положительного опыта жизнедеятельности;
- насыщении детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, полезной информацией;
- в повышении самооценки;
- в организации полезного досуга;
- в вовлечении в коллективную деятельность, приобретении нового круга общения.
Все это способствует социализации ребенка в обществе, выявлению скрытых ресурсов развития личности ребенка.
Адресат программы
Программа разработана для малокомплектных групп детей дошкольного и младшего школьного возраста из многодетных, малообеспеченных семей, детей-инвалидов, детей, находящихся в иных трудных жизненных ситуациях.
Направленность программы
Цикл занятий «Ритмика» имеет художественную направленность, ориентирован на развитие творческих способностей воспитанников в сфере свободного времени, на развитие музыкально-ритмических и двигательных навыков.
Цикл занятий долгосрочный и рассчитан на 1 год.
Возраст детей - 4-10 лет
Занятия проводятся с детьми, не имеющими противопоказаний по состоянию здоровья. Наполняемость группы не более 12 человек. При формировании групп учитываются: возраст, физические возможности, склонность к танцевальной деятельности.
Для занятий подбирают удобные костюм и обувь.
Объем занятий
№ | Наименование показателя | Содержание показателя, удовлетворяющего требованиям к дополнительным общеразвивающим программам стартового уровня |
1. | Целевая аудитория | Воспитанники группы продленного дня «Островок детства» (ОДПД «Капитошка» |
2. | Режим занятий | 2 раза в неделю по 1 академическому часу (20-30 минут в соответствии с СанПиН) |
3. | Количество занятий | 77 |
2. Содержание цикла занятий «Ритмика»
Первостепенное значение в деле эстетического воспитания имеет музыка, которую дети слышат на занятиях и в постановочной практике. Она должна быть доступной и художественной, а так же эмоциональной, будь то народные мелодии или произведения композиторов-классиков или современная эстрада.
На занятии руководитель может рассказать в доступной форме о содержании тех танцевальных образов, которые изучают и исполняют дети.
Для развития познавательной деятельности детей в программе заложены теоретические занятия : просмотр видеозаписей выступлений различных детских танцевальных коллективов, а так же просмотр видеозаписи выступлений самих кружковцев.
Выступления на мероприятиях, беседы о культуре поведения способствуют воспитанию чувства коллективизма, а так же дает большой импульс в росте активности детей.
Цель и задачи.
Цель - создание благоприятных условий для организации досуга и полноценного отдыха детей с ОВЗ, детей из многодетных, малообеспеченных семей, детей-инвалидов, детей, находящихся в иных трудных ситуациях, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе.
Задачи:
Обучающие - учить детей:
- ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки;
- самостоятельно менять движения в соответствии с 2-х и 3-х частной формой музыкального сопровождения;
- выполнять движения с предметами;
- выполнять танцевальные движения: приставной шаг, танцевальный шаг, бег на полупальцах, подскоки, полуприседания;
- выполнять фигурные перестроения - линии, колонны, круг, квадрат;
- развитие ритма: выполнять хлопки с несложным ритмическим рисунком;
- развитие двигательных навыков: выполнять элементы народного и современного танца и танцевальные композиции.
Развивающие:
- приобщение детей к искусству танца, развитие их художественного вкуса и физической подготовки;
- знакомство с русским народным и современным танцевальным творчеством;
- способствовать концентрации внимания;
- развивать творческое воображение, познавательную активность, коммуникативные навыки;
- стимулировать развитие памяти;
- знакомство с русской народной музыкой, а так же современной стилизацией.
Воспитательные:
- формировать умение слушать руководителя, не мешать другим детям;
- способствовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры;
- предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале;
- формировать у ребят навыки общения и толерантности;
- воспитание коллективизма;
- воспитание у детей творческой и сценической культуры.
3. Методическое обеспечение программы
С первых минут на занятиях очень важно заинтересовать детей, вызвать у них желание заниматься. Для этого необходимо предварительно продумать методические приемы, которые помогут решать поставленные задачи. Сначала предстоит научить их красиво и осознанно двигаться под музыку, сделать связь музыки с движением привычной, естественной. Для этого нужно с самого начала включить в занятия простые, интересные упражнения, не вызывающие особых затруднений для их восприятия и исполнения.
Успешное решение поставленных задач на занятиях ритмикой в дошкольном учреждении возможно только при использовании открытых педагогикой принципов и методов обучения. Наиболее близкими к нашему предмету мы считаем следующие:
1. Принцип доступности и индивидуальности, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим — определение посильных для него заданий.
У дошкольников и младших школьников весь костно-связочный аппарат еще слаб и находится в стадии развития. И если нагрузки превысят допустимые нормы, то это может неблагоприятно повлиять на состояние здоровья ребенка. Оптимальная мера доступности определяется соответствием возрастных возможностей ребенка, степени сложности заданий. Доступность означает не отсутствие трудностей, а возможность их успешного преодоления путем физических и психических усилий занимающегося.
Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий. Практически это достигается правильным распределением материала на занятиях.
2. Индивидуализация подразумевает учет индивидуальных особенностей ребенка. У каждого имеются своеобразные функциональные возможности, поэтому по-разному протекает процесс усвоения движений, организм различно реагирует на физическую нагрузку. Задача состоит в том, чтобы улучшить врожденные способности.
3. Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Обязательным условием успешного обучения также является чередование нагрузок с отдыхом. Переход к новым, более сложным упражнениям должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков и адаптации организма к нагрузкам.
4. Принцип систематичности — один из ведущих. Имеются в виду непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.
5. Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для успешного достижения цели ребенку необходимо ясно представлять, что и как нужно выполнить и почему именно так, а не иначе.
6. Принцип повторяемости материала. Занятия ритмикой требуют
повторения вырабатываемых двигательных навыков. Но при
многократных повторениях образуется двигательный стереотип. Если
повторение вариативно, то есть в упражнения вносятся какие-то изменения и
предполагаются разнообразные методы и приемы их выполнения, то
эффективность таких занятий выше, так как они вызывают интерес,
привлекают внимание детей, создают положительные эмоции.
7. Принцип наглядности. При разучивании новых движений наглядность — это безукоризненный практический показ движений педагогом.
Для того чтобы в работе сопутствовала удача, нужно, разобравшись в возрастных особенностях детей, с первых же дней наметить содержание занятий, найти соответствующие запросам и возможностям детей методические приемы. Преподаватель для каждого упражнения, игры, танца выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания.
1. Метод показа. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте. Ребята сразу видят художественное воплощение образа, что будит воображение. В некоторых случаях, особенно в начале работы, руководитель может выполнять упражнения вместе с детьми, чтобы увлечь их и усилить эмоционально-двигательный ответ на музыку.
2. Словесный метод. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Разговорная речь, будучи тесно связанной, с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается тем самым мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой. Словесные объяснения должны быть краткими (недопустимо, чтобы педагог был излишне многословен), точны, образны и конкретны.
3. Музыкальное сопровождение как методический прием. Рассчитывать на то, что ребята сами научатся чувствовать музыку, вряд ли возможно. Педагог своими пояснениями должен помочь детям приобрести умение согласовывать движения с музыкой. Правильно выбранная музыка несет в себе все те эмоции, которые затем маленькие исполнители проявляют в танце.
4. Импровизационный метод. На занятиях имеет смысл постепенно подводить детей к возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка. Не надо мешать подопечным свободно импровизировать, но при этом нужно внимательно следить за тем, чтобы они не придумывали движения, не связанные с музыкой. Педагогу следует тактично направить внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков в исполнении.
5. Игровой метод. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся. При обучении детей движениям хорошо использовать игровые приемы, способствующие эмоционально-образному уточнению представлений о характере движений, например: («Нужно прыгать, как зайчик»; «Побежим легко и тихо, как мышки»). Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение. И интерес у них не снижается, даже если по ходу игры преподаватель вносит те или иные изменения, усложняя или облегчая задание. Именно в игре легче всего корректировать поведение воспитанников. В одних случаях подбадривающее слово педагога вызовет положительные эмоции, в других — сдерживающее слово побуждает соотнести свое поведение с предъявляемыми требованиями.
6. Концентрический метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций, вновь возвращается к пройденному, но уже предлагает все более сложные упражнения и задания.
И еще очень важное для нас правило: общение с детьми на занятии должно проходить в атмосфере радости и это самое главное. Из всех чувств радость - всего лучше влияет на жизнь ребенка, развитие его способностей. В атмосфере радости душа ребенка легче всего открывается навстречу прекрасному. Положительные эмоции при игровом обучении, похвала активизируют работу сердца, нервной системы ребенка.
Использование новых современных технологий:
В соответствии с региональной и федеральной политикой в сфере образования, наряду с традиционными классическими образовательными методами и формами работы в современных условиях необходимо применение современных образовательных технологий (СОТ):
- личностно-ориентированный подход в обучении,
- здоровьесберегающие технологии,
- игровые технологии.
1. Личностно-ориентированный подход - совершенствование индивидуальных способностей ребенка с учетом имеющегося у него опыта познания. В организации образовательного процесса используется технология индивидуализации и коллективного обучения (ребята учатся работать и самостоятельно, и вместе, в команде); метод гендерного воспитания при разучивании танцевальных движений.
2. Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение здоровья воспитанников:
- правильное распределение времени на всех этапах занятия с учетом уровня работоспособности воспитанников;
- соблюдение светового и теплового режима, проветривание помещения и соответствующих санитарно – гигиенических норм помещения для занятий;
- создание комфортного психологического микроклимата (мажорный тон занятия; доброжелательное отношение детей в группе, использование музыкального сопровождения;
- пропаганда здорового образа жизни через содержание учебного материала.
3. Игровые технологии - подбор игр, которые отвечают задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности воспитанников: подвижные, музыкально-ритмические, разминки, игры на воображение. Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение.
Важной особенностью цикла занятий «Ритмика» является создание функционального комфорта обучения, который выражается в следующем:
- уровень сложности изучаемого материала и степень нагрузки зависит от индивидуальных особенностей детей;
- для каждого ребенка определяется оптимальный уровень нагрузки, при котором может быть достигнут максимальный эффект, который выражается в заинтересованности ребенка материалом и решении коррекционных задач;
- поведение детей в большей мере регулируется эмоциями, чем рассуждениями. Усвоение новых знаний, умений и навыков вызывает у детей положительные эмоции и воспринимается ими с удовольствием;
- функциональный комфорт обучения во многом зависит от отношения педагога и детей. Спокойствие, терпимость, доброжелательность, участливое отношение к трудностям детей создают положительный настрой на занятиях. Дети тянутся к педагогу, хотят большего общения с ним. Отношение педагога к детям должно отвечать требованиям доброй справедливости: за каждое хорошее действие – похвала, а за каждый проступок – неодобрение, но в тоже время – участие. Ребенок должен чувствовать, что он не безразличен педагогу и уважаем им.
Условия реализации цикла занятий «Ритмика»:
- занятия проводятся круглогодично;
- занятия проводятся в актовом зале;
- материально-техническое обеспечение: музыкальный центр;
- для проведения занятий используются различные предметы: шары,мячи, ленты, платочки, по необходимости набор предметов пополняется.
Формы организации деятельности: по группам, индивидуально.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.
4. Планируемые (прогнозируемые) результаты.
Критерии оценки:
- умение самостоятельно отражать в движении основные средства музыкальной выразительности;
- способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;
- умение организовать игровое общение со сверстниками.
Диагностика.
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий. При определении уровня развития ребенка, за основу взяты следующие критерии:
Высокий уровень - творческая активность, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность.
Средний уровень - эмоциональная отзывчивость интерес к музыкальной деятельности, желание включиться в нее при некотором затруднении в выполнении задания ребенок нуждается в помощи педагога, дополнительном объяснении, показе, неоднократных повторах.
Низкий уровень: ребенок малоэмоционален, ровно, спокойно относится к музыкальной деятельности, не проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к самостоятельности.
В результате освоения цикла занятий «Ритмика» ребенок приобщается к миру искусства, музыки, танца, к русской культуре, приобретает навыки публичного выступления, навыки коллективизма, развивается физически, тренируется память, вырабатывается трудоспособность. Планируется расширить кругозор детей, раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка, что окажет благотворное влияние на дальнейшее развитие творческих способностей, будет способствовать осознанному выбору профессии, выбору любимого дела (хобби).
Сотрудничество детей в группе научит детей помогать друг другу, позволит выявить скрытые ресурсы развития личности ребенка и, как следствие, решит задачу социализации ребенка в обществе.
Предлагаемый репертуар:
«Калинка»
Хоровод «Яблонька»
«Настоящий друг»
«Тусовка зайцев»
«Кошки»
«Собачки»
«Летчики»
«Мишка Гумми»
«Я с тобой играю»
5. Тематический план
Дата | Название темы | Примечание |
Сентябрь |
Музыкальные игры на различие темпа в музыке – «быстро-медленно», «шагаем-бегаем». Музыкальные игры на запоминание своего места. Музыкальные игры на различие темпа в музыке – «быстро-медленно». | |
Октябрь | Музыкальные игры на различие темпа в музыке – «быстро-медленно», «шагаем-бегаем». Ходьба по одному и парами по кругу, сохраняя ровный круг и интервалы. Музыкальные игры на различие «по одному» - «парами». | |
Ноябрь | Музыкальные игры на ориентацию в пространстве: «круг», «дистанция», «свое место». Музыкальные игры на умение начинать и заканчивать движение вместе с началом и окончанием музыкального сопровождения. «Метроритм, неразрывная связь его с движением»: музыкальные игры «Ладушки», «Повтори ритм». | |
Декабрь | «Средства музыкальной выразительности и отражение их в движении»: музыкальные игры «грустно-весело», «плавно-отрывисто», «шагаем-бегаем», «большой-маленький», «громко-тихо». Музыкальные игры на тему «Восприятие музыкальных образов и передача их в движении» («мы – птички», «мы – зайки»…) Ходьба парами и по одному по кругу, останавливаясь в заданном месте. | |
Январь | Музыкальные игры на ориентацию в пространстве – «парами по кругу», «лицом в круг», в паре – «лицом друг к другу», «спиной друг к другу». Двухчастная форма музыкального произведения: марш и легкий бег - самостоятельно менять движение с изменение музыкального сопровождения. | |
Февраль | Двухчастная форма музыкального произведения: спокойный шаг и прыжки на месте - самостоятельно менять движение с изменение музыкального сопровождения. Музыкальные игры с предметами. Музыкальные игры на ориентацию в пространстве – «парами по кругу», «лицом в круг», «сузить круг», «расширить круг». | |
Март | Музыкальные игры на передачу ритма в хлопках и притопах. Двухчастная форма музыкального произведения: легкий бег и прыжки на месте - самостоятельно менять движение с изменение музыкального сопровождения, сохраняя ровный круг и интервалы между собой. Разучивание элементов и движений народно-сценического танца: «топотушки», «каблучок», «полочка». Составление танцевальных композиций. | |
Апрель | Музыкальные игры с использованием разученных элементов и движений. «Выработка навыков ориентации в пространстве»: - шеренга; - колонна по одному; - колонна по 2 человека; - колонна по 3 человека; - в шахматном порядке; - поворот вправо и влево на 90 градусов; - поворот вправо и влево на 180 градусов. Музыкально-ритмические танцевальные «игры-повторялки» | |
Май | Трехчастная форма музыкального произведения: марш, легкий бег и спокойный шаг - самостоятельно менять движение с изменение музыкального сопровождения, сохраняя ровный круг и интервалы между собой. Ходьба маршем по линии танца и против линии танца – менять направление быстро, сохраняя дистанцию. Прямой галоп. Разучивание танцевальных композиций. | |
Июнь | Трехчастная форма музыкального произведения: марш, легкий бег и спокойный шаг - самостоятельно менять движение с изменение музыкального сопровождения, сохраняя ровный круг и интервалы между собой. Музыкально-ритмические танцевальные «игры-повторялки» Разучивание танцевальных композиций. | |
Июль | Двухчастная форма музыкального произведения: спокойный шаг и прыжки на месте - самостоятельно менять движение с изменение музыкального сопровождения. Музыкальные игры с предметами. «Средства музыкальной выразительности и отражение их в движении»: музыкальные игры «грустно-весело», «плавно-отрывисто», «шагаем-бегаем», «большой-маленький», «громко-тихо». | |
Август | «Выработка навыков ориентации в пространстве»: - шеренга; - колонна по одному; - колонна по 2 человека; - колонна по 3 человека; - в шахматном порядке; - поворот вправо и влево на 90 градусов; - поворот вправо и влево на 180 градусов. Музыкально-ритмические танцевальные «игры-повторялки» Разучивание танцевальных композиций. | |
6. Литература
- Лифиц И.В. «Ритмика» : в 2 частях. Методическое пособие для учителей .—Министерство науки, высшей школы и технической политики. РФ, Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов. Под общей ред. Г.В.Челышевой – М., 1992 г.
- Луговская А. «Ритмические упражнения, игры и пляски» - М., «Советский композитор», 1991 г.
- Колодницкий Г.А. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей». Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов – М., Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 1997г.
- Михайлова М. А., Воронина Н. В. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» Ярославль «Академия Холдинг» 2000 г.
- Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «Са-фи-дансе» С-П. «Детство – пресс» 2001 г.
- Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста).-2-е издание исправленное. – Спб: ЛОИРО, 2000 г.
Поляков Александр Васильевич