12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Маломанова Елена Борисовна41
Россия, Пермский край, Пермь
3

Технологическая карта и план-конспект урока биологии в 5 классе по теме: «Водоросли - группа низших растений»

Технологическая карта и план-конспект урока биологии в 5 классе.

Тема урока: Водоросли – группа низших растений.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Педагогическая технология урока: «Сингапурская методика».

Цель (для учителя): продолжить формирование знаний о многообразии живых организмов

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Учащиеся должны знать:

- что водоросли представители низших растений

- что водоросли подразделяются на зеленые, бурые и красные

Учащиеся должны уметь:

-использовать биологические термины: хлорофилл, фотосинтез, водоросли, слоевище (таллом)

Метапредметные:

Познавательные УУД:

-формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений

-формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

-давать определения понятиям

-работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую

-находить информацию о водорослях и использовать ее для характеристики

Регулятивные УУД:

- формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

- формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Коммуникативные УУД:

- формирование умения слушать и слышать друг друга, делать выводы при изучении материала

- формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

- формирование умения оценивать действия партнёра

Личностные УУД:

-развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве

-формирование элементов коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и учащимися класса в процессе образовательной деятельности.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

-низшие растения

-водоросли

-слоевище (таллом)

-ризоиды

-зеленые водоросли

-бурые водоросли

-красные водоросли

Оборудование урока:

-учебник

-компьютерная презентация

-компьютер

-проектор

-раздаточный материал для работы в группе

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Методические приемы

Прогнозируемый результат

познавательные

регулятивные

коммуникативные

Этап мотивации, самоопределения к учебной деятельности.

Приветствует учащихся, выдает листы самооценки. Проводит опрос по готовности домашнего задания.

Приветствуют учителя, включаются в работу. Отвечают на вопросы учителя, выставляют себе предварительную оценку.

 

-саморегуляция

- самоконтроль

-оценка (осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения)

- сотрудничество с учителем

«тэйк оф – тач даун» (встать – сесть)

Учащиеся готовы к работе. Осознают качество и уровень усвоения ранее изученного материала.

- Здравствуйте! (рассажены по 4 человека) Перед вами на столах лежат листы самооценки

Лист самооценки

Фамилия, имя_______________________________________________________________________

Класс______________________________________________________________________________

Готовность домашнего задания

Работа с терминами

Работа с текстом и вопросами к нему

Составление предложений

Итоговая оценка

         

Запишите на них свои имя и фамилию, сегодня в течение урока мы неоднократно будем обращаться к этим листам. Сейчас я буду читать утверждения, если к вам утверждение относится – встаньте, если нет – продолжайте сидеть на месте:

1.Я справился с домашним заданием.

2.Домашнее задание было трудным.

3.При приготовлении домашнего задания мне помогали родители.

4.Я в хорошем настроении.

5.Я готов к уроку.

6.Я знаю, на какие царства делится живая природа.

7.Я знаю отличительные признаки царств живого.

8.Я знаю особенности жизнедеятельности бактерий, грибов и растений.

- В листах самооценки поставьте себе предварительную оценку, на сколько, по вашему мнению, вы знаете изученный материал. (выставляют оценки)

Этап актуализации знаний.

Раздает карточки с терминами, дает задание учащимся.

Принимают карточки, распределяются по группам в зависимости от принадлежности своего термина, объясняют свой выбор, при возникновении затруднения оказывают помощь партнерам по команде.

Логические:

- синтез как составление целого из частей

- подведение под понятие

- построение логической цепи рассуждений

- контроль

- коррекция

-оценка

- учебное сотрудничество со сверстниками

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий

«конэрс» (углы)

Учащиеся знают признаки и существенные особенности царств живой природы. Учащиеся распределены на рабочие группы.

- Ребята, возьмите по листочку, на котором написан какой-либо термин (карточки раздаются в произвольном порядке)(Приложение 2). В разных углах кабинета вы видите три листа, на которых написано «Бактерии», «Грибы», «Растения». Подойдите в тот угол, к которому относится ваш термин. (расходятся по углам) Объясните, почему вы выбрали именно этот угол.

- В листе самооценки оцените свою работу на данном этапе урока.

Этап выявления места и причины затруднения.

Подводит учащихся к формулировке проблемного вопроса через демонстрацию видеофрагмента.

Просматривают видеофрагмент, формулируют тему урока. Формулируют проблемный вопрос и задачи урока.

Общеучебные: -формулирование познавательной цели

Логические:

-анализ с целью выделения существенных признаков

-выбор оснований для сравнения

-целеполагание

-планирование

-сотрудничество с учителем

-развитие диалогической речи

Поисковая беседа.

Сформулирована тема и задачи урока. Учащиеся осознают, в чем состоит недостаточность их знаний.

- Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент. (просматривают)

- О чем это видео?

- Какой будет тема сегодняшнего урока? (выходят на «Водоросли»)

- Почему именно водоросли? (растут в воде)

- А все ли водные растения можно назвать водорослями? Почему? (обсуждают)

- Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке?

(Предполагаемые ответы учащихся: 1)Научиться отличать водоросли от других растений; 2)Выявить характерные черты водорослей; 3)Познакомиться с основными представителями водорослей; 4)Узнать, какие бывают водоросли и т.д.)

Этап реализации выхода из затруднения

Организует индивидуальную работу учащихся с таблицей «до и после», работу с текстом. Организует работу в группах с дополнительными вопросами.

Заполняют колонку «до прочтения» в таблице. Работают с текстом. Заполняют колонку «после». Работают в группах, отвечают на дополнительные вопросы.

Общеучебные:

-поиск и выделение информации

Логические:

-установление причинно-следственных связей

-построение логической цепи рассуждений

- прогнозирова- ние

- контроль

-коррекция

- оценка

- инициативное сотрудничество со сверстниками в поиске и сборе информации

-оценка умения партнера с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

«эй ар гайд» (до и после), «тэйк оф – тач даун» (встать – сесть), фронтальная беседа

Освоено новое знание. Учащиеся осознают приращение нового знания.

- Перед вами на столах лежат листочки с утверждениями .

До

Утверждения

После

 

Водоросли живут только в воде.

 
 

Водоросли – самые древние растения на Земле.

 
 

Водоросли относятся к царству Растения.

 
 

Водоросли – низшие растения.

 
 

Водоросли, как все растения, зеленые.

 
 

У водорослей есть тело.

 
 

У водорослей есть корни.

 
 

Все растения, живущие в воде – водоросли.

 

Внимательно прочитайте данные утверждения и поставьте знаки «+» или « -« в первой колонке напротив каждого утверждения, в зависимости от того, согласны вы с ним или нет. (заполняют колонку «до»)

- Внимательно прочитайте текст учебника. (читают)

- Заполните колонку «после». (заполняют)

- Изменилось ли что-то в вашей таблице? (сравнивают с эталоном на слайде) Узнали ли вы что-то новое для себя? (встают)

- А теперь в группе обсудите ответы на эти дополнительные вопросы. (открывает вопросы на слайде)

До

Утверждения

После

Дополнительный вопрос

 

Водоросли живут только в воде.

-

- Где ещё?

 

Водоросли – самые древние растения на Земле.

+

- Почему ученые так считают?

 

Водоросли относятся к царству Растения.

+

- Почему?

 

Водоросли – низшие растения.

+

- Почему?

 

Водоросли, как все растения, зеленые.

+-

- Какие ещё?

 

У водорослей есть тело.

+

- Как оно называется?

 

У водорослей есть корни.

-

- Почему у водорослей нет корней?

- Как же они прикрепляются?

 

Все растения, живущие в воде – водоросли.

-

- Какие ещё растения могут жить в воде?

После обсуждения группы по очереди дают ответы на поставленные вопросы.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Организует работу групп по составлению предложений на закрепление.

Организует самооценку.

Работают в группе, записывают любые слова по изученной теме на листах, по очереди составляют и проговаривают предложения из слов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали.

Общеучебные:

-моделирование

Действия решения проблем:

самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

-оценка

-взаимодействие со сверстниками

-управление поведением партнера, его умением с полнотой и точностью выражать свои мысли

-развитие монологической речи

«джот тотс» (запиши мысли)

«тик-тэк-тоу» (крестики – нолики)

Учащиеся умеют правильно и точно применять изученные понятия.

- На чистых листочках запишите по 4 слова, имеющих отношение к сегодняшней теме, проговаривая их вслух. Сложите листочки в центр стола.

- Составьте из любых 9 карточек из числа написанных поле 3x3.

- Используя три слова в любом ряду по вертикали, горизонтали или диагонали, составьте предложения по теме сегодняшнего урока. Предложения должен составить каждый член группы, проговариваем вслух для всей группы.

- Оцените свою работу на данном этапе в листе самооценки.

- Поставьте себе общую оценку за работу на уроке, сдайте лист самооценки.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Организует работу учащихся с заданием с пропущенными словами.

Работают в группе. Вставляют в текст по изученному материалу пропущенные слова.

Логические:

-синтез как составление целого из частей

-контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

-сотрудничество со сверстниками

Пропущенные слова.

Учащиеся умеют выполнять типовые задания по изученному материалу, имеют возможность выявить ошибки и исправить их.

- В тексте с пропущенными словами заполните пробелы, вписав недостающую информацию.

Вставьте в текст пропущенные слова:

Водоросли относят к ____________________________________, так как они не имеют органов. Тело водорослей называется ________________________ , а приспособления для прикрепления ко дну - ________________________.

Окраску водорослям придает___________________________, благодаря которому водоросли способны осуществлять процесс ________________________, характерный для растений. Хлорофилл в клетках водорослей находится в ____________________________ .

Некоторые водоросли кроме хлорофилла имеют другие ______________________ , они относятся к ________________ и __________________________ .

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, оценить меру своего личного продвижения к цели.

Подводит итоги урока.

Оценивают собственную работу на уроке. Обдумывают и озвучивают мнение о собственной работе, деятельности партнеров по группе, делают вывод по итогам урока.

 

-соотнесение целей и результатов своей учебной деятельности

-самооценка

-оценка действий партнера

«я - мы - дело»

Учащиеся адекватно оценивают собственные знания, умения, навыки. Осмыслены затруднения. Учащиеся осознают собственный вклад и вклад партнеров по команде в общее дело. Подведены итоги урока.

- Ответьте на вопросы, оцените свой вклад в достижение поставленных целей и вклад своих товарищей:

«Я»

- С каким настроением работал?

- Доволен ли собой?


 

«Мы»

- Насколько мне комфортно работалось в группе?

- Были ли  у нас затруднения  при работе в группе?


 

«Дело»

- Достигли ли мы поставленных задач?

- Для чего нам материал, изученный сегодня?

- Закончите тему урока:

Водоросли - _____________________________

Домашнее задание

Задает д/з.

Записывают д/з в дневник.

 

-волевая саморегуляция

     

Д/з: §13, заполнить таблицу «Значение водорослей», вклеить её в тетрадь.

 

Приложение 2.

палочки плесень тонкие нити фотосинтез безъядерные деление пополам жгутики низшие высшие органы плодовое тело хлорофилл грибница чума споры споры хлоропласты солнеч. свет разрушители шляпка обмен корень, стебель, лист

Опубликовано


Комментарии (3)

Пахомова Татьяна Петровна, 23.01.17 в 20:38 0Ответить Пожаловаться
Елена Борисовна!Интересная разработка! С удовольствием использую в своей работе.
Пахомова Татьяна Петровна, 23.01.17 в 20:38 0Ответить Пожаловаться
Елена Борисовна!Интересная разработка! С удовольствием использую в своей работе.
Екатерина Николаевна, 22.03.17 в 12:33 0Ответить Пожаловаться
Уважаемая Елена Борисовна, большое спасибо Вам за урок!

Отредактировано 22-03-2017 12:40

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.