Технологическая карта индивидуальной образовательной деятельности «Автоматизации звука "ш" в словах»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 12
город Алексин
Технологическая карта индивидуальной образовательной деятельности
по формированию произношения для ребенка 5 лет с ОНР III-го уровня
на тему: «Автоматизации звука (ш) в словах»
Подготовила: учитель – логопед
Богатикова Л.Ю.
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности
Ф.И.О. логопеда |
Богатикова Лидия Юрьевна |
Место работы |
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12» |
Возраст детей: |
Ребёнок 5 лет |
Тема: |
Автоматизации звука [ш] в словах |
Используемая образовательная программа |
Рабочая программа коррекционно – развивающей работы для детей с нарушением речи учителя – логопеда для логопедического пункта. |
Цель: |
закрепление правильного произношения звука [ш] в словах. |
Задачи: |
I.Коррекционно-образовательные: -Закреплять правильное произношение звука [ш] в словах. -Учить определять наличие звука [ш] в слове. -Совершенствовать грамматический строй речи ребёнка (закрепление навыка образования сущ. с ум.-ласк. суф.). II.Коррекционно-развивающие: 1.Развивать фонематический слух и восприятие: определение наличия или отсутствия звука [ш] в словах. 2.Развивать артикуляционную моторику с помощью биоэнергопластики. 3.Развать мелкую моторику (Су-джок). 4.Развивать память, внимание. III.Коррекционно-воспитательные: 1.Воспитывать интерес к занятиям. 2.Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества. |
Интеграция образовательных областей: |
Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие. |
Дидактическое обеспечение занятия: |
Прчатки для биоэнергопластики, мяч Су-джок, шаблон пальчиковая дорожка, для развития мелкой моторики, картинка «Лесная поляна», колобки со звуком (ш), игрушки - дикие животные (лиса, заяц, медведь), мяч, ноутбук, интерактивная игра «Что с чем?», озеро, дощечки для моста с картинками со звуком (ш), ромашки – эмоции. |
Предварительная работа: |
Работа над артикуляцией, постановка звука [ш], развитие фонематического слуха. |
Структура занятия: |
I часть. Вводная –1минуты. Орг. Момент. II часть. Основная – 10 минут. Задания, дидактические игры, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, ИКТ. III часть. Заключительная – 1 минуты. Подведение итогов непосредственно образовательной деятельности. |
Ход непосредственно образовательной деятельности: Iчасть. Вводная. Организационный момент: -Здравствуй, Арина. Сегодня на занятие мы продолжим учиться правильно, произносить звук ш в словах. Давай вспомним, как правильно произносится звук ш (характеристика звука по акустическим и артикуляционным признакам): губки округлены, зубки сближены, язычок в виде чашечки поднят вверх. Теплый воздух выходит посередине языка вперед (показ артикуляции с ладошкой). IIчасть. Основная. 1. Сообщение темы: - Арина, сегодня мы с тобой отправимся в волшебный лес, повстречаемся с его обитателями и выполним много интересных заданий. Согласна? И для начала мы разомнем наш язычок (выполнение артик. гимнастики с биоэнергопластикой). 2. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой Жил – был язычок, он был очень непослушный, каждый день он ходил гулять, качался на качелях, мимо него проскакала лошадка, покачался язычок на качелях и пошёл домой, взял чашечку и малиновое варенье и стал пить чай. 3. Массаж рук мячом Су-джок -Арина, а чтобы попасть в волшебный лес нужно пройти пальчиками по волшебной дорожке к лесу, а для этого мы подготовим наши пальчики. Я мячом круги катаю, Взад-вперёд его гоняю, Я поглажу им ладошку, Будто я сметаю крошки, Я сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальчиком прижму И другой рукой начну, А сейчас последний трюк – Мяч гоняю между рук. 4. Автаматизация звука (ш) в прямых и обратных слогах с использованием «пальчиковой дорожки». Вот теперь мы готовы идти в лес. Шагай пальчиками по дорожке и проговаривай слоги со звуком ш: ша- ша шо-шо шу-шу ши-ши аш – аш ош – ош уш – уш иш – иш 5. Автоматизация звука (ш) в словах. Игра «Лиса и колобки». - Посмотри, а кто сидит на полянке? (Лиса). - А кто рядом с лисой? - (Колобки). - Эти колобки особенные, потому что в них спрятаны картинки. Лиса нашла колобков и хочет их съесть. Для того чтобы этого не произошло, надо правильно назвать каждую картинку со звуком ш. Поможем колобкам? Возьми колобка, переверни и назови картинку, четко проговаривай звук ш. Шайба Шары Шапка Шина Шуба Шампунь Молодец, колобки спасены, лисичка махнула хвостом и убежала в лес. 6. Игра с мячом «Назови ласково». Образование существительных с ум.-ласк. суф. - На полянке сидит зайчик - попрыгайчик, он очень любит играть в мяч и ему нравится, когда все слова вокруг произносятся ласково. Давай поиграем в игру «Назови ласково»: В мячик дружно мы играем, Слова ласково мы называем: Лошадь – лошадка Машина – машинка Вишня – вишенка Кошка – кошечка Уши - ушки Петух - петушок Молодец, зайчику очень понравилось играть с тобой. 7. Компьютерная интерактивная игра «Подбери предмет». - А это медведь, он просит тебя помочь. Он не может разобраться, какие предметы подходят друг к другу. Поможем Мишке? Что подходит шапке? Шарф. Шайбе – клюшка Чашке – ложка Машине – шина Молодец, ты помогла мишке, и он говорит тебе «спасибо». 8. Гимнастика для глаз Мы позанимались за компьютером, наши глазки устали, давай отдохнём: Посмотрим глазками вверх-вниз, вправо- влево, зажмурим крепко, поморгаем быстро. 9. Развитие фонематического слуха. Игра «Построй мост» - Арина мы подошли к озеру. Оно широкое и глубокое. Чтобы перебраться на другой берег, надо построить мост. - Посмотри по сторонам, может быть, ты найдешь какой- нибудь материал для постройки моста. (Дощечки с нарисованными картинками). - Чтобы мост получился прочный, нужно выбрать дощечки только с теми картинками, в которых есть звук (ш). Бери дощечку, называй картинку и определяй, есть ли в слове звук (ш). Если есть, то выкладывай дощечку для мостика. - Молодец, посмотри какой прочный мост у нас получился. Давай ещё раз назовем все картинки. Теперь мы можем пройти по мосту. Вот мы и пришли обратно в детский сад. III часть. Заключительная. Подведение итогов. -Арина, ты сегодня очень хорошо поработала, справилась со всеми заданиями. Расскажи, какой звук мы учились правильно произносить? Какое задание тебе понравилось больше всего? -Я предлагаю тебе выбрать ромашку с тем настроением, которое у тебя сейчас после нашего занятия. До новых встреч! |
Богатикова Лидия Юрьевна