Технологическая карта урока музыки в 5 классе «Преобразующая сила музыки»

5
0
Материал опубликован 21 May 2017

Предмет: музыка

Класс: 5

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Вид урока: урок-беседа; сочетание разных видов деятельности

Технологическая карта изучения темы

Тема четверти

Преобразующая сила музыки

Тема урока

«Я хочу услышать музыку…»

Цель урока

Формирование потребности в общении с музыкой через художественно-творческую деятельность.

Задачи урока

Образовательная - познакомить с шедеврами музыкального наследия на примере оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»; научить навыкам аранжировки народных песен.

Воспитательная - воспитывать музыкальный вкус, исполнительскую культуру, культуру слушания. Формировать чувство личной ответственности за результат совместной работы; воспитывать чувства духовного сопереживания и доброты.

Развивающая - развивать умения, навыки, способы музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, вокальная и инструментальная импровизация)

Планируемый результат

Предметные: понимать термин «аранжировать», «опера»,  «ария», уметь применять музыкальную терминологию в характеристике музыкального произведения.

Личностные: формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся

Метапредметные:

- Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в качестве исполнителей и слушателей; ставить и выполнять цель; формулировать и удерживать учебную задачу

- Коммуникативные УУД: проявлять активность во взаимодействии петь хором, вести диалог, слушать собеседника, высказывать свою точку зрения

- Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся

Основные понятия

Аранжировка, опера, ария

Межпредметные связи

Музыка, литература, живопись

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

 

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: включение уч-ся в деятельность, настрой на позитивный лад.

Музыкальное приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Распевание.

Исполнение музыкального приветствия и звукоряда.

Пение звукоряда с помощью разных приемов исполнения (легато, стаккато, нон легато)

Научатся исполнять звукоряд разными приемами

Познавательные УУД:

Умеют сравнивать, анализировать

Коммуникативные УУД: Проявляют активность во взаимодействии петь хором

Регулятивные УУД:

Выполняют учебные действия в качестве исполнителей и слушателей

II. Формулирование темы урока, постановка цели

(3 мин)

Цели: выход на проблему, через определение темы урока

- Вспомните, что вас обрадовало, когда вы шли сегодня в школу?

- Я тоже хочу рассказать о своих утренних впечатлениях (играю отрывок «Камаринской»)

- Что вы услышали?

- Чтение отрывка из стихотворения:

Послушай: музыка вокруг. Она во всем – в самой природе, и для бесчисленных мелодий она сама рождает звук.

- о чем мы будем говорить на уроке, сформулируйте тему урока.

Тема урока «Я хочу услышать музыку…»

- все ли люди слышат музыку?

- что надо делать, чтобы научиться слышать музыку?

Вспоминают радостные моменты.

Слушают, пытаются определить настроение музыки

Ответы детей после прослушивания.

Слушают отрывок из стихотворения и пробуют определить тему урока.

Предлагают свои варианты ответа.

Вспомнить, уметь соотнести и выделить радостные моменты из своих утренних впечатлений.

Слушать и определять настроение музыки.

Услышать и выделить главную мысль стихотворения.

Научатся слушать музыкальные и литературные произведения, анализировать услышанное, используя музыкальные термины.

Познавательные УУД: Сопоставляют, выделяют главное, находят ответ на вопрос учителя, делают выводы.

Коммуникативные УУД: Делятся со сверстниками и учителем своим мнением, умеют слушать и воспринимать мнение других. Совместный поиск ответа на заданные учителем вопросы,

участие и взаимодействие в процессе этого поиска.

Регулятивные УУД:

Оценивают предлагаемые для анализа произведения искусства.

III. Изучение нового

(15 мин)

Цели: познакомить с арией Снегурочки из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»; вспомнить музыкальные термины опера, ария.

Звучит 1 куплет песни «Сказки гуляют по свету»

- что почувствовали, вспомнили, слушая фрагмент этой песни?

Учитель рассказывает начало сказки «Снегурочка»

Рассказ о творчестве композитора Н.А. Римского-Корсакова.

Знакомство с главными героями оперы «Снегурочка»

-что такое опера, ария?

Звучит ария «Снегурочки»

- о чем мечтает Снегурочка?

Работа с текстом арии.

- что заложено в русских народных песнях?

- нужно ли в наше время умение чувствовать, сострадать?

Второе слушание арии.

Отрывок из мультфильма

«Снегурочка»

Слушают отрывок из песни

Ответы учащихся: сказки, как нам в детстве читали бабушки.

ученики заканчивают сюжет сказки.

Просмотр декораций и костюмов к опере «Снегурочка» художника Васнецова.

Слушание арии Снегурочки.

Ответы после прослушивания арии: с подружками гулять, песни слушать и петь научиться.

Главная мысль - Без песен жизнь не в радость ей!

Отвечая на вопросы учителя, рассуждают и размышляют о том:

1.почему Снегурочка, слушая песни, их не слышит?

(она дочь Весны и Мороза! Она холодная внутри!)

2.зачем надо уметь чувствовать, переживать и сострадать в наше время?

(чтобы мир стал добрее и только от нас зависит, какие вокруг люди)

Внимательно слушать песню

Запомнить главные моменты биографии композитора.

Дать определение музыкальным терминам.

Культура слушателя.

Послушать арию и ответить на вопрос.

Прочитать текст арии и найти главную мысль.

Научатся слушать арию, следить за текстом, находить доказательства по заданному вопросу.

Познавательные УУД: Анализируют настроение, характер, выявляют. Выделяют существенную информацию из особенностей музыки, выдвигают свои гипотезы и обосновывают их.

Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.

Коммуникативные УУД: Слушают собеседника,

высказывают свое мнение, взаимодействуют путем взаимопонимания.

Регулятивные УУД:

Выполняют учебные действия в качестве исполнителей и слушателей

IV. Закрепление нового

(15 мин)

Цель: закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала.

Составление вопросов для закрепления нового материала:

- с каким музыкальным произведением мы сегодня познакомились;

- что вы можете рассказать о композиторе Н.А. Римском-Корсакове

- дать определение слову опера, ария.

Повторение музыкальных слов опера, ария.

Составление мини рассказа о композиторе Н.А. Римском – Корсакове.

Составить и дать определение опера, ария

Научатся объяснять слова: опера, ария, составлять рассказ о творчестве композитора

(Познавательные УУД).

(Коммуникативные УУД).

V. Повторение пройденного

(5 минут)

Цель: повторить русскую народную песню «Во кузнице», используя разные средства выразительности.

Русская народная песня «Во кузнице»

Показ русской народной песни «Во кузнице» с ритмическими движениями.

- что можно изменить в этой песне

- что такое лад, темп, тембр. динамика

Исполнение русской народной песни «Во кузнице»

 

Поем вспоминаем с действием.

Поем по ролям (мальчики, девочки)

Научатся петь выразительно с движениями

Коммуникативные УУД:

Проявлять активность во взаимодействии петь хором

Регулятивные УУД:

Выполнять учебные действия в качестве исполнителя, выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам.

VI. Творческая работа

(12 мин)

Цель: научить аранжировывать песню с помощью музыкальных инструментов, применяя различные средства музыкальной выразительности

Знакомство с русскими народными инструментами. Показ разных способов игры на них.

Работа по группам.

Каждая группа придумывает ритмический аккомпанемент к своему куплету песни.

Исполнение песни с музыкальными инструментами.

Сочинение аккомпанемента к русской народной песне «Во кузнице»

Научатся использовать различные способы игры на музыкальных инструментах

Коммуникативные УУД Совместный поиск ответа на заданные вопросы,

участие и взаимодействие в процессе этого поиска

Регулятивные УУД:

Договариваться, находить общее решение при работе в группе.

Личностные УУД:

Уважительное отношение к иному мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(5-7 мин)

Цели: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.

-удалось вам услышать музыку, которая звучала сегодня

-что вы сделали для этого?

- кто услышал сегодня музыку, возьмите смайлик с улыбкой.

- кому надо еще учиться слушать - возьмите другой смайлик.

Покажите свой ответ.

Вы были сегодня такими замечательными, творческими, отзывчивыми и я хочу вам подарить песню-напутствие.

Песня «ДОРОГА ДОБРА»

(текст на экране)

Доброго пути!

Ответы детей:

- внимательно слушали

- пели выразительно

-представляли себя в роли композитора, т. е постоянно взаимодействовали с музыкой!

Исполнение песни

Выбрать смайлик, исходя из своих личных ощущений.

Исполнить песню вместе с учителем.

Уметь исполнять выразительно песню, соблюдая чувство ансамбля.

Оценивали собственную деятельность на уроке, во время различных этапов урока.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.