12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Забелина Маргарита Владимировна31832
Россия, Забайкальский край, п. Карымское
Материал размещён в группе «Учителя физики»
15

Технологическая карта урока «Электрический ток. Источники тока»



 Пояснительная записка к уроку.

Впервые ученики 8 класса начинают изучать тему  «Электрические явления» и сталкиваются с таким понятием как «электрический ток». На вводном уроке я предлагаю ученикам поделиться со всеми своими «маленькими открытиями», наблюдениями и вопросами. Электричество хорошо им знакомо из жизни, они привыкли к электрической энергии, пользуются ей, даже могут починить простейшие электроприборы. Личный опыт и наблюдения позволяют им  свободно ориентироваться в некоторых вопросах темы.  Многие ученики считают, что этих теоретических и практических знаний им достаточно. Забывая о технике безопасности, не зная основ, они методом проб и ошибок пытаются решать проблемы связанные с электрическим током. Это не допустимо! Необходимо доказать ученикам, что все не так просто и легко. Им следует еще очень многому научиться, многое узнать и понять. Таким образом, вводный урок мотивирует обучающихся к сознательному, активному восприятию материала.

Технологическая карта вводного урока в 8 классе по теме «Электрический ток. Источники тока». 

Тема

«Электрический ток. Источники тока».

Класс

8 класс

Тип урока:

Урок открытия новых знаний.

Цель

Обеспечение усвоения обучающимися понятия электрический ток.

Задачи

Образовательные:

1.работая над созданием рисунка, обсуждая информацию в группах и в классе добиться осознанного усвоения учащимися понятия «электрический ток»;

2.используя демонстрационный эксперимент и личный опыт учащихся выяснить, какие источники тока бывают, как действуют.

Развивающие:

1.продолжить развитие познавательного интереса обучающихся к предмету;

2.высказывая свое мнение и обсуждая данную задачу развивать у обучающихся умение говорить, анализировать, делать выводы;

3.развивать умения выделять главное и критически оценивать содержание информации.

Воспитательные:

1.в ходе работы с материалами урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира;

2.способствовать воспитанию у обучающихся таких качеств как самостоятельность, терпение, взаимоуважение;

3.работая в группах при обсуждении проблемы воспитывать коммуникативную культуру школьников.

Планируемый результат

Планируемый результат. Метапредметные результаты.                 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений об  электрических явлениях;

2.умение работать с источниками информации, включая эксперимент;

3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Предметные результаты.

1.правильное  понимание, что такое электрический ток, источники тока.

2.применение новых знаний в новой ситуации.


УУД

Личностные. Формируются ответственное отношение к учению; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Познавательные. Умение находить в тексте требуемую информацию; ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.

Регулятивные. Умение ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.

Коммуникативные. Формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Основные понятия темы

Электрический ток, электроны, ионы, фотоэлемент, термоэлемент, гальванический элемент, источники тока.

 

Организация пространства

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Основные технологии

Основные методы

Формы работы

Ресурсы Оборудование

1. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

2.Самостоятельная работа с учебником.

3. Работа по составлению рисунка, синквейна.

4. Наблюдение за демонстрациями учителя.

Технология: педагогических Мастерских и технология развития критического мышления.

1.словесные;

2.наглядные;

3.практические.

Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава, групповая.

Электрофорная машина, термопара, фотоэлемент, лампочка на подставке, ключ, гальванический элемент, текст «правила написания синквэйна». Мультимедийный проектор, презентация, учебник.

 

 

Структура и ход урока.

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

УУД

Время

Мотивационно – ориентировочный компонент

1.

Организационный этап

Психологическая подготовка к общению

Обеспечивает благоприятный настрой.

Настраиваются на работу.

Личностные

1 мин.

2.

Этап мотивации. Создание положительного эмоционального настроения учеников.

Мотивация к дальнейшей работе.

Задача  «Линия 

риска».    

Решают задачу. 

 Формулируют тему урока, предполагают, что им предстоит изучить, выдвигают задачи урока.

Личностные, познавательные, регулятивные

5 мин.

Операционно – исполнительный компонент

3.

Изучение нового материала. Поддержание делового настроя учащихся.

Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному изучению материала. Наблюдение за процессом обмена информацией.

Предлагает организовать деятельность согласно этапам технологии.

Выполняют предложенные учителем задания. Работают индивидуально, в парах, в группах.

Личностные, познавательные, регулятивные

30мин.

Рефлексивно – оценочный компонент

4.

Подведение итогов, рефлексия. Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

Предлагает составить синквейн.

«Магический круг».

Составляют и читают.

Личностные, познавательные, регулятивные

8 мин.

6.

Подача домашнего задания.

Закрепление изученного материала.

Запись на доске.

Прочитать п.№31

Рассмотреть устройство гальванического элемента. Изготовить наглядное пособие.

Записывают в дневник.

Личностные

1 мин.

 

Содержание урока.

Я предлагаю сегодня начать урок с решения одной непростой задачи. Называется она «Линия риска».        Задача  «Линия риска».   

Вы  должны  оценить   конкретную ситуацию и определить «Риск высокий»  или «Риск отсутствует».

        Широкое использование электроэнергии облегчает труд, но при неумелом обращении представляет большую опасность. Докажите, что вы  знаете правила безопасного обращения с электрической энергией.

1.      Вася знает порядок включения электроприборов в сеть – шнур он сначала подключает к прибору, а затем к сети.

2.      Лампа светила очень ярко. Таня взяла лист цветной бумаги и приложила к плафону лампы. Свет стал мягким, удобно было выполнять уроки.

3.      – Вова, посмотри, пожалуйста,  нагревается ли электрочайник? – попросила бабушка. Вова открыл крышку и сунул палец в воду.

4.      Валя мыла посуду и вспомнила, что уже начинается её любимая передача. Бегом побежала она вставлять вилку в штепсельную розетку мокрыми руками.

5.      Женя запаивал кастрюлю, а его сестра гладила простыни. Они ставили свои электроприборы на специальные несгораемые подставки.

6.      – Алла, подтекает холодильник. Протри, пожалуйста, воду около лампочки, а то она перегорит, - попросила мама дочку. Алла взяла тряпку и стала вытирать капли воды на лампе, возле лампы и переключателя холода.

Знакомые вам ситуации? Может быть, и вы сталкивались когда-то с таким? Обсуждение.

Теперь, я думаю, вы с легкостью, сможете назвать тему урока.

Итак, тема нашего урока «Электрический ток».(Слайд№1) Как вы думаете, что нам надо узнать, понять, научится выполнять?

Ученики. Высказывают свои предположения.

Учитель.  Я с вами согласна. Цель урока - выяснить, что такое электрический ток, какие источники тока существуют, как устроены и как действуют. А самое главное  вам предстоит научиться высказывать свое мнение, делиться информацией, работать в команде.

Дальнейшие действия согласно технологическим этапам. (Таблица№1)

Технологические этапы

Действия учителя

Действия учащихся

1. "Индукция" - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.

- Нарисуйте слово «электрический ток»; - Запишите ассоциации, которые возникают у вас во время работы над рисунком

- Рисуют в тетрадях познавательный объект.
- Составляют ассоциации

2. "Самоконструкция" - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

Запишите все, что вы знаете об электрическом токе.

Записывают все, что знают о познавательном объекте

3. "Социоконструкция" - работа учащихся в группах по построению этих элементов.

- Организует работу в парах: "Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием".

- Работают в парах по заданию учителя.

4."Социализация" - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция )

- Организует работу в группах: "Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами".
 

- Работают в группах с ранее рассмотренными в парах познавательными объектами.
 

5. "Афиширование" - вывешивание "произведений - работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с ними

- Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов.
- Дает необходимы пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

- Представляют результаты работы групп.
- Задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий

6. "Разрыв" - внутреннее осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому

- Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях.
- Организует работу учащихся с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия.

- Показывает демонстрационный эксперимент

- Осознают возникшие познавательные противоречия.
- Работают с источниками информации, выполняют ФЭЗ.
- Закрепляют и применяют полученные знания

Учитель в процессе выступления обучающихся, выделяет все слова, связанные со световыми явлениями и записывает их на доске. Например: лампочка, электрон, электростанция, провода, опасен, проводник и другие. Что напишут и скажут ваши ученики, вы не знаете, можете только предположить. Вам придется приложить все свои умения и знания, чтобы урок достиг цели. Это сложно, но сами дети работают активно и с большим интересом. Очень часто перечень вопросов и утверждений выходит за рамки школьной программы, вызывая у детей любопытство и желание разобраться. Для меня – это главный показатель успешной работы на данном уроке.

Примеры рисунков.

Учитель. Я выделила несколько ваших утверждений и хотела бы проверить их и обсудить. Может быть, вы в чем - то ошибаетесь?

Чтобы разрешить возникшие противоречия предлагаю поработать вместе.

1. Что такое электрический ток?

Вы связываете понятие «электрический ток» с движением заряженных частиц. (Слайд№2)

Вы правы. Электрический ток – это упорядоченное движение заряженных частиц (электронов или ионов).

 Физкультминутка.

Раз, два – встать пора,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

2. Как можно получить электрический ток в металлическом проводнике? (Слайд№3-5)

Для создания электрического тока необходим источник.Какие источники тока вы знаете?

Существуют различные источники электрического тока. Посмотрим некоторые из них.

Учитель показывает демонстрационный эксперимент.  

ДЭ №1 Солнечная батарея.

ДЭ№2 Термопара.

ДЭ№3 Электрофорная машина.

ДЭ№4 Гальванический элемент, ключ, лампа, провода.

После обсуждения экспериментов делают выводы.

3. Кроме источника тока в цепь необходимо включить провода, ключ, потребители тока.

Д.Э. №5 Электрическая цепь, состоящая из лампочки, ключа, источника. 

4.  Как работает простейший источник тока – гальванический элемент?

Работают с учебником (параграф №31), моделью и рисунком. Рассматривают основные детали батарейки. Обсуждают.

Учитель. Наш урок подошел к концу. Запишите домашнее задание.

Учитель. Выразите  отношение к теме нашего урока.(Слайд№6)

Ученики составляют синквэйн. Читают перед классом. 

Учитель. Как вы работали на уроке? Как вы себя оцениваете? Выберите предложение.(Слайд№7)

1.Урок полезен, все понятно. 

2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.Еще придется потрудиться. 

4.Да, трудно все-таки учиться! 

  Приложение.

 Правила написания синквэйна.

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка - это написание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

 Образцы  выполненной  домашней работы. Устройство гальванического элемента.

Примеры синквейнов.

Ток

Опасный, полезный.

Нагревает, убивает, помогает.

Энергию дает и больно бьет.

Электричество.

Ток

Электрический, магический.

Бежит, творит и создает.

Нам очень многое дает!

 Материя.

Литература.

1. Перышкин, А. В. Физика. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А. В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2016.

 /data/files/q1490163043.pptx (презентация)


Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.