12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Туголукова Елена Николаевна4134
Победитель конкурса "Учитель года - 2005" (г. Братск) Председатель экспертной комиссии "Тотального диктанта" в городе Братске
Россия, Иркутская обл., Братск
8

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по рассказу А.П. Платонова «Никита» («Счастливая пора - детство!»)

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Туголукова Елена Николаевна

Класс:

Предмет: литература

Тема урока: «Счастливая пора – детство!» (по рассказу А.П.Платонова «Никита»)

Место урока в изучаемой теме: первый урок по теме

Цель урока: 05.04.16 на уроке литературы сформулированы учащимися 5А класс особенности художественного мира писателя (олицетворение окружающего мира, причудливое соединение реальности и фантастики).


 

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1.Организа

ционный (приветствие)

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку

 

Здравствуйте, мои дорогие ребята! Сегодня чудесный день! Я рада приветствовать вас на уроке!

 

Приветствие учителя, настрой на работу

 

2.Постановка цели урока

Введение в урок, целеполагание

Организация диалога с обучающимися, формирование некоторых задач урока

Я хотела написать на доске тему урока, но не успела! Помогите мне ее восстановить!

кдеоаит

нотсимь

нпзтвоп

Как думаете, почему я написала его цветным мелом на доске?

Подберите, пожалуйста, прилагательные, чтобы описать ваше детство, ведь вы ещё не перешагнули его порог во взрослую жизнь.

Я очень рада, что ваше детство именно такое! А бывает детство другим?

В каком произведении мы столкнулись с таким примером детства?

А каково детство нашего героя Никиты предстоит разобраться сегодня нам на уроке!

Предлагаю и нам отправиться в путешествие по страницам книги с задорным, бодрым, весёлым настроением! Улыбнитесь друг другу! И в добрый путь!

Конструирование предложения.

«Счастливая пора - …!»

Необходимо найти зашифрованное слово среди хаотично написанных букв

(ДЕТСТВО)

Детство, как правило,- самая счастливая пора в жизни человека. Пора добра, веселья, сказок, чудес. Всего того, чего так не хватает во взрослой жизни!

Счастливое, радостное, праздничное, радужное, приятное, весёлое и т.д.

К сожалению, да! Оно бывает мрачным, безрадостным, скучным

«В дурном обществе» В.Г.Короленко (Вася, Валек и Маруся)

Внимательное слушание учителя, осознанное построение речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание

Принятие и сохранение учебной цели и задачи.

3.По следам домашних заданий

Создание ситуации успеха

«Опросик» (фронтальная работа с классом)

Что на обед оставила мать Никите?

Кто, по мнению Никиты, живёт в большой бочке?

Сколько лет Никите?

Что, по мнению Никиты, взял со стола у матери житель большой бочки?

Где, по мнению Никиты, стал жить его добрый дедушка после смерти?

Кем, по мнению Никиты, стала его бабушка после смерти?

Куда на работу уходила мать?

На что был похож пень в огороде?

Кто, по мнению Никиты, жил под сараем?

Что выпрямлял отец молотком?

Кто сегодня молодец? Кто доволен своей работой? Нарисуйте радостный смайлик на полях!

Обучающиеся в тетрадях отвечают на вопросы учителя письменно, затем обмениваются ими и осуществляют взаимопроверку по заданным параметрам.

хлеб с молоком

маленький человечек

5 лет

Ножницы

на солнце

старой баней

в поле

на доброе человеческое лицо

змеи

гвозди

Осознанное построение письменных речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание

Исследование условий учебной задачи, осуществление взаимоконтроля

«5» - 9-10 правильных ответов

«4» - 7-8 правильных ответов

«3» - 5-6 правильных ответов

«2» - 1-4 правильных ответа

4. Интрига

Создание проблемной ситуации

Организация диалога обучающимися с помощью беседы, основанной на жизненном опыте ребят

Часто ли приходится дома оставаться одним?

Какие при этом чувства испытываете?

А когда были младше?

Какие страхи вас мучили, если оставались дома одни?

Попробуйте свои страхи изобразить на обратной стороне листа! Что получилось? Сейчас, наверное, уже даже смешно об этом вспоминать!

К сожалению, малыша Никиту тоже преследуют страхи, когда он остается один! Но страхи его причудливо сочетаются с необыкновенной добротой мальчика. Посмотрим, как это происходит!

Организация самостоятельной работы обучающихся с текстом с помощью заполнения таблицы с последующей фронтальной проверкой

Решение учебной задачи обучающимися с помощью беседы, основанной на их жизненном опыте.

Решение учебной задачи обучающимися с заполнения таблицы цитатами из текста

Фантастика

Реальность

   
   
   
   
   

Осознанное построение устных речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание

Осознанное построение письменных речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание

Самооценка

5.Движение темы

Анализ текста

Организация диалога с обучающимися с помощью эвристической беседы

Вы верите в сказки и чудеса? А с вами они когда-нибудь происходили?

Почему мальчик одушевляет весь окружающий его мир?

Какие страхи одолевают душу мальчика, нашего героя? Почему мир, его окружающий, населён не только добрыми существами, но и злыми?

Чего в душе Никиты всё-таки больше: добра или зла? Объясните свою точку зрения.

С вашей точки зрения, Никита – фантазёр? Как думаете, это хорошо или плохо? Объясните свою точку зрения.

Как могла бы сложиться дальнейшая жизнь Никиты?

Решение учебной задачи известным способом (анализ предложенного материала)

Осознанное построение устных речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание

Самооценка

6.Рефлексия

Создание проблемной ситуации

Постановка проблемного вопроса

Почему же сегодняшний урок был назван именно так?

Как ещё вы могли бы его назвать?

Какие чувства остались от урока?

Как понимаете последние строки произведения: «Отец верил, что сын родился у него добрый и останется таким на весь свой долгий век»? Объясните письменно свою точку зрения.

Чем интересен вам мир писателя?

Высказывание гипотез, аргументация своей точки зрения.

Осознанное построение речевых высказываний, восприятие ответов других обучающихся, их оценивание

Самооценка

7. Запись и объяснение Д/З:

подобрать стихотворение на тему «Счастливая пора – детство», выучить наизусть так, чтобы его можно было представить на конкурсе чтецов.

Опубликовано


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.