12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Баторова Виктория Сандаковна214
Россия, Бурятия респ., село Сосново-Озерское

Информационная карта

ФИО

Баторова Виктория Сандаковна

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Русская литература

Название материала

Технологическая карта открытого урока по литературе 6 класса «Чтобы жить и светиться, надо много трудиться» (А.П.Платонов. «Неизвестный цветок»)

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС.

В основу данного урока положены коммуникативные универсальные учебные действия, наилучшим образом способствующие реализации одной из главных задач обучения: работе с различными видами информации. Для этого использованы следующие умения: умения произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение, проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

На уроке широко используются проблемные методы обучения (частично-поисковый, исследовательский), приемы активизации познавательной деятельности детей, диалоговые технологии. Организована поисковая, исследовательская деятельность учащихся.

Познавательные универсальные учебные действия формировались на всех стадиях урока:

1. Стадия вызова - создание проблемной ситуации, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы, последующая рефлексия выбранных способов.

2. Стадия осмысления. Здесь формируются целый блок познавательных УУД. Это:

общеучебные умения: структурирование и моделирование знаний, извлечение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;

логические: анализ текста, выбор оснований, логические связи и доказательство.

3. Стадия рефлексии – прием «Синквейн»

общеучебные: умение строить речевое высказывание в письменной форме, контроль и оценка результата

универсальные: анализ с целью выделения признаков.

В течение всего урока формировались регулятивные универсальные учебные действия

прогнозирование темы урока

целеполагание урока

волевая саморегуляция при самостоятельной работе

осознание качества и уровня усвоения учебного материала

Методы обучения и используемые приемы послужили способом создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока методами дифференцирующего оценивания.


 

Методическая разработка урока литературы в 6-а классе

Тема урока: «Чтобы жить и светиться, надо много трудиться» (А.П.Платонов. «Неизвестный цветок»)

Цель урока: познакомить учащихся с биографией писателя, с его сказкой-былью «Неизвестный цветок». Продолжить формирование умений работать с текстом; выявить проблемы, затронутые автором.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Планируемые результаты:

Личностные : воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к чтению.

Метапредметные;

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение, проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

Предметные : познакомить со сказкой-былью «Неизвестный цветок», выявить проблемы, поднятые автором в тексте.

Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная (устный рассказ, практическая работа), групповая, коллективная

Оборудование:

ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку;

Структура урока:

Организационный этап.

Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

Усвоение новых знаний.

Закрепление изученного материала.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

Выставление оценок за урок.


 

Технологическая карта урока

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

Организационный момент

Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

Проверяет

готовность к уроку

Приветствуют учителя

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Мотивационно-целевой

(стадия вызова)

Создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Здравствуйте. Ребята, прочитайте слова «чтобы жить и трудиться, надо много трудиться». Как вы их понимаете?

Какие задачи предстоит нам выполнить на этом уроке?

Также мы поговорим о цветке. Цветке неизвестном. Необычном. Сказочном. Непохожем на другие цветы.

На сегодняшнем уроке мы изучим замечательный рассказ «Неизвестный цветок» и поразмышляем над проблемами, поставленными автором.

- записывают в тетрадь число, классная работа и тему урока

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

Поисково-исследовательский (осмысление содержания)

Развивать умения применять новые знания.

Инструкция для учащихся: Сегодня вы должны будете оценивать сами свою выполненную работу. Максимальное количество баллов, которые вы должны получить - 8, и далее смотрите по критериям оценивания. В конце урока каждый, просчитав свои баллы, выставляет себе оценку за урок.

1. Вы познакомились с содержанием сказки-были, и, я думаю, что он вам понравился. Как вы думаете, хорошо ли вы знаете произведение? У каждого на парте лежит шкала оценивания (знания/незнания), напишите на нем фамилию и имя. Давайте оценим сами себя. Для этого в шкале поставьте крестик там, на каком уровне вы находитесь. Уровни такие: не знаю (0), плохо знаю (1), хорошо знаю (2). Итак, кто оценил свои знания на «хорошо», а кто – «плохо»? В конце урока мы вернемся к шкале, и вы оцените насколько продвинулись вперед.

2.А теперь вспомним развитие сюжета в произведении. Перед вами простой план текста произведения, но этапы все рассеяны, т.е. перепутаны. Ваша задача: поставить все этапы в правильном порядке. Полученный план запишите в тетрадь. Чтобы проверить, работаем в паре, обмениваемся тетрадями и проверяем друг у друга. Результат заносим в лист оценивания. Если без ошибок выполнена работа ставим «2 балла», если 1,2 ошибки - 1 балл, а если 3,4 ошибки, то ставим – «0».

3. А теперь подумаем над определением жанра произведения. Вопросы классу:

Когда вы открыли произведение, то что было написано под названием «Неизвестный цветок»?

Какие слова-ассоциации вызывают у вас эти слова, запишите их?

Итак, что такое сказка? Что такое быль?

Оцените сами свой ответ. Если ответили правильно, ставим – 2 балла, если недостаточно – 1 балл, если не смогли – 0 баллов.

Как соединяет автор эти два жанра? (Реальное и фантастическое переплетается в произведении)

Назовите реальное и фантастическое в произведении.

4. Итак, переходим к анализу проблем, затронутых в рассказе. Вам предлагается поработать в группе: Каждая группа имеет свое задание, оценивание проходит таким образом: после выступления работу всей группы оценивает весь класс, все члены группы получают одинаковый балл.

1 группа: найдите в тексте описание первого неизвестного цветка, найдите ключевые слова, характеризующие этот цветок.

Дополнительные вопросы:

- почему цветок сравнивается со звездой

- опишите его запах

2 группа: найдите в тексте эпизод, где рассказывается, что было «другим» летом?

Дополнительные вопросы:

- как все изменилось?

-какие были цветы?

-почему «немного хуже»?

3 группа: найдите описание последнего цветка. Выпишите ключевые слова, характеризующие его.

Дополнительный вопрос:

-почему же последний цветок был самым красивым, самым лучшим?

4 группа: «художники». Нарисуйте цветок, каким его изобразил Платонов в тексте.

5 группа:

Благодаря чему неизвестный цветок выжил?

Можем мы сказать, что его труды не пропали даром? Почему?

Таким образом:

Чему у цветка может научиться человек?

В чем идея этого произведения? (Что хотел сказать автор своим рассказом?)

Оценивают сами себя

Составляют последовательный план этапов рассказа

Обмениваются тетрадями, проверяют друг у друга

Отвечают на вопросы

Пишут:

Сказка- волшебство, фантастика, чудо

Быль – былина, было, быть

Видят на слайде:

Сказка – произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием фантастических сил.

Быль – то, что действительно происходило, реальное событие.

Повествование о Даше и детях – быль; история о том, как рос цветок, преодолевая трудности, написана как сказка. Цветок воспринимается нами как живое существо, способное мыслить, чувствовать, испытывать боль и радость


 

1 гр: листья большие, утомленные, одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета, он был слепой. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем. Благоухание, Тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни.

2 гр: Пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика. Новые цветы были тоже хорошие; они были только немного хуже, чем тот первый цветок.

3 гр: Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок - такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне.

5 гр:Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он очень хотел жить. Нужна была большая сила воли, упрямство, чтобы выжить. Не хватало уже сил жить и расти, но мужественный цветок продолжал бороться.

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности), познавательные (отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы, работа над формированием логических умений: анализ) регулятивные (оценивать свои достижения на уроке)

Принцип деятельности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение, проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению)

Итоги урока.

Рефлексия

Обобщить, сделать выводы, самооценка

Задание №5 Творческое задание - составление синквейна. Тема – цветок.

Прочитайте несколько примеров. У кого же получился более удачно?

Выводы по уроку:

Что вы для себя поняли?

Чему научила вас эта сказка-быль?

Вернемся к шкале оценивания. А теперь на каком уровне вы находитесь? Продвинулись ли вы вперед? Можете провести линию, соединить 2 точки на линиях и увидеть свою диаграмму.

Оценивание.

Домашнее задание: составить синквейн, тема – Даша.

Придумывают и записывают в тетрадь.

Рассуждают, подводят итог урока.

УУД: познавательные, регулятивные

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.