Технологическая карта урока обществознания по теме «Общение» (6 класс)
Технологическая карта урока
Предмет: обществознание
Класс: 6А
Учитель: Н.В. Чеканова
Тема: Общение (1 урок из 2)
Цели урока: познакомить учащихся с видами и правилами общения, создать условия для активной познавательной деятельности обучающихся, развивать их умение самостоятельно добывать знания, работать с разными источниками информации, трансформируя ее из одного вида в другой, формировать навык культурного общения.
Тип урока: открытия новых знаний
Формируемые УУД:
Познавательные:
- находить информацию в различных источниках, перерабатывать ее, анализировать, делать выводы.
Регулятивные:
- планировать и ставить цели деятельности; оценивать степень достижения результатов.
Коммуникативные:
- понимать позицию другого человека;
- излагать свое мнение, уметь его аргументировать и корректировать;
- уметь слушать и слышать своих одноклассников, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, выражать свои мысли.
Личностные:
- аргументированно оценивать свое и чужое поведение; уважительно относиться к позиции другого человека.
Планируемые результаты:
Личностные – получение учащимися опыта работы в группах, в парах, навыков самоанализа своей деятельности; самооценки.
Предметные – осознание учащимися понятия общения, различий вербальных и невербальных средств общения; объективирование правил общения.
Метапредметные – развитие навыков ассоциативного мышления, навыков анализа различных источников информации, ее переосмысления и трансформации, приобретение учащимися знаний и навыков культурного общения.
Технология: элементы технологии проблемного обучения
Методы и приемы: метод продуктивных заданий, методы развития ассоциативного мышления
Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация, учебник.
Этап урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Планируемый результат |
Орг.момент | приветствие | приветствие | Положительный настрой на работу |
Этап целеполагания и планирования | называют раздел, тему и понятие «межличностные отношения». Формулируют тему урока «Общение», исходя из ассоциативного ряда. Формулируют под руководством учителя проблемный вопрос и цель урока после просмотра видеофрагмента. Планирование деятельности, исходя из поставленной цели | 1)Предлагает вспомнить, какой раздел и какую тему начали изучать учащиеся, центральное понятие темы. 2) предлагает сформулировать тему урока, исходя из ассоциативного ряда. 3) Предлагает посмотреть видеофрагмент мультфильма «Барбоскины». 4) оказывает помощь в планировании | 1)Актуализация знаний 2)Формулирование темы 3)Формулирование проблемного вопроса и цели урока. 4)составление плана изучения темы |
3.Этап открытия новых знаний | 1). Приводят ассоциации со словом «общение», пробуют сформулировать определение самостоятельно на основе приведенных ассоциаций, осуществляют запись в тетради. 2) ведут коррекцию определения с помощью слайда, где представлены словарные статьи к понятию «общение»; (Оценивают плюсом на полях тетради результат своей работы, если справились с заданием). | 1) записывает в виде схемы на доске, приведенные учащимися ассоциации; 2) предлагает проверить и скорректировать результат на основе словарных статей (слайд) | формулирование определения к понятию «общение» |
3) Переходят к изучению второго пункта плана «Виды общения», предлагают варианты видов общения. Проверяют предположения, выполняя задание: прочитать материал учебника, из имеющейся текстовой информации построить схему «Виды общения». Проверяют результат через слайд со схемой, корректируют. Читают схему, характеризуют виды общения. (Оценивают плюсом на полях тетради результат своей работы, если справились с заданием). | Организует работу в парах по выполнению задания, осуществляет консультирование. Организует выполнение практикоориентированного задания на понимание разных видов общения в ходе физкультпаузы. | Составление схемы Эмоциональный отдых учащихся. | |
4)переходят к изучению пункта плана «Правила общения», предполагают, какие нормы общения существуют в обществе. Выполняют задание: преобразовать высказывания и пословицы в правила общения, заполняют таблицу. Проверка и коррекция полученной информации через слайд. Характеризуют правила. Анализируют притчу (фронтально), затем проблемные ситуации (в микрогруппах) с целью применения полученных знаний. . (Оценивают плюсом на полях тетради результат своей работы, если справились с заданием). | Организует работу в микрогруппах по выполнению задания, осуществляет консультирование. Предлагает для анализа притчу. Задание: найти правила общения, нарушенные Человеком. Предлагает проблемные учебные ситуации. | Формулирование правил общения Практическое применение полученных знаний. | |
Этап рефлексии и подведения итогов | Возвращаются к плану и целям урока, отвечают на проблемный вопрос с помощью кроссенса. Заполняют рефлексивную таблицу «плюс, минус, интересно», оценивая свою деятельность в ходе урока. Записывают домашнее задание на выбор. | Предлагает разгадать кроссенс. Предлагает проанализировать и оценить свою деятельность Разъясняет варианты выполнения домашнего задания. Прочитать параграф 6. На выбор: А) сформулировать и показать отличия правил общения с ровесниками и взрослыми людьми Б) обяснить смысл высказывания А.де Сент-Экзюпери «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения» | Подведение итогов работы по плану урока и рефлексия учебной деятельности. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проблемные ситуации для анализа
Какое правило общения нарушила Ирина? Как нужно было поступить?
Каждый день с 15 до 17 часов Ирина музицировала на фортепиано. Она-отличница в музыкальной школе и очень горда своими достижениями. Однажды в дверь позвонила соседка с нижнего этажа Тамара Ивановна и сказала: «Ирочка, не могла бы ты перенести свой музыкальный урок, я сегодня себя очень плохо чувствую, а твоя игра на музыкальном инструменте не позволяет мне отдохнуть». Ира задумалась на минуту и громко сказала: «Уважаемая Тамара Ивановна, я не нарушаю ни один закон, я не играю в позднее вечернее или ночное время». За закрывшейся дверью вновь послышалась музыка.
Какое правило общения нарушено в данной ситуации? Как нужно было поступить?
Вечером к Яне пришли две ее подруги Лена и Светлана. Яна сказала Елене «А ты зачем пришла? Я хотела со Светой поговорить один на один». После этого девочки прошли в комнату и долго о чем-то шептались. Лена так и осталась стоять в коридоре.
Какое правило общения нарушено в данной ситуации? Как нужно было поступить?
В отдел по выдаче готовых документов, тяжело дыша, вошла пожилая женщина. До окончания рабочего дня оставалось 5 минут. «Женщина, - громко закричала работник отдела, - вы что, не видите, что я заканчиваю работу. Заниматься вашей проблемой я не собираюсь!» Старушка повернулась и, вздохнув: «Опоздала», вышла из кабинета.
Какое правило общения нарушено в данной ситуации? Как нужно было поступить?
В отдел по выдаче готовых документов, тяжело дыша, вошла пожилая женщина. До окончания рабочего дня оставалось 5 минут. «Женщина, - громко закричала работник отдела, - вы что, не видите, что я заканчиваю работу. Заниматься вашей проблемой я не собираюсь!» Старушка повернулась и, вздохнув: «Опоздала», вышла из кабинета.
Какое правило общения нарушено в данной ситуации? Как нужно было поступить?
Вечером к Яне пришли две ее подруги Лена и Светлана. Яна сказала Елене «А ты зачем пришла? Я хотела со Светой поговорить один на один». После этого девочки прошли в комнату и долго о чем-то шептались. Лена так и осталась стоять в коридоре.
Какое правило общения нарушила Ирина? Как нужно было поступить?
Каждый день с 15 до 17 часов Ирина музицировала на фортепиано. Она-отличница в музыкальной школе и очень горда своими достижениями. Однажды в дверь позвонила соседка с нижнего этажа Тамара Ивановна и сказала: «Ирочка, не могла бы ты перенести свой музыкальный урок, я сегодня себя очень плохо чувствую, а твоя игра на музыкальном инструменте не позволяет мне отдохнуть». Ира задумалась на минуту и громко сказала: «Уважаемая Тамара Ивановна, я не нарушаю ни один закон, я не играю в позднее вечернее или ночное время». За закрывшейся дверью вновь послышалась музыка.
Какое правило общения нарушено в данной ситуации? Как нужно было поступить?
Вечером к Яне пришли две ее подруги Лена и Светлана. Яна сказала Елене «А ты зачем пришла? Я хотела со Светой поговорить один на один». После этого девочки прошли в комнату и долго о чем-то шептались. Лена так и осталась стоять в коридоре.
Какое правило общения нарушено в данной ситуации? Как нужно было поступить?
В отдел по выдаче готовых документов, тяжело дыша, вошла пожилая женщина. До окончания рабочего дня оставалось 5 минут. «Женщина, - громко закричала работник отдела, - вы что, не видите, что я заканчиваю работу. Заниматься вашей проблемой я не собираюсь!» Старушка повернулась и, вздохнув: «Опоздала», вышла из кабинета.
Какое правило общения нарушила Ирина? Как нужно было поступить?
Каждый день с 15 до 17 часов Ирина музицировала на фортепиано. Она-отличница в музыкальной школе и очень горда своими достижениями. Однажды в дверь позвонила соседка с нижнего этажа Тамара Ивановна и сказала: «Ирочка, не могла бы ты перенести свой музыкальный урок, я сегодня себя очень плохо чувствую, а твоя игра на музыкальном инструменте не позволяет мне отдохнуть». Ира задумалась на минуту и громко сказала: «Уважаемая Тамара Ивановна, я не нарушаю ни один закон, я не играю в позднее вечернее или ночное время». За закрывшейся дверью вновь послышалась музыка.
Самоанализ урока обществознания в 6 классе по теме «Общение»
Урок обществознания по теме «Общение» спланирован и проведен в рамках авторской программы Л.Боголюбова в 6а классе, где обучается 31 учащийся, более 50% из которых характеризует высокий уровень познавательной активности и учебной мотивации. Это первый из двух уроков по теме.
Основными целями были: познакомить учащихся с видами и правилами общения, создать условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивать их умение самостоятельно добывать знания, работать с разными источниками информации, трансформируя ее из одного вида в другой, формировать навык культурного общения.
В соответствии с типологией уроков по ФГОС это урок открытия новых знаний.
В ходе урока планировалось продолжить формирование следующих УУД:
Познавательные:
- находить информацию в различных источниках, перерабатывать ее, анализировать, делать выводы.
Регулятивные:
- планировать и ставить цели деятельности; оценивать степень достижения результатов.
Коммуникативные:
- понимать позицию другого человека; излагать свое мнение, уметь его корректировать; уметь слушать и слышать своих одноклассников, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, выражать свои мысли.
Личностные:
- аргументированно оценивать свое и чужое поведение; уважительно относиться к позиции другого человека.
Для этого были организованы следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная самостоятельная, в парах, в мобильноорганизованных группах краткого периода совместной работы.
С целью повышения учебной мотивации и достижения планируемых результатов применялись следующие приемы: смена видов деятельности, использование различных источников информации, творческие задания, ИКТ, проблематизация. Основными методами были: проблемный, частично-поисковый, метод применения продуктивных заданий, методы развития ассоциативного мышления и др.
На первом этапе урока через ассоциативный иллюстративный ряд учащиеся формулируют тему урока. Целеполагание и постановка проблемного вопроса происходит через просмотр и анализ видеофрагмента, осуществляется планирование.
На этапе открытия новых знаний учащиеся выполняют ряд продуктивных заданий, в результате чего под руководством учителя формулируют понятие «общение» (задача учителя: развитие понятийного аппарата), изучают виды общения (задача учителя: формирование навыка трансформации информации из одного вида в другой – из текстового в схематичный), формулируют правила общения (задача учителя: формирование навыка раскодирования информации).
Применение кроссенса (одного из методов развития ассоциативного мышления) позволяет учащимся дать ответ на проблемный вопрос и сделать выводы.
После выполнения каждого задания учащиеся ведут оценивание своей деятельности. На этапе рефлексии заполняют таблицу самооценки по типу «плюс, минус, интересно». Анализ рефлексивных таблиц и записей в тетрадях учащихся позволяет учителю применить метод формирующего оценивания.
Домашнее задание дано, исходя из учебных достижений учащихся в ходе урока, предполагает выбор вариантов. Выполнение домашнего задания также имеет продуктивный характер – это связующее звено со следующим уроком по данной теме.
В ход урока включена физкультпауза, которая является логическим продолжением изучения темы, но способствует снятию эмоционального и статического напряжения.
Достигнуты следующие результаты:
Личностные – получение учащимися опыта работы в группах, в парах, навыков самоанализа своей деятельности; самооценки.
Предметные – осознание учащимися понятия общения, различий вербальных и невербальных средств общения; объективирование правил общения.
Метапредметные – развитие навыков ассоциативного мышления, навыков анализа различных источников информации, ее переосмысления и трансформации, приобретение учащимися знаний и навыков культурного общения.