12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
raffaello107
Россия, Карелия респ., Олонецкий район, с. Михайловское

Технологическая карта урока «Природная зона степей»

Ф.И.О. учителя: Паршукова Екатерина Сергеевна

Тема урока: «Природная зона степей», автор программы А.А. Плешаков, раздел «Природные зоны России»

Тип урока: комбинированный

Цель и задачи урока:

Цель: формирование знаний о природной зоне степей России

Задачи:

Обучающие: формирование знаний о климате зоны степей, обитателях зоны степей и взаимосвязях между ними и с окружающей средой, хозяйственном значении степей;

Воспитывающие: воспитание эстетического отношения; бережного отношения к природе;

Развивающие: развитие умения сравнивать, анализировать, наблюдательности.

Требования к знаниям учащихся. Учащиеся должны знать:

Климатические особенности степей

Обитателей степей

Значение зоны степей для человека

Меры, предпринимаемые для охраны

Требования к умениям учащихся. Учащиеся должны уметь:

Находить на карте местоположение зоны степей

Выявлять взаимосвязи между обитателями степей и с окружающей средой

Средства обучения: карта «Природные зоны России», презентация «Природная зона степей России», ПК, проектор, гербарий (ковыль и воронец колосистый), учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» 4 кл. ч.1.

Технологическая карта урока «Природная зона степей»

(программа А.А. Плешакова, 4 класс)

Этапы: изучение нового материала, закрепление, обобщение, инструктаж по домашнему заданию, подведение итогов.

Этапы урока

Продолжи-тельность этапов

Содержание учебного материала,
заданий для учащихся

Виды деятельности (В.Д.), методы обучения (М.О.), метод. приемы (М.П..)

Средства обучения

Примечания

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

1.

 

2 мин.

Проверка готовности к уроку; чтение стихотворения учителем

     

2.

Проверка домашнего задания

-

-

-

-

-

3.

Изучение нового материала

20 мин.

Степь, ее определение и местоположение

М.О.: словесный

М.П.: показ

Карта «Природные зоны России», презентация (слайды со степными пейзажами)

Предполагается, что тема «Равнины и горы России» изучена;

Фронтальная работа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

8.

9.

«На всю школу звон идет -
В колокольчик кто-то бьет.
Ах, зачем же громко так
Раздается песня в такт?

Это кличут на урок
Всех мальчишек и девчонок,
Чтобы время было впрок,
Знаний выслушать нарок»

Учащиеся настраиваются на восприятие учебного материала

-

-

Ребята, вы слышали о таком районе России как степь?

Как вы себе ее представляете?

Отличается ли степь от леса? Как вы думаете, чем? (Учитель при необходимости задает наводящие вопросы). Как вы думаете, растения в степях такие же, как в лесу? А животные? Почему?

Догадались, о какой природной зоне России мы сегодня будем говорить?

Ответы детей: да, нет;

Много травы, поля, летом жарко, солнечно.

Да.

Нет.

Другие природные условия. В степях жарко; крупным животным негде укрыться.

Да, зона степей.

Этапы урока

Продолжи-тельность этапов

Содержание учебного материала,
заданий для учащихся

Виды деятельности (В.Д.), методы обучения (М.О.), метод. приемы (М.П..)

Средства обучения

Примечания

1.

2.

3.

4.

5.

6.

 
             

Климат

* Температура

М.О.: словесный

М.П.: показ

Слайды презентации

Фронтальная работа

* Влажность

М.О.: словесный

   

* Ветер

М.О.: словесный

М.П.: показ

презентация

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

8.

9.

«Степь – это равнина, поросшая травяной растительностью. Особенность степей состоит в том, что в них полностью отсутствуют деревья (Слайд 1). Степи располагаются в глубине континентов. Зона степей России невелика по площади. Она занимает юг европейской части станы и западной Сибири – от западной границы до Алтая. Восточнее степи располагаются между горами в виде островов». На карте степь обозначена желтым цветом. Выходит ученик, самостоятельно находит на карте природную зону степей.

Учащиеся слушают, рассматривают слайды и карту

Лето в степи солнечное и жаркое. Зима очень холодная, с сильными морозами. Весной часто возвращается холода с заморозками. Осень стоит обычно теплая (Слайд 2 «Времена года в степи»). Резко сменяется температура в течение суток летом: так как в степи нет крупных растений, солнце хорошо прогревает землю. А когда оно садится, земля быстро охлаждается.

 

Как мы уже увидели на карте, степи находятся в глубине континентов, поэтому здесь выпадает мало осадков и часто бывают засухи. Очень важен для степи снег – талой воды должно хватить растениям, пока у них не созреют семена.

 

На суровость степного климата сильно влияют ветры. Часто дуют горячие ветры – суховеи (Слайд 3). Иногда они переходят в пыльные бури. Зимой часты метели и снежные бури (Слайд 4).

На суровость степного климата сильно влияют ветры. Часто дуют горячие ветры – суховеи (Слайд 3). Иногда они переходят в пыльные

 

Этапы урока

Продолжи-тельность этапов

Содержание учебного материала,
заданий для учащихся

Виды деятельности (В.Д.), методы обучения (М.О.), метод. приемы (М.П..)

Средства обучения

Примечания

 

2.

3.

4.

5.

6.

7.

 
             

* Почва

М.О.: словесный

     

Обитатели зоны степей

М.О.: словесный

В.Д.: практический

М.П.: показ; работа с учебником

Учебник, гербарий

   

** Злаковые

М.О. словесный

     

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

8.

9.

бури. Зимой часты метели и снежные бури (Слайд 4).

 

Почвы в зоне степей очень плодородные, так как травы степей ежегодно отмирают и образуют большое количество перегноя. Такие плодородные почвы называют черноземными.

 

В зоне степей растут разнообразные травянистые растения. Откроем учебник на странице 115. Там изображены растения степей. Перечислите их.

Некоторые их них – тюльпаны (1), ирисы (2) – очень красиво цветут весной (Слайд 5, 6), пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. В этом проявляется их приспособленность к жизни в степи.

Другие растения – ковыль (3) и типчак (4) – иначе приспособлены к степным условиям.

Учитель раздаёт учащимся гербарий ковыля и воронца колосистого.

Давайте обратим внимание на их внешнее строение и сделаем выводы, в чем состоит приспособленность ковыля к жизни в степи.

При затруднении учащихся учитель задаёт наводящие вопросы:

Опишите внешний вид корней ковыля и воронца.

Какое их двух растений сможет впитывать больше влаги через корни?

Какие листья по форме и величине у этих растений?

Какое из них будет испарять меньше (больше влаги)

Ответы: тюльпан, ирис, ковыль и типчак.

Учащиеся рассматривают иллюстрацию в учебнике «Растения степи», слайд «Цветение тюльпанов в степи», выполняют практическое задание с гербарием ковыля и воронца волосистого. Учащиеся должны сделать следующий вывод:

корни степного растения длиннее, разветвлённее, чем у лесного, чтобы впитывать как можно больше влаги;

листья у ковыля уже, чем у воронца, чтобы испарять меньше влаги

Ответы детей:

Корни ковыля длиннее; ветвятся

Ковыль
 

У ковыля листья узкие, у воронца – широкие

Ковыль (воронец)

 

Кроме того, в степях растут дикорастущие злаковые - мятлик

 

Этапы урока

Продолжи-тельность этапов

Содержание учебного материала,
заданий для учащихся

Виды деятельности (В.Д.), методы обучения (М.О.), метод. приемы (М.П..)

Средства обучения

Примечания

 

2.

3.

4.

5.

6.

   
   

М.П.: показ

       

** Бобовые

М.О.: словесный

М.П.: показ

презентация

   






 

М.О. словесный

М.П.: работа с учебником

Учебник

   

** Птицы

       

** Грызуны

       

** Пресмыкающиеся

       

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

8.

9.

тимофеевка, овсюг и пырей (Слайды 6-7). Ими питаются грызуны.

 

Из бобовых в степях растут солодка, верблюжья колючка (Слайд 8-9). Бобовые тоже служат пищей животным, но еще и улучшают состав почвы.

 

Откройте учебники на странице 116-117. Назовите, какие животные обитают в зоне степей?

Как мы уже увидели, животный мир степей разнообразен. Назовите насекомых, изображенных на рисунке. Кобылок и кузнечиков различают этих животных по усикам: у кобылок они короткие, а у кузнечиков длинные. Кобылки кормятся в основном растительной пищей, а кузнечики поедают мелких насекомых. Живут в степной зоне бабочки, пчелы, шмели и другие насекомые-опылители.

Ответы детей: степной орёл, пустельга, степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка, суслики, степная гадюка, хомяк, кузнечик, шмель, кобылка.

Ответы: кобылка, кузнечик, шмель, пчела;

Назовите степных птиц. Все эти птицы, кроме орла, питаются растениями или насекомыми.

Учитель рассказывает о некоторых птицах зоны степей: красавка – самый мелкий из журавлей, это очень красивая птица. Особенно замечательны пучки длинных белых перьев по бокам.

Дрофа – одна из самых крупных птиц зоны степей, хорошо летает, но еще лучше бегает на длинных, сильных ногах.

Ответы: орёл, пустельга, жаворонок, дрофа, куропатка, журавль.

Перечислите грызунов, изображенных на рисунке учебника. В степной зоне много грызунов, например, сусликов и хомяков. Какую пищу поедают грызуны?

Ответы: суслик, хомяк.

Растительную.

Живут в степной зоне и пресмыкающиеся – назовите их. Ящерица питается насекомыми, а гадюка – грызунами.

Ответы: ящерица, гадюка.

Этапы урока

Продолжи-тельность этапов

Содержание учебного материала,
заданий для учащихся

Виды деятельности (В.Д.), методы обучения (М.О.), метод. приемы (М.П..)

Средства обучения

Примечания

 

2.

3.

4.

5.

6.

7.

 
   

Взаимосвязи между природными условиями и обитателями степей

* Растения-животные

* Животные-животные

М.О. словесный
 

     

* Влажность - растения


 


 

       

* Растения-почва

       

Хозяйственное значение степей
* корм для животных (сено)
* выпас скота
* сбор лекарственных растений
* распашка под поля и сады

М.О.: словесный

М.П.: показ

презентация

   

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

8.

9.

Итак, мы рассмотрели природные условия и обитателей зоны степей. Как вы думаете, они влияют друг на друга или нет?

Давайте рассмотрим эти связи (Слайд 8 – изображения мятлика, хомяка и степного орла друг за другом): Как вы думаете, как связаны между собой эти обитатели степей?

Как мы называем такую связь?

Приведите свой пример цепочки питания.

Ответ: да, влияют.

Ответы детей: мятлик служит пищей для хомяка, а хомяк – для орла.

Цепочка питания.

Ковыль-кобылка-куропатка

Мы знаем, что природные условия влияют на растительный и животный мир, влажность, почву – а они влияют друг на друга. Например, в степи нет деревьев, потому что им не хватает здесь влаги и из-за этого они быстро погибают. Мы рассматривали с вами гербарий. Что повлияло на строение корня ковыля.

Ответ: недостаток влаги

Как растения могут влиять на качество почвы?

Однолетние травы каждый год отмирают и образуют перегной; бобовые улучшают состав почвы

А теперь давайте подумаем, как человек может использовать эти территории. Какая основная растительность в зоне степей

Как их можно использовать?

Cлайд 9-11 – изображения лекарственных растений: алтей, солодка (от простудных заболеваний), ромашка и чабрец (антисептики)

Травы

Заготавливать корм для животных (сено); летом можно пасти скот. Сбор лекарственных растений, распашка под поля и сады.

Этапы урока

Продолжи-тельность этапов

Содержание учебного материала,
заданий для учащихся

Виды деятельности (В.Д.), методы обучения (М.О.), метод. приемы (М.П..)

Средства обучения

Примечания

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

     
 

учебник

 

* Охрана животных


 


 

     

4.

Закрепление

10-15 мин.

ВОС: Какую природную зону мы изучили сегодня на уроке?

ВОС: Каковы природные условия в зоне степей?

ВОС: Покажите ее на карте.

ЛОГ: Грызуны в степи впадают в спячку. Почему?

ЛОГ: Почему в степях нет больших водоемов?

ЛОГ: Какие животные лучше всего

     

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

8.

9.

Многим животным степной зоны грозит исчезновение. Например, в Красную книгу внесено очень красивое растение пион тонколистный – посмотрите на иллюстрацию в учебнике на стр. 119. Главная причина исчезновения многих видов растений – распашка степей. Но иногда большие стада животных подолгу пасут в одном месте. От этого разрушается почва и исчезают растения.

Слушают, просматривают иллюстрации в учебнике

На этой же иллюстрации изображены животные, которые также занесены в Красную книгу. Назовите их. Они исчезают по тем же причинам, что и растения. Какие причины мы называли? А так количество животных уменьшается из-за браконьерства.

Очень важная задача – сберечь сохранившиеся степи с их удивительным растительным и животным миром. Небольшие участки степей охраняются в заповедниках, но пока их мало. Поэтому нужно создавать новые заповедники.

Ответы: степной орел, журавль-красавка, степная дыбка (кузнечик).

Выпас скота и распашка.

Какую природную зону мы изучили сегодня на уроке?

Каковы природные условия в зоне степей?

Покажите ее на карте.

Грызуны в степи впадают в спячку. Почему?

Почему в степях нет больших водоемов?

Какие животные лучше всего приспособились к жизни в степи?

Почему для зоны степей очень опасны пожары?

Природную зону степей.

Летом сухо и жарко, выпадает мало осадков, суровая зима, сильные ветры.

Ученик показывает на карте зону степей.

Грызуны питаются растениями, которые в зимнее время погибают. Спячка – это приспособление грызунов для выживания.

В степях сухо и жарко, они пересыхают.

Грызуны. У них есть укрытия – норы, там они делают запасы. Впадают в спячку.

В степях мало влаги, сильные ветры, разносящие огонь.

Этапы урока

Продолжи-тельность этапов

Содержание учебного материала,
заданий для учащихся

Виды деятельности (В.Д.), методы обучения (М.О.), метод. приемы (М.П..)

Средства обучения

Примечания

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

 
     

приспособились к жизни в степи?

ЛОГ: Почему для зоны степей очень опасны пожары?

ППР: составьте цепь питания зоны степей

       

5.

Обобщение

2 – 3 мин.

         

6.

Инструктаж по домашнему заданию

 

3 – 5 мин.




 

 

учебник

   

7.

Итоги урока

2 – 3 мин.

         

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

8.

9.

   

При помощи учителя (наводящих вопросов) учащиеся делают выводы

В природных зонах климат влияет на разнообразие животного и растительного мира

Состав растительного мира влияет на разнообразие животного мира.

Все эти факторы имеют большое значение для того, как человек может их использовать.

Природные ресурсы степей нужно беречь, т.к. их потери трудновосполнимые.

Привести пример пищевой цепи степной зоны. Как под влиянием человека разрушаются эти цепи? Можно ли их восстановить?

Ответить на вопрос: между зонами лесов и степей лежит промежуточная зона лесостепей. Как ты ее себе представляешь?

Пойти на прогулку на природу (на поляну, луг и т.п.) и посмотреть растения, растущие там. Какие из них могут выжить в зоне степей ?И почему?

Учащиеся слушают инструкции по Д/З, записывают, при необходимости задают вопросы.

Учитель оценивает прилежание, поведение учащихся. Выставляет отметки, обосновывая их детям:

 

Этапы урока

Продолжи-тельность этапов

Содержание учебного материала,
заданий для учащихся

Виды деятельности (В.Д.), методы обучения (М.О.), метод. приемы (М.П..)

Средства обучения

Примечания

 

1.

2.

3.

4.

5.

     
               

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

8.

9.

«5» – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2»- уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.