12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Забелина Маргарита Владимировна31832
Россия, Забайкальский край, п. Карымское
Материал размещён в группе «Учителя физики»
13

Технологическая карта вводного урока по физике в 7 классе по теме «Механическое движение».



 Технологическая карта вводного урока по физике в 7 классе по теме «Механическое движение».

 

Впервые ученики 7 класса начинают рассматривать тему  «Движение и взаимодействие тел». К этому времени они знают много фактов связанных с вопросами о движении различных тел. Помогли им в этом такие предметы как математика, природоведение, география, ОБЖ.  Личный опыт и наблюдения позволяют им  свободно ориентироваться в некоторых вопросах темы. Однако многое для них остается неизвестным и непонятным. Поэтому на вводном уроке я предлагаю ученикам поделиться со всеми своими «маленькими открытиями», жизненными наблюдениями и вопросами.

Тема

«Механическое движение».

Тип урока:

Номер урока в теме:

урок открытия новых знаний. 

первый в теме "Движение и взаимодействие тел".

Цель

расширение представлений о механическом движении посредством введения понятий: траектория, путь, перемещение, относительность.

Задачи

Образовательные:

1.работая над созданием рисунка, обсуждая информацию в группах и в классе, определить характеристики механического движения;

2.используя демонстрационный эксперимент, фронтальные экспериментальные задания и личный опыт обучающихся выяснить, что такое механическое движение;

3.в ходе решения задач, обучающиеся должны понять значение данной темы в жизни человека.

Развивающие:

1.продолжить развитие познавательного интереса обучающихся к предмету, используя ФЭЗ, занимательный материал, демонстрационный эксперимент;

2.используя правила написание синквейна и выражая свое отношение к теме развивать рефлексивную культуру школьника;

3.высказывая свое мнение и обсуждая данную проблему развивать у обучающихся умение говорить, анализировать, делать выводы;

Воспитательные:

1.в ходе проведения эксперимента, работы с материалами урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира;

2.способствовать воспитанию у обучающихся таких качеств как самостоятельность, терпение, взаимоуважение;

3.работая в группах при обсуждении проблемы воспитывать коммуникативную культуру школьников.

Планируемый результат

Планируемый результат. Метапредметные результаты.                 

1. сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о механическом движении;

2.умение работать с источниками информации, включая эксперимент;

3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Предметные результаты.

1.правильное  понимание, что такое механическое движение, траектория, путь, перемещение.

2.применение новых знаний в новой ситуации.

УУД

Личностные. Формируются ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации.

Регулятивные. Учатся определять цель своей деятельности, на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.

Коммуникативные. Формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Основные понятия темы

Механическое движение, траектория, путь, перемещение, относительность.

 

Организация пространства

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Основные технологии

Основные методы

Формы работы

Ресурсы Оборудование

1.Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

2.Составление конспекта.

3.Наблюдение за демонстрациями учителя. ДЭ

4.Постановка фронтальных опытов. ФЭЗ

5.Решение текстовых качественных задач.

6.Составление синквейна.

Технология: педагогические Мастерские.

1.словесные;

2.наглядные;

3.практические.

Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава, групповая.

мультимедийный проектор, презентация, шарики, линейки, игрушки (2 машины разного цвета, дом, деревья, светофор, человечки),   правила написания синквейна, учебник, магниты, листы бумаги.

Структура и ход урока.

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

УУД

Время

Мотивационно – ориентировочный компонент

1.

Организационный этап

Психологическая подготовка к общению

Обеспечивает благоприятный настрой.

Настраиваются на работу.

Личностные

1 мин.

             

2.

Этап мотивации.

Обеспечить деятельность по актуализации знаний и определению целей урока.

Предлагает прослушать сказку и назвать тему урока, определить цель.

Слушают. Определяют тему урока и цель.

Личностные, познавательные, регулятивные

5 мин.

             

Операционно – исполнительный компонент

3.

Изучение нового материала.

Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному решению задач.

Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям.

Выполняют. Работают индивидуально, в парах. Общеклассная работа.

Личностные, познавательные, регулятивные

25 мин.

Рефлексивно – оценочный компонент

4.

Контроль и самопроверка знаний.

Выявить качество усвоения материала.

Предлагает решить задачи.

Решают. Обсуждают.

Личностные, познавательные, регулятивные

8 мин.

5.

Подведение итогов, рефлексия.

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

Предлагает составить синквейн. 

Читает стихотворение – пожелание «Движение вперед…»

Сочиняют. Читают.

Слушают.

Личностные, познавательные, регулятивные

5 мин.

6.

Подача домашнего задания.

Закрепление изученного материала.

Запись на доске.

Записывают в дневник.

Личностные

1 мин.

Учитель. Я хочу прочитать вам отрывок, из одной мало знакомой вам сказки.(Слайд № 2 - 3)

 «Давным-давно, жил да был камень. Его так и звали – Камень. Лежал он на дороге, тянувшейся из города в неизведанные дальние - дали. Хорошо жилось Камню. Его все любили и путники, останавливающиеся на привал и животные, которых он прятал от охотников за своим мощным телом. Птицы пели для него свои песни, солнце грело нежными лучами, а когда начинало совсем припекать, заботливый ветерок обдувал прохладными потоками воздуха. Хорошо, хорошо да не совсем. Очень любил Камень мечтать. Он придумывал для себя приключения, мечтал о том, как сможет двигаться и очень огорчался, возвращаясь к реальности, в которой двигаться, не мог. А дальние - дали оставались только в мечтах». 

Ученики высказывают свои мысли по теме урока.

Учитель. Совершенно верно. Тема урока связана с механическим движением. Попытаемся выяснить, что вы знаете о движении, а что для вас ещё остается неизвестным, непонятным. (3 мин)

Дальнейшие действия согласно технологическим этапам. (Таблица№1)

Таблица№1.

Технологические этапы

Действия учителя

Действия учащихся

1. "Индукция" - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.

Нарисуйте слово «движение»; - Запишите ассоциации, которые возникают у вас во время работы над рисунком

Рисуют в тетрадях познавательный объект.
- Составляют ассоциации

2. "Самоконструкция" - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

Запишите все, что вы знаете о движении.

Записывают все, что знают о познавательном объекте

3. "Социоконструкция" - работа учащихся в группах по построению этих элементов.

Организует работу в парах: "Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием".

Работают в парах по заданию учителя.

4."Социализация" - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция )

Организует работу в группах: "Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами".
 

Работают в группах с ранее рассмотренными в парах познавательными объектами.
 

5. "Афиширование" - вывешивание "произведений - работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с ними

Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов.
- Дает необходимы пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

Представляют результаты работы групп.
- Задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий

6. "Разрыв" - внутреннее осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому

- Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях.
Организует работу учащихся с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия.

Показывает демонстрационный эксперимент

- Осознают возникшие познавательные противоречия.
Работают с источниками информации, выполняют ФЭЗ.
Закрепляют и применяют полученные знания

 

С помощью  рисунка ученики рассказывают о своих наблюдениях, интересных ситуациях, задают вопросы, формулируют проблему. Рисунок помогает объяснить, заинтересовать, увлечь. Учитель в процессе выступления обучающихся, выделяет все слова, связанные с механическим движение и записывает их на доске. Например: быстрое, медленное, люди, машины, время, координата, путь, след и так далее. Что напишут и скажут ваши ученики, вы не знаете, можете только предположить. Вам придется приложить все свои умения и знания, чтобы урок достиг цели. Это сложно, но сами дети работают активно и с большим интересом. Очень часто перечень вопросов и утверждений выходит за рамки школьной программы, вызывая у детей любопытство и желание разобраться. Для меня – это главный показатель успешной работы на данном уроке.

Примеры рисунков, сделанных учениками.

примеры рисунков

Учитель.    Действительно трудно представить себе жизнь без движения. Ведь все вокруг нас существует, движется  и развивается. Я могу с уверенностью сказать, что вы многое  знаете по данной теме. Но я выделила только несколько ваших утверждений и хотела бы экспериментально проверить их. Проверим? Обсудим? Может быть, вы в чем - то ошибаетесь?

 Например, вы утверждаете, что:  «Окружающий нас мир полон движений. А что такое движение вы не сказали». (Слайд №4-5)

Выясним?

ФЭЗ№1. Движение шарика.

Оборудование: шарик, линейка.

1. В каком состоянии находится шарик? (Ответ: в покое).

2. При взаимодействии с линейкой шарик начинает двигаться. Почему вы сделали такой вывод? (Ответ: изменилась координата шарика, то есть положение на столе).

3. Это действие произошло мгновенно? (Ответ: потребовалось время).

Вывод: механическое движение – это изменение положения тела в пространстве с течением времени.

Я думаю нам пора немного отвлечься от урока, но не стоит забывать о том, что мы изучаем. Сейчас нам предстоит  совершить несколько знакомых механических движений. Предлагаю всем встать.

 Физкультминутка.

 Я иду, и ты идешь — раз, два, три.

                    (шаг на месте)

Я пою, и ты поешь — раз, два, три.

                    (дирижируем)

Мы идем, и мы поем — раз, два, три.

                     (шаг на месте)

Очень дружно мы живем — раз, два, три.

                    ( хлопаем руками)

Вы совершили сейчас механическое движение? Докажите. (Ответ: изменили, свое положение в течение времени в пространстве).

Вернемся к нашей сказке о камне. Камень находиться в покое или движении?

Обсуждение.

Возможно, возникнет спор. Одни ученики будут утверждать, что камень в покое, другие, что может двигаться относительно каких - то тел. Кто прав?

Проверим следующее ваше утверждение: «движение относительно».

Демонстрационный эксперимент. ДЭ №1. Движение различных тел, относительно друг друга.  

Оборудование (игрушки): 2 машины разного цвета, дом, деревья, светофор, человечки.

Какие тела движутся, а какие находятся в покое? Показываем движение одной машины, двух относительно дома, деревьев, светофора. Движение человечка относительно этих же тел. Движение машины№1 относительно машины№2, движущейся с такой же скоростью.

Обсуждение предложенных ситуаций. 

Вывод: механическое движение - это изменение с течением времени(t, секунда) положения тела (х, координата, метр) в пространстве  относительно других тел.

Основная задача механики заключается в том, что бы определить координату и время, то есть узнать, где и когда будет находиться тело.Для этого необходимо выбрать тело отсчета, систему координат и прибор для измерения времени.

Вернемся опять к нашей сказке о камне. Камень находиться в покое или в движении? (Ответ: в покое относительно земли, в движении относительно движущихся животных, людей, Солнца).

 3. Вы утверждаете, что:  «тела могут двигаться по - разному: быстро или медленно, по кривой или по прямой линии». (Слайд №6-7)

Каждое тело во время своего движения отличается своей скоростью, но про скорость мы поговорим на следующем уроке. А как можно назвать движение, происходящее по прямой линии или по кривой. (Ответ: прямолинейное и криволинейное).

Линия, вдоль, которой движется тело, называется траекторией, а длина траектории - путь.

ДЭ №2.  Прямолинейное движение машины. Измерьте путь. Каким прибором вы воспользуетесь? (Ответ: линейка)

Записать в тетрадь.

Конспект урока по теме «Механическое движение».

  Записать в тетрадь.

план

ответ

1. Механическое движение - это

изменение с течением времени(t, секунда) положения тела (х, координата, метр) относительно других тел.

2. Примеры

Движение человека, Солнца, автомобиля, отдельных молекул.

3. Основная задача механики ОЗМ

Где и когда? Найти координату и время.

4. Чтобы решить ОЗМ, нужна система отсчета (СО).

Тело отсчета, (СК) система координат, часы.

5. Траектория

След. Линия, вдоль, которой движется тело.

6. Путь, S (метр)

Длина траектории.


Решение задач. Устно.(Слайд №8-9)

1. Розыскная собака идет по следу преступника. Чью траекторию она повторяет? (преступника)

2. Какие приборы нужно иметь, чтобы изучать движение? (линейка, метр, часы, секундомер, спидометр, тахометр и т.п.)

3. В каких видах спорта измеряют только а) время; б) только длину; в) и длину, и время.

4. Верно ли выражение «Солнце всходит и заходит»? А что к нему необходимо добавить с точки зрения науки? (Нет. Земля вращается вокруг Солнца и вокруг собственной оси. Солнце появляется над горизонтом относительно поверхности Земли)

Учитель.  Как вы оцениваете свою работу на уроке: 1. «Тяп-ляп», 2. «В поте лица», 3. «Через пень колоду», 4. «Засучив рукава».(Слайд №10)

Все очень хорошо работали на уроке. Особенно я хотела бы отметить следующих учеников… (объявить оценки за урок).

Учитель.  Выскажите свое мнение к рассмотренным вопросам. Предлагаю  составить синквейн по теме нашего урока.

 Примеры синквейнов составленные учениками.

 Движение.

Быстрое, медленное.

Ускоряется, замедляется, изменяется.

В жизни нашей постоянно встречается!

Механика.

Движение

Относительное, меняющееся.

Покоится, разбегается, ускоряется.

Основное свойство материи!

Физика.

Учитель.  Сегодня мы попытались ответить только на некоторые вопросы. Многое вам предстоит еще узнать. Терпение! Все впереди! 

Стихотворение - пожелание для вас!

Движение вперёд... Поставьте жестко цели.

Желайте только то, достигнуть что хотели.

Улыбка неспроста, движение вперёд...

Мечта не умерла, не превратилась в лёд.


Движение как жизнь, неповторимый миг.

Вы двигайтесь вперёд, свой достигайте пик!

Ведь двигатель желания он в вашей голове!

Стремитесь! Достигайте! Вперёд к своей мечте!


Неважно, что задумали, а важен результат.

Собой горды вы будете, довольны - это факт.

Не опускайте руки! Вперёд без сожалений.

Тогда, поверьте, точно достигните вы цели!

                                                         Автор стихотворения Татьяна Войцеховская.

  Запишите в дневник домашнее задание. Решить упр. №3 на стр.  32. Прочитать параграф.

  /data/files/c1487520288.pptx (презентация)

Литература.

1. Перышкин, А. В. Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А. В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2016.


Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.