12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Козоногова Ирина Александровна24 Россия, Пермский край |
Технологическая карта урока по физике «Биологическое действие радиации», 9 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема учебного занятия, класс | Биологическое действие радиации, 9 класс | ||||
Форма учебного занятия | Урок открытия нового знания | ||||
Цели занятия (дидактические) | Формирование представления о биологическом действии радиации, о достоинствах и недостатках его влияния на человека и окружающий мир Формирование приёмов исследовательской деятельности | ||||
Задачи занятия (дидактические) | личностные | метапредметные | предметные | ||
Обеспечить познавательную мотивацию обучающихся через организацию обсуждения проблемы «Почему срабатывает счётчик Гейгера?» и систему направляющих вопросов Провести рефлексию деятельности в группе по анализу своей роли при решении исследовательских задач
| Организовать работу в группах для решения учебных исследовательских задач | Создать условия для решения в группах исследовательских задач:
| |||
Планируемые результаты | личностные | метапредметные | предметные | ||
Самоопределение: Развитие умений рефлексивной оценки учебной деятельности при работе в группе
Смыслообразование: Формирование мотивации образовательной деятельности на основе проблемной ситуации Формирование убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества
| Познавательные Приобретение опыта поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения учебных исследовательских задач урока
Регулятивные Овладение навыками организации учебной исследовательской деятельности, постановки целей, планирования, контроля и оценки результатов своей деятельности при работе в группе
Коммуникативные Формирование умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника при работе в группе и во время представления решения задачи Развитие коммуникативных умений докладывать о результатах группового исследования | Формирование умения использовать полученные знания о биологическом действии радиации для охраны здоровья и окружающей среды
Представление об основных понятиях:
| |||
Основные понятия | Биологическое действие радиации, доза облучения, поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза | ||||
Организация пространства
| |||||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | |||
Основы безопасности жизнедеятельности ИКТ
| Фронтальная, групповая |
| |||
Этапы урока
(количество этапов и их название могут варьироваться в зависимости от формы организации учебного занятия)
Деятельность учителя / Используемые технологии | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
1-й этап Организационно-мотивационный
| ||||||
Вывести учащихся на самостоятельную формулировку темы урока, помочь обучающимся сформулировать цели и задачи через проблемную ситуацию* и систему направляющих вопросов**/ Технологии проблемного обучения | Через анализ проблемной ситуации и направляющих вопросов формулируют тему, цели и задачи урока | Планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи | Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.
Высказывают свои предположения о чём пойдет речь на уроке и формулируют тему уроку | Слушать собеседника, строить высказывания Владеть диалогической формой речи | Принимают решения и осуществляют выбор в учебной и познавательной деятельности | Планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, высказывать мнения по существу полученного задания |
| ||||||
2-й этап Творческое применение и добывание знаний | ||||||
Консультирует /помогает в случае возникновения трудностей. Наблюдает за работой каждого ученика. /Проектная технология, ИКТ
| Пользуясь ноутбуками и научно-познавательной литературой, отбирают информацию, необходимую для решения поставленной задачи
Сравнивают материал по нескольким источникам
Выделяют основные положения и идеи
Решают познавательную задачу
Формулируют выводы
Оформляют результаты работы
| Совершенствовать навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации
Анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объекта
Осваивать опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом
Структурировать полученные знания | Работают в группе Распределяют роли/ обязанности
Выражают свои мысли и идеи по решению задачи
Учитывают позицию членов группы Используют речь для регуляции деятельности членов группы
Строят сообщение по результатам решения учебной исследовательской задачи | Организовывать и планировать учебное сотрудничество со сверстниками
Действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия | Планируют совместную деятельность в группах ставят цель исследования, формулируют задачи)
Подбирают средства для решения исследовательской задачи
Выбирают способ наглядного представления результатов
Дают промежуточную оценку с целью скорректировать работу в группе | Ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию
Осуществлять выбор эффективных средств достижения целей
Контролировать деятельность свою и членов группы |
3-й этап Представление результатов работы | ||||||
Направляет процесс представления результатов работы Поясняет понятия, объяснение которых вызывает трудности у учащихся Организует обсуждение решений познавательных задач Участвует в коллективной оценке результатов Наблюдает и отслеживает, чтобы каждый ученик принял участие в этапе представления результатов (через выступление, вопрос, дополнение и т.д.) Предлагает листы оценки защиты решения познавательной задачи / ИКТ | Представляют групповое решение познавательной задачи устно с опорой на презентацию, рисунок, схему и др., созданные совместно с помощью сервисов Google
| Совершенствовать умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой визуальной поддержкой
Использовать информацию для объяснений и доказательств биологического действия радиации | Строят речевое высказывание о результатах группового исследования
Выслушивают группы во время представления решений задач
Дополняют представленные решения
Задают вопросы | Формулировать свои мысли в устной форме
Слушать и понимать других | Участвуют в коллективной оценке содержательной стороны сообщения, эффективности выбранного способа представления результатов
Заполняют лист оценки защиты*** | Оценивать результаты деятельности сверстников |
4-й этап Рефлексия | ||||||
Предлагает листы рефлексии*** / Технологии рефлексивного обучения, самооценки достижений | Заполняют листы рефлексии | Осознавать свои черты характера, цели, позиции | Строят простые рассуждения, оценивая свою роль в группе | Выражать собственное мнение | Заполняют листы рефлексии | Оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях |
* см. Приложение 1
** см. Приложение 2
*** см. Приложение 3
Приложение 1
Тема: Биологическое действие радиации, 9 класс
Проблемная ситуация:
Обучающиеся уже имеют представления о радиоактивности и методах регистрации и исследовании частиц. В кабинете включаю счётчик Гейгера (ЦЛ "Архимед") и задаю вопрос: почему счётчик Гейгера срабатывает, когда поблизости нет источника радиоактивного излучения? Дети выдвигают гипотезы и в процессе беседы приходим к выводу о том, что есть естественный радиационный фон Земли. Использую систему направляющих вопросов (см. Приложение 2). После предлагаю детям поделиться на группы и провести небольшие исследования с помощью сети Интернет, обычно темы формулируют сами (примерные: "Влияние радиации на животный мир", "Влияние радиации на растительный мир", "Как радиация влияет на Человека", "Использование радиации" и др.). На группу выдается 2-3 ноутбука в зависимости от количества участников. Совместно создают презентацию, схему, рисунок, кластер, используя сервисы Google. После представляют результаты работы перед классом.
Приложение 2
Система направляющих вопросов:
- Где в кабинете источник радиоактивности?
- Что такое естественный радиационный фон Земли?
- Почему мы не ощущаем его действие?
- В каких случаях возможно увеличение действия радиации?
- Какое действие оказывает радиация на человека, животных, растительный мир?
- Какая минимальная доза облучения не оказывает вредное воздействие на живые организмы и растения?
Переход уже на работу в группах
- Каковы последствия действия радиации? Приведите примеры "+" и "-" действия радиации на человека, животных, растительный мир?
Приложение 3
Листы рефлексии
Процесс решения познавательной задачи
Интеллектуальная активность | Творчество | Практическая деятельность | Умение работать в группе | |||||||||
2 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 | |
Самооценка | ||||||||||||
Оценка учащихся по группе | ||||||||||||
Дополнение |
|
|
|
|
Оценка защиты решения познавательной задачи
Группа____________________
Оформление | Представление | Ответы на вопросы учителя | Ответы на вопросы учеников | |||||||||
2 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 | |
Учащиеся по классу | ||||||||||||
Учитель | ||||||||||||
Дополнение |
|
|
|
|