12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Забелина Маргарита Владимировна31872
Россия, Забайкальский край, п. Карымское
Материал размещён в группе «Учителя физики»

                       Технологическая карта урока по физике. 9класс.

Подготовка к контрольной работе.

Решение задач по теме «Строение атома и атомного ядра».



Тема



Подготовка к контрольной работе. Решение задач по теме «Строение атома и атомного ядра».

Класс

9 класс

Тип урока:

Урок комплексного применения знаний и умений.


Цель

закрепить теоретические и практические знания, полученные при изучении тем «Радиоактивные превращения атомных ядер», «Закон радиоактивного распада» и отработать умения применять полученные знания в условиях решения физических задач.

Задачи

Образовательные:

1.в ходе урока повторить строение атома и атомного ядра, виды радиоактивности;

2.решая задачи закрепить понятие период полураспада и закон радиоактивного распада;

3. рассмотреть алгоритм решения задач по теме «Радиоактивные превращения атомных ядер» и «Закон радиоактивного распада»;

4. на примерах показать учащимся связь законов физики с реальной жизнью.

Развивающие:

1.продолжить развитие любознательности, инициативы и устойчивого интереса учащихся к предмету.

2. в ходе решения задач развивать у обучающихся интеллект, память, внимание.

3. развивать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации.


Воспитательные:

1.в ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира;

2. воспитывать дисциплинированность и собранность

3. содействовать формированию положительной «Я - компетенции»;

4. решая задачи и обсуждая вопросы, воспитывать коммуникативную культуру школьников.


Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о строении атома;

2.умение работать с источниками информации;

3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Предметные результаты.

1.уметь использовать полученные теоретические знания для решения задач по теме.


УУД

Личностные. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Познавательные. Умение выстраивать логическую цепь, выделять признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

выделять явление из общего ряда других явлений.

Регулятивные. Умение определять потенциальные затруднения при решении учебной задачи; планировать и корректировать.

Коммуникативные. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

Содержание и основные понятия темы.

Радиоактивность, атом, период полураспада, альфа и бета распад, цепные и термоядерные реакции.


Организация пространства

Основные виды учебной деятельности обучающихся.

Основные технологии.

Основные методы.

Формы работы.

Ресурсы. Оборудование.

1.Слушание объяснения товарищей и учителя. 2.Самостоятельное решение задач.

3. Работа с презентацией.

ИКТ; Технология сотрудничества.

1.словесные;

2.наглядные.

Индивидуальная, общеклассная.

Оборудование и материалы:

ПК, интернет, презентация.

Структура и ход урока.

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

УУД

Время

Вводно-мотивационный этап.

1.

Организационный этап

Психологическая подготовка к общению

Обеспечивает благоприятный настрой.

Настраиваются на работу.

Личностные

5 мин.

2.

Этап мотивации (определение темы урока и совместной цели деятельности).

Обеспечить деятельность по определению целей урока.

Кроссенс. Назвать тему урока, определить цель.

Слушают. Обсуждают. Пытаются ответить. Определяют тему урока и цель.

Личностные, познавательные, регулятивные

3 мин.

Операционно-содержательный этап

3.

Закрепление изученного материала.


Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному изучению и закреплению материала.

Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям.

1)Проверка теоретических знаний.

2)Предлагает решить задачи, объяснить и проверить.




1) Отвечают.



2) Решают задачи.

Отвечают на вопросы, проверяют.

Личностные, познавательные, регулятивные

25 мин.

Рефлексивно – оценочный этап.

4.

Проверка знаний

Контроль знаний.

Решение задач

Решают задачи

Личностные, познавательные, регулятивные

10 мин

5.

Рефлексия.

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

Заполнение листа «Самооценка».

Отвечают.

Личностные, познавательные, регулятивные

3мин.

6.

Подача домашнего задания.

Закрепление изученного материала.

Запись на слайде. Итоги главы№4 на стр.265-267 учебника.

Записывают в дневник.

Личностные

1 мин.


​​​​​​​Я использую презентацию с некоторыми изменениями, которая была опубликована ранее.

https://урок.рф/library/prezentatciya_reshenie_zadach_po_teme_stroenie_atoma_072649.html 

Презентация
PPTX / 1.39 Мб

Содержание.

Здравствуйте! Рада всех видеть. 

Слайд№1.

Начнем наш урок с "гимнастики для ума"! Я предлагаю решить головоломку - кроссенс. Кроссенс означает «пересечение смыслов». В центре кроссенса спрятано слово. Слово связано со всеми этими картинками. Если вы уже догадались, что написано в центре, то не спешите. Возможно у вас несколько ответов.

t1658930434aa.gif

t1658930434ab.gif

Слайд№2.

Молодцы! Правильный ответ «радиоактивность». Я думаю, вы поняли, что решение задач будет связано именно с этим явлением.

Слайд№3.

Радиоактивность – это самопроизвольный распад ядер атомов. Вспомним, как происходит распад ядер. В этом нам поможет анимация. Посмотрите на слайд.

Слайд№4.

Любой человек в современном мире хотя бы раз слышал о радиации. В основном, из-за сообщений об атомном оружии или авариях на атомных электростанциях. Все знают, что радиация опасна для живых существ.

1)Среднестатистический курильщик за год получает дозу радиации, идентичную дозе, полученной от 250 рентгеновских снимков грудной клетки. Это происходит из-за содержащихся в сигаретном дыму радиоактивного полония-210.

2)Пилоты и команда, работающая на борту самолета, в год при регулярных рейсах получают больше радиации, чем работники атомной электростанции.

3)После того, как Мария Кюри открыла радий, его добавляли во многие предметы быта, например, мыло или зубную пасту, а также в продукты питания. Зачем? Радий считался полезным для здоровья.

4)С 1950 по 1951 годы в США продавалась детская игрушка, имитировавшая лабораторию по исследованию радиации. В комплект входили научные приборы и… радиоактивные элементы. Игрушка была снята с продажи спустя год после появления на полках, но сделано это было не из-за безопасности, а из-за низких продаж.

Слайд№5.

Перед тем как приступить к решению задач я хотела бы обратить ваше внимание на слова известного венгерского математика Дьёрда Пойа «Умение решать задачи – такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путем подражания или упражнения». Начнем нашу условную тренировку с разминки.

Слайд№6-7.

Вспомним первый тип задач, который вы умеете делать.

Определите состав атома и ядра.

1)Калий 19;19;21;40

2)Натрий 11;11;13;24

3)Магний 12;12;12;24

4) Натрий 11;11;12;23

Слайд№8-9.

Усложняю упражнение. Какие частицы возникают в результате ядерных реакций? Немного поработайте индивидуально, попытайтесь найти ответ. У кого будет все готово дайте мне сигнал. Поднимите руку.

Слайд№10.

Какая из данных реакций не произойдет? Почему? (Б - не соблюдается закон сохранения зарядового числа)

Слайд№11.

Определите, какое уравнение соответствует альфа – распаду, а какое бета? Кто желает ответить на вопрос? (1 – альфа; 2- бета)

Слайд№12.

Наша тренировка в полном разгаре. Мы многое вспомнили. Я вижу, что у вас все хорошо получается. Но упражнения становятся сложение и сложение. Предлагаю вам следующее задание.

В результате серии радиоактивных распадов уран t1658930434ae.gif превращается в свинец t1658930434af.gif. Какое количество α и β - распадов он испытывает при этом?

Есть идеи, как решить эту задачу? Нет! Поэтому теперь мы будем учиться решать задачи «путем подражания».

При решении такого типа задачи необходимо соблюдать алгоритм. Все действия запишите в тетрадь.

в результате серии реакций изменилось зарядовое число и массовое. При каком распаде не изменяется массовое число? (бета)

Необходимо узнать, на сколько единиц изменилась масса 238-206=32

На сколько единиц изменяется масса при одном альфа - распаде? (на 4)

Сколько альфа распадов 32:4=8

3) Составим реакцию для 8 альфа - распадов 92U = 76Х + 8 2Не

76Х, а нам нужно 82Pb? Определим теперь разницу между зарядовым числом.

82 – 76= 6

Проверим! Составим реакцию. Нам надо получить из элемента Х свинец, а это возможно только при 6 бета- распадах.

76Х= 82Pb + 6 -1е

Слайд№13.

А теперь у меня к вам такой вопрос «Сколько живут радиоактивные вещества? Теряют ли они свою радиоактивную силу»? Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо вспомнить такую важную физическую величину как период полураспада. Период полураспада – время, в течение которого распадается половина начального числа радиоактивных атомов. Обозначение: Т Единица измерения: с.

Что это значит? Посмотрим на график. Через определенный период времени распадается примерно половина ядер. Следующий период еще половина от оставшегося числа и так далее. Вот такой закон радиоактивного распада. Для радиоактивных ядер - это не смерть от старости. Это несчастный случай!

Слайд№14.

Исследования показали, что радиоактивные элементы могут иметь самые различные периоды полураспада — от десятимиллионных долей секунды, до миллиардов лет. Но период полураспада для каждого данного вещества определенный, и не изменяется при изменении внешних условий (давлении, температуры и т.д.) Давайте рассмотрим таблицу.

Слайд№15.

Следующий тип задач. Определите период полураспада. (3)

Слайд№16.

Определите период полураспада изотопа эрбия? (№2 или 50) Делим пополам количество ядер.

Слайд№17.

Определите период полураспада. (1)

Слайд№18.

Определите период полураспада. (3) Обратите внимание, на этом графике изображена зависимость массы от времени. Действуем также, находим половину только уже массы.

Слайд№19.

А теперь расчетная задача. Радиоактивный изотоп имеет период полураспада 3 дня.

Сколько атомных ядер из 600 распадется за 6 суток? Как лучше оформить решение?

0 -----------------600

3---------------- 300

3 ---------------- 150

Итог: 450

Слайд№20.

Радиоактивный изотоп имеет период полураспада 10 минут. Сколько ядер из 1000 испытывает радиоактивный распад за 20 минут?

0 -----------------1000

10 ---------------- 500

20 ---------------- 250

Итог: 750

Слайд№21.

А теперь проверим, как вы усвоили материал.

Какое утверждение справедливо? Период полураспада атомов свинца  составляет 3,3 ч.

1)за 3,3 часа массовое число каждого ядра свинца уменьшится вдвое

2) за 3,3 часа распадется половина имевшихся ядер

3) за 6,6 часа распадутся все имеющиеся ядра

4) каждые 3,3 часа распадается в среднем одно ядро

Слайд№22.

Домашняя работа в сетевом городе есть. Прочитать итоги главы №4.

Слайд№23.

Рефлексия.

Наша тренировка подошла к концу. Теперь можно и перекусить. Я вам дарю вот такое яблочко. Ешьте фрукты и берегите здоровье.

Кто устал? Кто чувствует себя бодро? У кого какое самочувствие?

t1658930434ag.gif


Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (4)

Горбачёва Марина Юрьевна, 27.07.22 в 17:08 4Ответить Пожаловаться
Благодарю за качественную помощь коллегам!
Забелина Маргарита Владимировна, 27.07.22 в 17:10 4Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Юрьевна!!!
Кияйкина Наталья Федоровна, 27.07.22 в 18:07 4Ответить Пожаловаться
Благодарю за содержательный и ценный ресурс, Маргарита Владимировна!
Забелина Маргарита Владимировна, 27.07.22 в 18:10 4Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Федоровна, за отзыв и внимание к работе.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.