12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Граф Анна Родионовна2927
Работаю учителем русского языка и литературы в одной из школ Красногвардейского района г.Петербурга. Работа любит меня, по-другому не умею...
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Ангарский техникум общественного питания и торговли»

 

(ГАПОУ ИО АТОПТ)

Технологическая карта

урока русского языка

Составление плана. Структура текста

Преподаватель Граф Анна Родионовна


 

 

Технологическая карта урока

Урок № 29

Дата: 06.12.2016

Курс: 1

ОУ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Ангарский техникум общественного питания и торговли» (ГАПОУ ИО АТОПТ)

учитель

Граф Анна Родионовна

предмет

русский язык

тема урока

Составление плана. Структура текста

цели урока

систематизация представлений о тексте как единице речи, представление о видах плана и алгоритме составления назывного плана художественного текста

задачи урока

формировать представления о тексте как единице речи; составлять вопросные и назывные планы; способствовать развитию устной и письменной речи; воспитанию гуманизма через содержание текста

тип урока

комбинированный

вид урока

урок-исследование

ЦОР, оборудование

компьютер, тексты для редактирования на электронных и бумажных носителях, учебник

методы

демонстрационно-наглядные, словесные

приемы

групповая и индивидуальная работа с разными типами текста, составление плана текста

УУД

познавательные: работать с разноуровневыми заданиями, исследовать и систематизировать материал; регулятивные: планировать действия согласно поставленной задаче, осуществлять контроль своей деятельности на уроке; коммуникативные: уметь работать в команде, слушать и слышать других, развивать умение излагать свои мысли

Информационные источники

А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 кл. Тесты из произведений русской литературы

Особенности урока

Урок проведен согласно методическим требованиям к уроку-исследованию в хорошей эмоциональной атмосфере сотрудничества учителя и учащихся. Этапы урока четко соблюдены, оценивание производилось на каждом этапе, что после позволило объективно подвести итоги деятельности каждого учащегося и класса в целом. То есть учитель работает на уроке с соблюдением принципов индивидуализации и дифференциации, добиваясь поставленной цели.

Структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

I.Организационно-мотивационный

Приветствие, проверка готовности к уроку

Постановка цели урока вместе с учащимися, мотивация к учебной деятельности

Отвечают, проверяют

Определяют цель, значимость темы

примеры из жизни, связь с ГВЭ, важность исследовательского подхода к информации

II. Актуализация знаний

Словарная работа (подготовка к работе с текстом)

Опрос, выявление представлений о тексте, его признаках и строении

Выполняют, составляют небольшой текст

Отвечают

в команде (выполняют и оценивают на каждом этапе)

III. .Работа по усвоению новых знаний

Опрос, выявление представлений о тексте, его признаках и строении

Работа с учебником: чтение и беседа по осмыслению теоретических сведений о видах переработки текста

Работа с деформированным текстом, составление назывного плана

Объяснение самостоятельной работы

Самостоятельная работа

Проверка задания (сверка по правильному образцу), выводы, оценка

Отвечают (восстанавливают деформированный текст «Оленуха»)

Читают, отвечают на вопросы, делают выводы о важности плана текста

Редактируют текст, составляют назывной план текста

Слушают, задают вопросы

Выполняют

Проверяют

устно

на экране – пример 3-единства текста, абзацного членения

самостоятельная работа

критерии и образец – на экране

IV. Оценка, подведение итогов

Оценка – средний балл (оценивание друг друга и оценка учителя)

Оценивают

 

V. Рефлексия

Самооценка

Выполняют, анализируют

 

VI. Итоги урока

Подводит итоги исследования на уроке

Подводят итоги

 

В помощь учащимся

Как составить план к тексту?

Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.

Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план – опорная схема. 

Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему... и т. д., но не Есть ли..., Пришел ли... и т. п.). 

Тезисный план – план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим).
 

Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы используются с целью выделения главной информации какого-то источника (например, учебника, научной статьи или монографии). Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе.


 

Назывной план – план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков).

План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

Что такое развернутый и сжатый план научного текста?

План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.

Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.

Введение — это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.

Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем — новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования.

Заключение (выводы) — это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.

План свернутого (сжатого) содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением

Знать признаки и строение текста; уметь находить признаки текста, определять связь предложений в тексте. Знать определение слова абзац. Уметь делить текст на абзацы.

Отработать навыки выявления признаков текста, его темы и основной мысли, выделения ключевых слов. Уметь составлять план.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.