Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Причастный оборот"
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе
Учитель:Балоева А.В.
ОУ: МБОУ Сош с.Сурх-Дигора
Тема урока: Причастный оборот
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: дать понятие о причастном обороте.
Задачи урока:
Обучающие:
- ознакомить с признаками причастного оборота;
- формировать умение видеть причастный оборот в предложении;
Развивающие:
- продолжить развивать процессы самостоятельной мыслительной деятельности;
- создать ситуацию успеха, направленную на развитие творческих способностей учащихся;
- продолжить формирование коммуникативных навыков: слушания и говорения.
Воспитательные:
- формировать эстетический вкус к слову;
- содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные ситуации;
- направить деятельность учащихся на создание творческого продукта.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать понятие «причастный оборот» ; уметь определять границы причастного оборота в предложении.
Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию, сохранению и передаче информации.
Личностные: понимание определяющей роли языка родного языка в развитии ребёнка.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1. Мотивация и учебная деятельность.
Вступительное слово.
- Добрый день, ребята! Я рада вновь видеть ваши лица. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
1. Проблемная беседа
- Что такое причастие?
- Что вам уже известно о причастии?
- Как их находить в предложении?
- Каково грамматическое значение причастия?
- Назовите морфологические признаки причастия?
- Расскажите о синтаксической роли причастий.
- Посмотрите в окно. Какие причастия вы могли бы использовать для описания осени?
-Составьте 1-2 предложения с такими причастиями.
Учащиеся проводят взаимоопрос.
Отвечают на вопрос учителя, составляют предложения.
Личностные: имеют мотивацию к познавательной деятельности.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач анализ, синтез, сравнение, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: понимают учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
3. Выявление затруднений .
- В составленных вами предложениях обозначьте крестиком слово, от которого зависит причастие. А есть ли слова, которые зависят от самого причастия?
- Как вы думаете, в записанных вами предложениях нужны запятые?
- Пользуясь учебником, сформулируйте тему урока, определите цели.
Отвечают на вопрос.
Мнение учащихся: можно предположить, что в некоторых предложениях требуется постановка запятых, но точнее мы сказать пока не можем, так как недостаточно знаем тему.
Учащиеся называют тему урока, осуществляют целеполагание.
Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
4. Построение выхода из проблемной ситуации.
- Что нам поможет разрешить наше затруднение?
- Можно найти информацию в учебнике, послушать объяснение учителя, выполнить задания.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
5. Реализация построенного проекта.
На столе лежало неотправленное письмо.
1.На столе лежало неотправленное мною письмо.
- Даны словосочетания
неотправленное письмо
неотправленное мною письмо
Составьте с ними предложения.
- Обозначьте слово, от которого зависит причастие (определяемое слово), подчеркните волнистой линией причастие и слово, которое от него зависит.
- Найдите в параграфе информацию о такой конструкции.
- Как вы думаете, почему причастие и зависимое от него слово мы подчеркнули одинаково?
Учащиеся составляют предложения: Учащиеся находят определение причастного оборота.
1. На столе лежало неотправленное письмо.
2. На столе лежало неотправленное мною
Отвечают на вопрос учителя: «Причастный оборот является одним членом предложения».
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1)Прочитайте параграф полностью. Что еще о причастном обороте вы узнали?
2)Можно ли в предложении изменить место причастного оборота? Что зависит от места причастного оборота по отношению к определяемому слову?
3)Вернитесь к предложениям, составленным в начале урока, проверьте, нужны ли в них запятые. Объясните свой выбор.
Учащиеся читают параграф, работают с информацией.
Учащиеся выполняют задания. Объясняют свой выбор.
Регулятивные: учатся корректировать выполнение задания в дальнейшем.
Коммуникативные: создают условия для успешного сотрудничества с учителем, одноклассниками.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1. Солнце перед самым закатом вышло из-за туч, покрывающих небо.
Задание: спишите предложение, найдите и обозначьте причастный оборот. Измените место причастного оборота. Нужны ли теперь запятые?
Учащиеся выполняют задание, проводят самопроверку по эталону.
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
8. Включение в систему знаний и повторения.
3) Работа в парах. Составьте предложения, используя причастия:
рассказывающие о приключениях; разрисованный красками; населяющих долины; изготовляемые на заводах; ; развеянные ветром; плескавшееся в воде; гонимый волнами; сидящая на ветке; едва уловимый.
- В каких предложениях вы поставили запятые при причастном обороте? Почему?
Ребята, учтите, что в причастный оборот не входит определяемое им существительное!
Отредактируйте, пожалуйста, предложения, записав их в исправленном виде. Упр.91
Взаимопроверка.
Учащиеся составляют предложения, записывают их в тетрадь.
Регулятивные: учатся корректировать выполнение задания в дальнейшем.
Коммуникативные: создают условия для успешного сотрудничества с учителем, одноклассниками.
9. Рефлексия.
Задаются вопросы:
-Что вы узнали сегодня нового на уроке?
- Какие задания были интересны?
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
Я тоже довольна: мы сегодня плодотворно потрудились (узнали, что такое причастный оборот, и научились выделять его в предложениях, правильно ставить запятые)
- Спасибо вам за урок. Урок окончен.
Учащиеся проводят оценку своей деятельности.
Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.
Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: строят небольшие монологические выступления.