12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья90
МКОУ "Ситцевская СОШ"
Россия, Челябинская обл., д. Ситцева

Технологическая карта урока

Название предмета: физика

Класс 7, урок №51

Тема: Условия плавания тел

Автор УМК : Перышкин А.В.

Цель: создать условия для деятельности учащихся по выяснению условия плавания тел в зависимости от плотности тела и плотности жидкости; от силы тяжести и силы Архимеда

Формирование УУД:

предметные:

-понять смысл условий плавания тел;

-овладеть опытом исследовательской деятельности в процессе самостоятельного изучения условий плавания тел при работе в группе.

использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент );

личностные:

-стимулировать способность иметь собственные мнения;

-понимание значения сотрудничества с учителем, с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

-самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.

Метапредметные:

Регулятивные:

-постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;

-формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

-Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

-Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

Познавательные:

-Исследовать несложные практические ситуации, выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки на практике;

-Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу.

Информационно – коммуникативные:

-Отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности;

-Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

Место урока в системе уроков данного раздела:урок № 20 в разделе №4

Тип урока : урок изучения нового материала. урок исследование.

Основные термины и понятия: плотность, сила, определение плавания, условия плавания тел в жидкости.

Наглядность: Чашка с водой(кристаллизатор), детский кораблик, фотография или рисунок кота ( Алиса в стране чудес)

Оборудование: компьютер, проектор, экран; лабораторные сосуды с водой, маслом; набор тел разной плотности; деревянный и пенопластиковый кубики одинаковых размеров; клубень картофеля; пробирка с поваренною солью; пластилин; пробирки с песком; прямоугольный параллелепипед из пенопласта; динамометры; гири; мензурки; оборудование лабораторной работы.



Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.

Технология: технология проблемного обучения

Учитель: Макарова Н.М.

Этап учебного занятия

Время

Цель этапа

УУД

методы

формы

Используемые ЭОРы

Познавательные(узнает)

Личностные, коммуникативные, регулятивные

1.Организация начала урока

1 минута

Подготовить учащихся к работе


Умение организовать себя

словесный

фронтальный


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствует учащихся, выявляет отсутствующих


Этап учебного занятия

Время

Цель этапа

УУД

Методы

Формы

Используемые ЭОРы

Познавательные(узнает)

Личностные, коммуникативные, регулятивные

2.Работа по приобретению новых знаний и действий

30-35 мин

опытным путем определить, при каких условиях тело плавает на поверхности или внутри жидкости, при каких условиях тело тонет в жидкости.

«Сила тяжести», «Архимедова сила», «Результирующая двух сил, направленных по одной прямой».

1) FА > Fт;

2) FА = Fт;

3) FА < Fт


Осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию.

Понимают смысл понятий «Сила тяжести», «Выталкивающая (Архимедова) сила» и умеют применять их на практике.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения, опираясь на полученные знания

Фиксируют результаты опытов. Анализируют, делают выводы в результате проведенных экспериментов.

эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, демонстрации и практические задания, решение качественных физического содержания. задач

Групповая, фронтальная, индивидуальная

Презентация, возможно использование интернет- ресурсов на уроке, видео(1 мин. «АЛИСА….»


Деятельность учителя

Деятельность учеников

Создание проблемной ситуации на уроке определение целей и задач урока

1.1.учитель : Неделю назад по телевидению показали фильм «Алиса в стране чудес» Я хочу зачитать вам отрывок из произведения Л. Керролла «За несколько шагов от нее сидел на ветви Чеширский кот. «Скажите пожалуйста, куда мне отсюда идти?»- «А куда ты хочешь попасть?»- Спросил в ответ кот. «Мне все равно …»- сказала Алиса.- «Тогда все равно куда идти»,- заметил кот

Вопрос к классу: Что хочет сказать этим кот Алисе и почему я прочитала вам эти слова? Правильно, нужно знать цель своей работы. И сегодня на уроке мы будем учиться решать проблемы.

1.2на столе кристаллизатор с водой . Учитель опускает в воду монетку и кладет деревянный брусок. Задает вопрос классу: почему маленькая монетка тонет????

1.3.учитель актуализирует знания для дальнейшей совместной работы: Какие силы действуют на тело, погруженное в жидкость?

какой формуле вычисляют силу тяжести?

По какой формуле рассчитывают архимедову силу?

По какой формуле определяют среднюю плотность тела?

Как на практике определить объем тела с помощью мензурки?

Как рассчитать цену деления измерительного прибора?

Цель урока опытным путем определить, при каких условиях тело плавает на поверхности или внутри жидкости, при каких условиях тело тонет в жидкости.

2.Назовите основные измерительные характеристики приборов на ваших столах. Вы уже поняли, что мы работаем в группах по 2 человека

3. Рассмотрите технологические карты ваших исследований. Это ваши путеводители, не забывайте о цели вашего исследования ,

Какие величины целесообразно внести в таблицу?

4. Итак, какие у вас предположения (гипотезы)

Тк у нас 3 гипотезы мы можем разделиться на 3 группы и каждая группа доказывает одну из гипотез и соответственно заполняет свою карту и таблицу (удобно, если в классе 3 ряда парт. Каждый ряд выполняет свои задачи)

5.Эксперимент- это творческий путь познания истины, учитель демонстрирует схему цикл познания истины (на доске или ч/з презентацию




к уроку_Условия плавания тел
PPTX / 13.94 Мб


Фиксируют проблему. Ставят перед собой цель: выяснить условия, при которых тела тонут, всплывают и плавают внутри жидкости.

Выдвигают предположения

Самостоятельно или совместно с учителем формулируют познавательную цель урока.

Отвечают устно на вопросы















Ученики называют СvV Cm m

Ученики предполагают, совещаются друг с другом: № опыта,

V1 объем воды в мерном цилиндре ,

объем воды и погруженного тела в мерном цилиндре, V = V2 -V объем погруженной части тела,

Fa сила Архимеда, m масса тела, FT сила тяжести,

Поведение тела

4. выдвигают гипотезы, советуются с учителем и их записывают в тетрадь (в идеале их 3):

А) тонет или не тонет зависит от массы

Б) зависит от плотности жидкости

В) зависит от плотности тела

5. Ученики выполняют экспериментальную работу



. 1. Для опыта А:(традиционная ЛР 11)

Занесите в таблицу результаты приняв ρж=1000кг/м3 ; g=10Н/кг

Номер

опыта

V1, см3

V2, см3

Vп = V2 - V1, см3

Fa, Н

m, г

FT,Н

Поведение тела

 

1

 

 

 


 


Тонет

 

2

 

 

 


 


плавает

3

 

 

 


 


Всплывает

 











2. Для опыта Б:

Занесите в таблицу результаты приняв g=10Н/кг, объем тела фиксированный (одинаковый для 3-х опытов)

Номер

опыта

V1, см3

V2, см3

Vп = V2 - V1, см3

Pж

Fa, Н

m, г

FT,Н

Поведение тела


1вода пресная

 

 

 



 


Тонет

2соленая

 

 

 



 


плавает

3масло

 

 

 



 


Всплывает


Вычислите силу Архимеда в каждом опыте, сделайте вывод, в котором укажите, при каких условиях тело плавает на поверхности жидкости, внутри жидкости, при каких условиях тело тонет в жидкости.





3. Для опыта В:

Занесите в таблицу результаты приняв ρж=1000кг/м3 ; g=10Н/кг

Номер

опыта

V1, см3

V2, см3

Vп = V2 - V1, см3

Fa, Н

m, г

Pтела

FT,Н

Поведение тела



1

 

 

 


 



Тонет


2

 

 

 


 



плавает

3

 

 

 


 



Всплывает



Вычислите среднюю плотность пробирки с песком в каждом опыте, сделайте вывод, в котором укажите, при каких условиях тело плавает на поверхности жидкости, внутри жидкости, при каких условиях тело тонет в жидкости.



6.Проверим итоги ваших экспериментов. Вы сейчас расскажите, как вы проверяли свою гипотезу, подтвердилась она или нет и почему?

7. и снова вопрос учителя классу при каких условиях тело плавает на поверхности или внутри жидкости, при каких условиях тело тонет в жидкости? ( учитель просит обратить внимание на постановку ЦЕЛИ, в ее формулировке, предложение, которое должно быть в выводах!!)

6.Ученики от каждой группы докладывают о результатах своей работы

7.Вслух проговаривают выводы, записывают в тетрадь ответ на вопрос.при каких условиях тело плавает на поверхности или внутри жидкости, при каких условиях тело тонет в жидкости.

Этап урока

Время

Цель этапа

УУД

методы

Формы

ЭОРЫ

Познавательные

Личностные, коммуникативные, регулятивные

3.Закрепление знаний

5минут

Применение знаний для объяснения разных процессов

Плавание судов, подводных кораблей, условия жизни животных в воде

Применение знаний в жизни

беседа

фронтальная

Презентации учеников


Деятельность учителя

Деятельность учеников


Учитель задает вопросы:

1.Подумайте, может ли пластилин плавать ? Как это сделать ?

Если может, то обосновать, почему это происходит.

А может ли одна жидкость плавать на поверхности другой?

(образование масляного  пятна на поверхности воды.можно провести опыт)

проверим плотность масла по таблице.

жидкости, как и твёрдые тела подчиняются условиям плавания тел. запись

2.Решим задачи:

1), Один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу три несмешивающиеся жидкости разной плотности и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как расположились жидкости в гостеприимном сосуде, если это были: масло подсолнечное, вода и нефть.

2), Почему нельзя тушить горящий бензин водой? (Заливая бензин, плотность которого меньше плотности воды, он всплывает на поверхность воды и продолжает гореть)

Пользуясь таблицей плотности, определите, тела из каких металлов будут плавать в ртути, а какие тонуть?

Пользуясь таблицей плотности, определите,

В какой жидкости утонет лёд?


1.Ученики отвечают на проблемные вопросы и записывают в тетрадь или делают пометки на полях


2.используя таблицы плотности в учебнике, отвечают на вопросы

Этап урока

Время

Цель этапа

УУД

методы

Формы

ЭОРЫ

Познавательные

Личностные, коммуникативные, регулятивные

4. обобщение

2 мин

Перевод полученных знаний в целостную систему

Условия плавания тел

Умение обобщать

беседа

фронтальная



Деятельность учителя

Деятельность ученика




Мы сегодня вместе с вами попробовали быть учеными и переднами стоял вопрос о причине и условиях плавания тел

Как вы думаете. Мы достигли цели ?, каковы условия плавания тел

Отвечают: тела плавают , если 1) FА > Fт;

2) FА = Fт;


Этап урока

Время

Цель этапа

УУД

методы

Формы

ЭОРЫ

5.Рефлексия и Д/З

2 мин

Дать общую характеристику работы класса


Умение работать в группе(слушать и слышать)

Беседа

фронтальная



Деятельность учителя

Деятельность ученика


1.Дает общую характеристику работы класса, благодарит за творчество и успех на уроке

2.Просит учащихся подготовить дома отчет и для тех, кто желает приготовить сообщения о воздухоплавании

Выясняют, что получилось, что не получилось, дают самооценку

Записывают задание в дневник



t1644731014aa.png

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.