12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зебзеева Елена Павловна92
Россия, Хабаровский край, Хабаровск
2

Технология эффективной социализации -"Ситуация месяца" Реальные инструменты для решения задач духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Технология эффективной социализации -"Ситуация месяца"

Реальные инструменты для решения задач духовно-нравственного

воспитания детей дошкольного возраста

Введение

Социализация и духовно-нравственное воспитание детей – это важные аспекты развития личности в современном обществе. Федеральная образовательная программа дошкольного образования 2023 года уделяет особое внимание формированию традиционных духовно-нравственных ценностей и любви к истории культуры своей страны у детей.

Возникает вопрос: "Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу? " Мы задумались, какие технологии нам помогут?

Самую универсальную, комплексную технологию, в направлении социально – коммуникативного развития предлагает Н. П. Гришаева. Старший научный сотрудник ИС ФНИСЦ РАН; автор Технологии эффективной социализации; Президент Ассоциации «Педагогическое сообщество Технология эффективной социализации».

Н.П. Гришаева предлагает 9 технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно: Клубный час; Проблемные педагогические ситуации; Ежедневный круг рефлексии; Дети – волонтёры (разновозрастная деятельность); Волшебный телефон (телефон доверия, который дает детям возможность открыть сказочному персонажу то, что они не доверяют взрослому); Социальные акции; Ситуации Месяца (проектная деятельность с целью овладения ребёнком разными социальными ролями); Коллективный проект; Работа с родителями.

Представляю вам технологию "Ситуация месяца", как инструмент для решения задач духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

1. Технология "Ситуация месяца"

Технология "Ситуация месяца" разработана с целью создания среды, в которой дети могут активно участвовать и погружаться в разнообразные ситуации, способствующие развитию их духовно-нравственных качеств. Основная идея этой технологии заключается в том, чтобы предоставить детям возможность переживать, анализировать и обсуждать различные жизненные ситуации, которые сталкиваются сами дети или окружающие их люди.

2. Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в технологии "Ситуации месяца"

Основные цели и задачи духовно-нравственного воспитания в рамках технологии "Ситуация месяца" включают:

Понимание социокультурных ценностей: Путем обсуждения различных ситуаций, связанных с традициями и культурой, дети развивают понимание своей культурной принадлежности и национальной истории.

Формирование моральных ценностей: Дети учатся различать между правильным и неправильным, развивая моральные и этические нормы поведения.

Развитие эмпатии: Обсуждение ситуаций, связанных с чувствами и эмоциями других людей, помогает детям развивать эмпатию и способность к сочувствию.

Формирование толерантности и уважения: Дети учатся уважать разнообразие культурных и социальных особенностей, что способствует формированию толерантности и уважения к другим.

3. Алгоритм проживания "Ситуации месяца"

Алгоритм проживания "Ситуации месяца" включает следующие шаги:

Шаг 1: Выбор ситуации. Педагог выбирает ситуацию месяца, которая будет актуальной и интересной для детей. Это может быть событие из реальной жизни или вымышленная ситуация.

Шаг 2: Подготовка материалов. Педагог подготавливает материалы, которые помогут детям лучше понять выбранную ситуацию. Это могут быть рассказы, картинки, игры или другие образовательные ресурсы.

Шаг 3: Обсуждение ситуации. Дети с педагогом обсуждают выбранную ситуацию, выражают свои мысли, чувства и мнения по этому поводу. Педагог старается задавать вопросы, которые способствуют размышлению и анализу.

Шаг 4: Создание образовательных активностей. На основе выбранной ситуации педагог разрабатывает разнообразные образовательные активности, которые помогут детям углубить свое понимание и навыки, связанные с данной ситуацией.

Шаг 5: Рефлексия и обобщение. По завершении месяца педагог проводит рефлексию, собирая обратную связь от детей о том, что они узнали и чему научились в рамках ситуации месяца.


4. Практический материал: Ситуация месяца "Мой дом детский сад"

Цель: Формирование позиции: "Я-член коллектива"

В рамках этой ситуации месяца, дети вовлекаются в исследование и обсуждение своего детского сада как места, где они проводят большую часть своего времени. Этот процесс помогает им развивать понимание своей роли в коллективе и формирует у них чувство принадлежности к детскому саду.

Шаг 1: Исследование детского сада. Дети вместе с педагогом начинают исследование своего детского сада. Они изучают его структуру, зоны для игр, учебные классы и другие помещения. Это помогает им понять, какие роли они могут выполнять в этой среде.

Шаг 2: Обсуждение ролей. Педагог проводит обсуждение с детьми о различных ролях, которые они могут играть в детском саду. Это могут быть роли старшего друга, помощника воспитателя, лидера в играх и т. д. Дети делятся своими предложениями и идеями.

Шаг 3: Создание образовательных активностей. На основе обсуждений и исследований, педагог разрабатывает разнообразные образовательные активности, которые помогут детям испытать выбранные роли. Например, они могут организовать маленькую "школу" для младших детей, играть в игры, в которых нужно сотрудничать, или помогать учителю в подготовке материалов.

Шаг 4: Рефлексия и обобщение. По завершении месяца дети и педагог проводят обсуждение того, какие роли им удалось испытать, что им понравилось больше всего, и какие навыки они развили в процессе. Это помогает им лучше понять свою роль в коллективе и воспринимать детский сад как свой дом.


5. Практический материал: Ситуация месяца "Мальчики и девочки"

Цель: Формирование социальных ролей ("мальчик" и "девочка") на основе традиционных российских ценностей.

В этой ситуации месяца, дети исследуют и обсуждают социальные роли мальчиков и девочек в соответствии с традиционными российскими ценностями и нормами.

Шаг 1: Обсуждение социальных ролей. Педагог начинает обсуждение социальных ролей мальчиков и девочек. Дети делятся своими представлениями о том, какие задачи и обязанности свойственны мальчикам и девочкам в семье и обществе.

Шаг 2: Исследование и анализ. Дети исследуют и анализируют различные аспекты социальных ролей, такие как игрушки, одежда, хобби и интересы. Они обсуждают, насколько эти роли соответствуют их собственным интересам и предпочтениям.

Шаг 3: Создание образовательных активностей. Педагог помогает детям создать собственные игры и активности, которые позволят им пережить и понять различные социальные роли. Например, они могут играть в ролевые игры, где каждый из них будет играть определенную роль, или создать коллективный проект, в котором будут участвовать все дети вне зависимости от пола.

Шаг 4: Рефлексия и обобщение. По завершении месяца дети и педагог проводят обсуждение того, какие социальные роли им удалось пережить, что они узнали о себе и о других, и какие ценности им важны в этом контексте. Это помогает им развивать более широкое понимание и толерантность к различным социальным ролям.


Заключение

Технология "Ситуация месяца" представляет собой мощный инструмент для решения задач духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном возрасте. Она позволяет создать среду, в которой дети могут активно участвовать, анализировать и обсуждать разнообразные жизненные ситуации, способствуя формированию традиционных духовно-нравственных ценностей и уважению к культуре и традициям своей страны.

Разрабатывая и планируя содержательный раздел Федеральной образовательной программы дошкольного образования в области "Социально-коммуникативная", педагоги получают не только инструменты для успешной реализации образовательного процесса, но и способствуют формированию у детей ключевых навыков и ценностей, необходимых для успешной адаптации в обществе.

Овладение реальными инструментами и механизмами, представленными в технологии "Ситуация месяца", позволяет педагогам:

Поддерживать активное участие детей в образовательном процессе. Дети становятся активными участниками обсуждения и решения разнообразных ситуаций, что способствует развитию их критического мышления и самостоятельности.

Создавать атмосферу доверия и уважения. Обсуждение сложных ситуаций позволяет детям высказывать свои мнения и чувства, что способствует формированию навыков эмоциональной интеллигенции и уважения к мнению других.

Формировать толерантность и понимание разнообразия. Дети учатся уважать разные точки зрения и понимать, что мир населяют разные люди с разными ценностями и культурными особенностями.

Содействовать духовно-нравственному развитию. Путем обсуждения этических и моральных аспектов ситуаций, дети развивают свою способность к принятию моральных решений и рефлексии над своим поведением.

Отслеживать динамику развития. Педагоги могут наблюдать за изменениями в поведении и отношениях детей в течение месяца и анализировать их прогресс в формировании духовно-нравственных ценностей.

Технология "Ситуация месяца" открывает перед педагогами и воспитателями множество возможностей для воплощения целей и задач духовно-нравственного воспитания в жизнь. Важно помнить, что эта методика не только способствует формированию ценностей, но и развивает ключевые навыки, необходимые для успешной социализации в современном мире.

Таким образом, технология "Ситуация месяца" не только соответствует требованиям Федеральной образовательной программы дошкольного образования 2023 года, но и предоставляет педагогам эффективные инструменты для достижения этих целей. Она позволяет формировать у детей не только знания, но и навыки, необходимые для успешной адаптации в обществе и развития их духовно-нравственной сферы. Следование этой технологии способствует созданию более гармоничного и толерантного общества, в котором каждый ребенок имеет возможность расти и развиваться как индивидуальность, уважая при этом других.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.