Урок «Уменьшение числа на несколько единиц» (Математика, 1 класс)
Урок в 1 классе
Предмет: Математика УМК: Начальная школа XXI века. Тема: «Уменьшение числа на несколько единиц» |
Цели: учить решать задачи с отношениями «меньше на »; формировать умение сравнивать числа вычитанием.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Планируемые результаты:
1. Личностные УУД:
- формировать положительную учебную мотивацию, навыки;
метапредметные:
2. Регулятивные УУД:
- формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
- оценивать собственные успехи;
-учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалами учебника и тетради на печатной основе;
3. Познавательные УУД:
- учатся анализировать условие задачи;
- учатся классифицировать объекты по общему признаку;
- сравнивают объекты с целью выявления общих и различных свойств;
4. Коммуникативные УУД:
- учиться работать в парах, вести диалог, слушать товарищей;
предметные: понимают, что значит уменьшить число на несколько единиц.
- Оборудование к уроку:
- интерактивная доска;
- проектор;
- компьютер;
- презентация к уроку;
- карточки с примерами;
- учебник математики;
- тетрадь на печатной основе.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, интерактивный.
Средства обучения: для обучающихся: учебник 1 класс,
В. Н. Рудницкая «Математика», 2 часть; тетрадь на печатной основе; рабочая тетрадь; фишки.
для учителя: учебник 1 класс, В. Н. Рудницкая «Математика» 2 часть, мультимедийная техника, презентация, карточки с примерами.
1 этап урока. Организационный момент.
Создание мотивационного успеха:
Внимание! Проверь дружок!
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте? Все ль в порядке?
Книга, ручка и тетрадка?
И цветные карандаши
Ты на парту положи
И линейку не забудь!
В математику держишь путь!
2 этап. Актуализация знаний учащихся. Постановка цели и задачи урока.
1) Устный счет («Верно ли, что») Учитель показывает карточки с примерами.
Верно ли, что
11-3=8 (да)
12-2=10 (да)
14-5=8 (нет)
10-3=7 (да)
13-7=7 (нет)
15-6=9 (да)
12-4=7 (нет)
14-5=9 (да)
- Прочитайте по-разному.
- Объясните, как считали.
- Ребята, давайте вспомним, какая тема была на прошлом уроке? (увеличение числа на несколько единиц)
- Что значит увеличить на несколько единиц (значит, прибавить к данному числу несколько единиц).
- Если на прошлом уроке была тема: «Увеличение числа на несколько единиц», как вы думаете, какая будет тема урока сегодня? Кто догадается? Правильно! Тема урока: «Уменьшение числа на несколько единиц».
- Как вы думаете, что значит, уменьшить число на несколько единиц? (значит, что из данного числа нужно вычесть несколько единиц).
- Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? (уменьшать число на несколько единиц).
Физминутка
Пальцевая гимнастика (в речевом сопровождении вместе движениями «вы во двор пошли гулять» с элементами самомассажа. (Слайд 1)
«Мы во двор пошли гулять».
Раз, два, три, четыре, пять,
Загибают пальчики по одному, начиная с больших, одновременно на обеих руках.
Мы во двор пошли гулять.
«Идут» по столу указательным и средним пальчиками.
Бабу снежную лепили,
«Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили,
«Крошат хлебушек» всеми пальчиками.
С горки мы потом катались,
Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.
А еще в снегу валялись.
Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.
III. Объяснение нового материала.
– Сколько клеточек мы отступаем от предыдущей работы? (4 клеточки). Запишите сегодняшнее число. (слайд 2).
– Минутка чистописания (Работа с тетрадями).
– Откройте учебник на стр. 105 и прочитайте тему урока. (Уменьшение числа на несколько единиц).
Задание № 1.
– Приготовили фишки.
Задача.
У Пети 8 книг, а тетрадей на 3 меньше. Сколько тетрадей у Пети?
– О чем говориться в задаче? (о том, что у Пети книги и тетради).
– Мы знаем, сколько у Пети книг? (да 8 книг)
– Давайте обозначим книги фишками желтого цвета. Выложите на столе 8 фишек.
– Мы знаем, сколько тетрадей у Пети? (нет)
– Но, что нам известно про тетради? (что их на 3 меньше).
– Давайте обозначим тетради фишками красного цвета. Выложите такое количество красных фишек, чтобы их было на 3 меньше, чем книг.
– Сколько же тетрадей у Пети? (5).
– Как вы узнали (посчитали на столе).
– Как еще можно узнать? (из 8 вычесть 3 получится 5).
– Запишите решение в тетрадь. (диктует ученик)
Задание № 2.
Задача.
Для ремонта дачи приготовили 9 досок, а брёвен на 4 меньше. Сколько бревен приготовили для ремонта?
– О чем говорится в задаче? (о том, что для ремонта дачи приготовили доски и бревна)
– Сколько приготовили досок? (9)
– Сколько бревен? (мы не знаем, но в условии сказано, что на 4 меньше, чем досок)
– Как узнать, сколько бревен приготовили для ремонта? (Надо из 9 отнять 4)
– Записываем (диктует ученик: 9-4=5).
– Назовите меньшее число. (6)
Физминутка
Вышли мышки как-то раз (шаг на месте)
Посмотреть который час
Раз, два, три, четыре
Мышки дернули за гири
Тут раздался страшный звон (закрывают ушки)
Убежали мышки вон (бег на месте).
А теперь сели тихо, как мышки.
IV. Закрепление.
- Открываем тетради на печатной основе на стр. 70. Приготовили цветные карандаши.
Задание № 1.
– Посчитайте сколько красных фишек нарисовано? (8)
– Возьмите зеленый карандаш и нарисуйте зеленых фишек на 3меньше, чем красных. Сколько фишек вы нарисовали? (5).
– Возьмите синий карандаш и нарисуйте синих фишек на 2 больше, чем зеленых. Сколько фишек вы нарисовали (7).
– Возьмите желтый карандаш и нарисуйте желтых фишек на 4 меньше, чем синих. Сколько фишек вы нарисовали (3).
Задание № 3.
– Самостоятельная работа. Уменьши на 5 каждое число и запиши результат.
Проверка.
Задание №4.
– Если 15 уменьшить на 6, то получится число… Найдите правильный ответ и поставьте рядом галочку.
Проверка
V. Самостоятельная работа.
Решение примеров на стр. 71 № 5.
Проверка.
VI. Итог урока.
– Какую тайну математики вы сегодня открыли? (Чтобы уменьшить число на несколько единиц, надо вычесть)
– Кто может сказать, что добился цели и научился уменьшать число на несколько единиц? (поднимают руки)
– Кто научился, но вам нужна помощь фишек? (ответы)
– Что же нужно сделать, чтобы добиться поставленной цели?
– Кто может сегодня себя за что то похвалить? (ответы детей)
– Спасибо за урок.
Список использованных материалов:
– учебник 1 класс, В. Н. Рудницкая «Математика», 2 часть;
– тетрадь на печатной основе «Математика» 1 класс, 3 часть;
– Математика «Методика обучения» В. Н. Рудницкая, Е.Э. Кочурова, О.А. Рыдзе. М.: Издательский центр «Вентана – Граф». 2013.
– Математика «Программа 1 – 4» В. Н. Рудницкая. М.: Издательский центр «Вентана – Граф». 2013.
– http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2015/10/20/umenshenie-chisla-na-neskolko-edinits
– https://infourok.ru/urok-matematiki-umenshenie-chisla-na-neskolko-edinic-898518.html