12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Летушова Оксана Михайловна662
Работаю в школе с 1988 года,имею высшую квалификационную категорию, преподаю историю, обществознание. Должность: зам.директора по учебной работе (0,5 ставки).
Россия, Брянская обл., Погар
2

Тема урока: "Петр Аркадьевич Столыпин: успокоитель или борец за благо России?"



Разработка урока по истории по теме:

"Петр Аркадьевич Столыпин: реакционер или борец за благо России?"

Характеристика урока. Краткое описание: 

Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления изученного материала средствами технологии критического мышления.

ЗАДАЧИ:

Обучающая: дать расширенную характеристику личности П.А.Столыпина, посредством дискуссии рассмотреть с точек зрения экономической, политической, социальной, психологической сущность его реформ, помочь учащимся понять их противоречивый характер. Методом дискуссии исследовать являлись ли реформы П.А.Столыпина «благом для России». Выяснить причинно – следственные связи между социально – политической ситуацией и неудачами новых начинаний. Методом сравнения обобщить представления учащихся о деятельности П.А. Столыпина и подвести  учащихся к самостоятельным выводам. Показать актуальность обсуждаемых вопросов.

Развивающая: методом дискуссии учить отбирать необходимый материал, представлять его, оценивать и сопоставлять факты, сравнивать их, делать выводы, характеризующиеся доказательностью, критичностью, самостоятельностью суждений, развивать умение  вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, видеть важное, значимое, реально и доказательно оценивать деятельность людей. Развивать монологическую речь, ведение диалога, развивать мыслительную деятельность учащихся, включая элементы исследовательских умений (сравнение, обобщение и т.д

Воспитательная – воспитание гражданской позиции, патриотизма и уважения к историческому прошлому России, ответственности за судьбу своего Отечества.

Методическая – формирование коммуникативных навыков обучающихся.

Методы обучения: дискуссия, исследовательский, политическое моделирование, дидактическая игра.

 

Используемые учебники и учебные пособия: 

Программа «История России XX-начало XXI века. 9 класс.  (70 ч.)».

Авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт «История России. XX – начало XXI века», учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений М.: «Просвещение», 2012

 

Тема урока: "Петр Аркадьевич Столыпин: успокоитель или борец за благо России?"

                                                                                                      Эпиграф

 «Противникам государственности

нужны великие потрясения,

 нам нужна великая Россия».

 П.А. Столыпин

Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления изученного материала средствами технологии критического мышления.

ЗАДАЧИ:

Обучающая: дать расширенную характеристику личности П.А.Столыпина, посредством дискуссии рассмотреть с точек зрения экономической, политической, социальной, психологической сущность его реформ, помочь учащимся понять их противоречивый характер. Методом дискуссии исследовать являлись ли реформы П.А.Столыпина «благом для России». Выяснить причинно – следственные связи между социально – политической ситуацией и неудачами новых начинаний. Методом сравнения обобщить представления учащихся о деятельности П.А. Столыпина и подвести  учащихся к самостоятельным выводам. Показать актуальность обсуждаемых вопросов.

Развивающая: методом дискуссии учить отбирать необходимый материал, представлять его, оценивать и сопоставлять факты, сравнивать их, делать выводы, характеризующиеся доказательностью, критичностью, самостоятельностью суждений, развивать умение  вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, видеть важное, значимое, реально и доказательно оценивать деятельность людей. Развивать монологическую речь, ведение диалога, развивать мыслительную деятельность учащихся, включая элементы исследовательских умений (сравнение, обобщение и т.д

Воспитательная – воспитание гражданской позиции, патриотизма и уважения к историческому прошлому России, ответственности за судьбу своего Отечества.

Методическая – формирование коммуникативных навыков обучающихся.

Методы обучения: дискуссия, исследовательский, политическое моделирование, дидактическая игра.

Оборудование урока:   мультимедиапроектор, рабочие тетради, рабочие листы, учебник «История России. XX век», под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, презентация.

Тип урока: обобщающий.                                                                                         

Форма урока: дискуссионный семинар.

Организация работы: работа в группах. Класс делится на группы сторонников и противников П.А. Столыпина.

1-я группа - противники: эксперты по экономическим, политическим и социальным вопросам.

2-я группа: сторонники: эксперты по экономическим, политическим и социальным вопросам.

3-я группа консультанты (оценивают в соответствии с критериями работу 1 и 2 –ой групп).

Психолог.

Каждая группа готовит к уроку факты за и против в оценке деятельности Столыпина.                 ПЛАН УРОКА

1.Организационный момент. 1мин

2.Вступительное слово учителя. ВЫЗОВ. Мотивация и актуализация знаний (постановка проблемы).4мин

3. Дискуссия. ОСМЫСЛЕНИЕ. «Противоборствующие стороны (эксперты) отстаивают свои позиции о столыпинских реформах начала XX века…».15мин

4. Оценка дискуссии.  РЕФЛЕКСИЯ. Обобщение и систематизация знаний

 (кластер, ПОПС, синквейн). 23мин

5.Подведение итогов. 1мин 6.Домашнее задание.1мин

                                                 ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя. ВЫЗОВ. Мотивация и актуализация знаний (постановка проблемы). Тема нашего урока:"Петр Аркадьевич Столыпин: успокоитель или борец за благо России?"

Вечер 1 сентября 1911 года. Место действия – Киевский городской театр. Антракт. Зрители прогуливаются в фойе. Российский премьер Петр Аркадьевич  Столыпин, облокотившись руками о барьер оркестровой ямы, стоит лицом к партеру. К нему направляется незнакомый молодой человек. Столыпин не видит, что он прикрывает театральной программкой оттопыривающийся карман, в котором лежит пистолет. Не доходя двух-трех шагов до премьера, молодой человек выхватывает свое смертоносное оружие и делает два выстрела.

  Через четыре дня после покушения, 5 сентября 1911года, глава кабинета министров России скончался в частной клинике. Одна  из двух выпущенных Богровым (так звали террориста) пуль задела печень, что и решило исход дела. Врачи не смогли спасти жизнь Столыпина…

     Деятельность Столыпина вызывала споры у современников; по-разному она оценивается и сегодня. Ни один из политических деятелей России начала 20 века не мог похвастаться таким количеством преданных, восторженных почитателей как Столыпин, но, пожалуй, ни у кого не было стольких противников и ненавистников. «Столыпинская реакция», «столыпинские галстуки» - говорили одни, «борец за благо России», человек, «достойный сесть на царский трон», «надежда страны» - возражали другие.

Кто же он Петр Аркадьевич Столыпин?

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим различные оценки личности и деятельности П.А Столыпина, постараемся определить его роль в истории России и поразмышляем о трагедии Петра Аркадьевича.

 Сформулируем  проблему нашей дискуссии.  В чём драматизм ситуации: с одной стороны мы видим - ошеломляющий результат реформ. А с другой: -  общенациональный кризис. (Учащиеся сами формулируют проблему).

Итак: «П.А.Столыпин – успокоитель или борец за благо России?»

(Мотивация – метод обучения). Интерактивная технология: проблемно – диалоговая форма урока. (Беседа – форма организации обучения)

Что мы уже знаем об этой проблеме?   

Что мы должны узнать, чтобы решить проблему?

1.Причины реформ Столыпина 1906 – 1911гг.

2.Содержание реформ.

3.Последствия преобразований. 4.Дать оценку роли личности П.А.Столыпина и его окружения в судьбе народных масс России.

5.Привести факты, доказывающие, что Столыпин – великий реформатор, который стремился сделать всё возможное во благо России. Высказать свою точку зрения  в поддержку или опровержение данного утверждения.

Каков должен быть результат нашего обсуждения? (исследовательский метод) Мы скоро узнаем.

Прошу экспертов занять свои места.

Приветствуется не критика оппонента, а новые решения проблемы, идеи, проекты.

Оставляю за собой право задавать вопросы. Оценивать дискуссию будет 3-я группа консультантов. Я передаю им оценочные листы с критериями.

 

Учитель: Наше заседание объявляется открытым. Речь идёт о реформах П.А.Столыпина, главы правительства России в 1906-1911гг.  24 августа 1906г. им была опубликована правительственная реформа, цель  которой успокоение страны с помощью чрезвычайных мер и предлагалось начать аграрную реформу. Слово предоставляется председателю группы противников (обвинения).

 

Председатель группы противников: Спасибо.

( Учитель: Цель вашего выступления?) - доказать, что вместо успокоения Россия получила потрясения. В начале своего выступления хочу сказать, что с самого начала столыпинские преобразования носили репрессивно-карательный характер, с одной стороны: это -  военно-полевые суды, с другой, затрагивали только сельское хозяйство. Столыпину охотно позволялось наводить порядок. Столыпину удалось провести в жизнь лишь аграрную и то не до конца, т.к. программа его была рассчитана лет на 20 лет. За 1907-1909 гг. был казнён 2681 человек, т.е. в среднем каждый месяц военные суды казнили более 70 человек. И только после 1910 года кривая государственных убийств пошла вниз. Его политика, лишь на время успокоившая Россию, не могла предотвратить нового революционного взрыва. Известны слова Столыпина: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». К сожалению, ЖИЗНЬ ПОКАЗАЛА ОБРАТНОЕ: великая Россия получила великие потрясения: общенациональный кризис, Россия вступила в первую мировую войну. Считаем его реформы половинчатыми, и не заслуживающими  положительной оценки

(Учитель: Ваш проект) Нужно было дать землю народу в собственность, сделать землю объектом купли – продажи..

 

Учитель: Слово предоставляется председателю группы сторонников (защита).

Председатель группы сторонников:

(Учитель:  Задача вашего выступления?) 

Несмотря на то, что реформы Столыпина были противоречивыми, мы считаем его выдающимся реформатором и попробуем доказать. Проблемы русского народа пытались решать многие. Многие создавали великолепные по содержанию труды о любви к русскому человеку: Достоевский, Чехов, Толстой, Некрасов. Список этих имён можно продолжать бесконечно. Но, впервые в истории России - длинной и нелёгкой истории,  появился человек, у которого безграничная любовь к России вылилась в детально продуманную, захватывающую все стороны жизни российского общества программу реформ, в которой впервые человек трактовался не как общинный винтик, а как отдельная личность, сильная и свободная. Столыпин видел причины бедственного положения России, а, главное, сумел предложить и во многом осуществить грандиозные планы ее преобразования, которые обеспечили  стремительное развитие страны. К сожалению, Столыпин не был понят ни современниками, ни потомками. Считаем П.А.Столыпина выдающимся реформатором своего времени и  патриотом России. Нельзя всю ответственность за последствия перекладывать на Столыпина. Ему просто не дали завершить задуманное. Считаем столыпинские реформы великими, а его деятельность оцениваем положительно.

(Учитель: Ваш проект? ) Его деятельность оцениваю положительно.

Учитель: Предоставляется слово экспертам каждой группы.

 

                                         ДИСКУССИЯ.

Участникам дискуссии: 30 секунд на каждое выступление.

Эксперт по экономическим вопросам (защита) Уважаемые господа, приведу факты, имеющие положительные последствия для России. Решение аграрного вопроса Столыпин видел в превращении крестьянина в собственника своего земельного надела, по сути фермера.

Эксперт по экономическим вопросам (обвинение): Но при этом сохранялось помещичье землевладение! Выселяя на хутора, он хотел отвлечь внимание крестьян от принудительного раздела помещичьих земель. Их принудительно заставляли уходить из общины.

Эксперт по экономическим вопросам (защита) Прошу не перебивать. Правительство пыталось решить сразу несколько проблем: создания  слоя сельских хозяев, увеличения экспорта хлеба и проблему перенаселённости деревни. В 1906-1914гг. около четырёх миллионов человек было переселено за Урал, где построили тысячи сёл, освоили миллионы десятин земли. Строились шоссейные и грунтовые дороги, морские порты,  склады, элеваторы, налаживалось телефонное и телеграфное сообщение.

Эксперт по экономическим вопросам (обвинение): Возражаю. На окраины России, подальше от помещичьих  имений переселяли  недовольную часть населения. Переселение  было плохо организовано: крестьян бросали на произвол судьбы, и вместо того, чтобы стать самостоятельными хозяевами, многие попали в зависимость местному кулачеству. 16 % вернулось в родные края. Это ещё больше ожесточило бедноту и накалило обстановку в деревне. Реформа проводилась не для крестьян, а для помещиков.

Эксперт по экономическим вопросам (защита) Крестьянам-единоличникам  предоставлялись ссуды для покупки земли у помещиков. Реформа сразу дала результаты. В 1913 г. Сибирь вывезла 90% российского экспорта масла. Сибирские кооператоры продавали за границу также пшеницу, шерсть, пушнину. Считаю, что переселенческая политика имела прогрессивное значение для России, так же как и реформа в целом. Что касается пренебрежения к слабым и голодным: он не отбирал землю у богатых, отдавая её бедным, он обеспечивал необходимыми средствами бедных, чтобы научить их пользоваться тем имуществом, которое государство помогало им приобрести.

Эксперт по экономическим вопросам (обвинение).

Почему крестьянам власть не отдала помещичьи земли в Центральной России, а предлагала ехать неизвестно куда? Почему реформа не затронула всё крестьянство, а только 2 млн. дворов. Только 10 % крестьян стали фермерами. Всё это вызвало ненависть к ним со стороны крестьян- общинников. За один год -1909 полиция зарегистрировала 11 тыс. фактов поджога хуторских хозяйств, крестьяне  уничтожали посевы, ломали инвентарь, травили скот.

Эксперт по экономическим вопросам (защита):

Могу привести только факты. Россия смогла за короткие сроки выйти на передовые рубежи: посевные площади выросли на 10%, а в районах наибольшего выхода крестьян из общины на 150%. 25% мирового экспорта хлеба принадлежало России, а в урожайные годы до 40%.В 3,5 раза выросли закупки крестьянами сельскохозяйственных машин. Темпы промышленного производства, были самыми высокими в мире.

Эксперт по экономическим вопросам (обвинение): Столыпин пытался направить сельское хозяйство России по американскому пути, но не затрагивая основ самодержавия, помещичье землевладение,  а это было невозможно.

Эксперт по политическим вопросам (защита): Россия нуждалась в модернизации не только экономической и политической, в первую очередь,  в создании правового государства. Речь не шла о Конституции, т.к. она  не вызывала одобрения царя и его опоры -  дворянства. Что на деле получили крестьяне в результате политических реформ?  Право поступать на государственную службу и в учебные заведения,  отменялась подушная подать, крестьян запрещалось направлять на принудительные работы, крестьяне получили право свободного избрания места жительства, свободного избрания религии. Каждый гражданин получал право селиться там, где он того желал, никто не имел право вторгаться в чужое жилище, лишь в предусмотренных законом случаях. Никто не мог быть задержан, арестован помимо воли суда.

Учитель: Вы не имеете право высказывать своё мнение .В защиту П.А.Столыпина могу сказать: В июне 1909 П.А. Столыпин присутствовал на встрече государя Императора Николая II с Императором Германии Вильгельмом II на яхте "Штандарт".  В беседе Вильгельм II сказал: "Был бы у меня такой министр, на какую высоту мы подняли бы Германию!"  Так высоко оценил заслуги Столыпина император Германии. У  меня всё.

Эксперт по политическим вопросам (обвинение): Прошу слова.  Гражданские свободы, о которых шла речь были на самом деле декларацией. На деле это выливалась в преследования, погромы, ликвидацию подпольных типографий, физическое уничтожение противников - поэтому оппозиция объявила Столыпину  войну на уничтожение. Дворянству нужен был Столыпин успокоитель, а не реформатор. Либеральная интеллигенция не могла простить ему военно-полевых судов, защиты самодержавия. Революционеры видели в нём «душителя революции». Политические реформы изменяли элементы системы, но сохраняли самодержавие. Причина краха реформ Столыпина состоит в том, что он хотел провести их недемократическим путем. России нужна была конституция, создание правового государства. Хотя Столыпиным было объявлено о подготовке  законопроектов о превращении России в правовое государство: о свободе вероисповедания, о гражданском равноправии, о реформе местного самоуправления, но  при сохранении самодержавия.

Царь же чувствовал, что в «столыпинской  России» самодержавная власть станет ненужной. Первая революция была побеждена, и, как считали Николай II и его подсказчики, побеждена навсегда, а поэтому никаких реформ не требовалось вообще. Приблизительно с 1909 года начались кляузы крайне правых царю на главу правительства. Николай II не терпел в своем окружении тех, кто превосходил его умом и широтой кругозора. Николай окружал себя людьми бездарными, зато разделявшими его собственные взгляды на исторический путь развития России. Добавлю, что после смерти Столыпина курс на реформы был окончательно свёрнут.

Эксперт по социальным вопросам (защита):Ответственность за уровень жизни своих граждан несёт, безусловно, государство. На рубеже 19-20вв в Европе пришли  к выводу, что каждый гражданин имеет право на достойное существование, в противном случае в обществе постоянно будут конфликты. Являясь губернатором Саратовской губернии, Столыпин строит  новые учебные заведения, больницы, начал асфальтирование саратовских улиц, строит водопровод. Предполагалось запретить ночной труд женщин и подростков. Рабочий день подростка сокращался. В Думу были внесены законопроекты  «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев». Рабочим разрешались экономические стачки, создание профсоюзов.  Были  разработаны законопроекты о «О введении всеобщего начального образования в России»,  «Положение об охране древностей». Правительство финансировало научные исследования, реставрационные работы, театральные коллективы, развитие кинематографа, организацию музеев.  Таким образом, реформы Столыпина были направлены на улучшение жизни народа.

Эксперт по социальным вопросам (обвинение): Но факты говорят  о другом: за подавление крестьянского движения в Саратовской губернии Петр Аркадьевич Столыпин - самый молодой губернатор России - получил благодарность императора Николая II. Были введены  "скорострельные" военно-полевые суды ("скорострельная юстиция"), предание суду происходило в пределах суток после акта убийства или вооруженного грабежа. Разбор дела мог длиться не более двух суток, приговор приводился в исполнение в 24 часа. Столыпин являлся инициатором создания военно-полевых судов и применения смертной казни (веревка для повешения стала называться в народе "столыпинским галстуком"), Столыпин утверждал, что репрессии временная  мера, необходимая для успокоения России. Эти факты ярко демонстрируют, что благими намерениями была вымощена дорога в ад.

Учитель: Позвольте заметить, выражения "столыпинская реакция"; "столыпинские галстуки" (виселицы) продолжают жить в русском языке. Прославился этим выпадом против Столыпина депутат Госдумы, кадет Родичев. С его легкой руки это выражение пошло гулять по стране, появились даже язвительные куплеты:

У нашего премьера

 Ужасная манера

 На шею людям галстуки цеплять.

Психолог. Разберёмся в  мотивах политической деятельности П.А.Столыпина, министра внутренних дел и Председателя Совета министров Российской империи.  Несколько ярких фактов из биографии этого человека ярко показывают, какие обстоятельства и как повлияли на поведение этого человека. Петр Аркадьевич Столыпин родился 15 апреля (по старому стилю - 2 апреля) 1862 в Дрездене (Германия). Происходил из старинного дворянского рода, корнями восходящего к началу XVI века. Имел пять дочерей и сына. Ещё на посту губернатора Саратова на Столыпина было проведено несколько покушений: в него стреляли, бросали бомбы, террористы в анонимном письме угрожали отравить младшего ребенка Столыпина - трехлетнего сына Аркадия. Талантливый политик, экономист, юрист, администратор, оратор, Столыпин почти отказался от личной жизни, все силы отдавая Российскому государству. Скандальные похождения "святого старца" Г.Распутина заставили Столыпина попросить царя выгнать Распутина из столицы. В ответ на это, тяжело вздохнув, Николай II ответил: "Я с вами согласен, Петр Аркадьевич, но пусть будет лучше десять Распутиных, чем одна истерика императрицы". Узнавшая об этом разговоре Александра Федоровна возненавидела Столыпина и настаивала на его отставке. На ближайшей аудиенции у царя Столыпин подал в отставку. Николай не принял отставки Столыпина, который, уверовав в свои силы, выдвинул перед царем ряд жестких условий. Надо было хорошо знать своего государя, никогда и никому не прощавшего подобных "силовых приемов" в обращении с собой. Столыпину предстояла поездка в Киев, где в присутствии царя должен был открыться памятник Александру II по случаю недавно исполнившегося юбилея Великой реформы. Пребывание премьер-министра в Киеве началось с оскорблений - ему явно давали понять, что он здесь лишний и его не ждали. По разным данным на жизнь Петра Аркадьевича Столыпина было совершено от 10 до 18 покушений. Умер Петр Аркадьевич Столыпин 18 сентября (по старому стилю - 5 сентября) 1911 в Киеве. По воспоминаниям дочери Петра Аркадьевича Марии Бок (Столыпиной) государь "преклонил колени перед телом верного слуги, долго молился, и присутствующие слыхали, как он много раз повторил слово "Прости". Убийцей Петра Аркадьевича Столыпина оказался помощник присяжного поверенного Дмитрий Богров - сын богатого киевского домовладельца. По материалам следствия имя преступника - Мордко Гершович Богров, иудейского вероисповедания. Богров был казнен. Одна из версий убийства предполагала массонский след.

Столыпин старался держаться здорового образа жизни. Он не курил, употреблял спиртное в исключительных случаях, не любил игры в карты. "Высокий, представительный, великолепно воспитанный, всесторонне образованный; говорил громко, убедительно. Большим благородством веяло от его слов и поступков, что располагало к нему даже его политических противников. В нужных случаях он действовал решительно... Был он примерным семьянином. Гостеприимный, радушный, веселый и остроумный, когда не был чем-то озабочен; он был образцом всех мужских добродетелей. Строгий к себе и снисходительный к ошибкам подчиненных. Он не был честолюбив, и все неблагородное и нечистое было противно его высокой душе" (князь А.В. Оболенский, "Мои воспоминания и размышления") "Как человек П.А. Столыпин отличался прямодушием, искренностью и самоотверженной преданностью Государю и России. Он был чужд гордости и кичливости благодаря исключительно редким качествам своей уравновешенной натуры. Враг всяких неясностей, подозрений и гипотез, он чуждался интриганства и интриганов. По своим политическим взглядам П.А. Столыпин не зависел от каких-либо партийных давлений и притязаний. высокий патриотизм были присущи его честной открытой натуре. Столыпин особенно не терпел лжи, воровства, взяточничества и корысти и преследовал их беспощадно. Т.о.  личная драма, отсутствие поддержки  привели к трагическим событиям 1911г.

Учитель: Заслушаем мнения консультантов о  дискуссии.( оценка).

                                             РЕФЛЕКСИЯ

 (цель - анализ информации, творческая переработка)

Учитель: На какие вопросы мы ответили?

Учащиеся: на 1 и 2.

Учитель: Задание №1. Применяя информацию, полученную  в ходе  дискуссии и используя формулу ПОПСа, где

П – позиция «Я  думаю , что…»

О – обоснование «Потому что…»

П – пример «Это можно подтвердить тем, что…»

С – суждение «Таким образом…»

Учитель: Задание №2. Давайте вспомним, кого ещё из реформаторов, пытавшихся решить аграрный вопрос  в России, вы можете назвать»?    

Учащиеся: АлександрII (1861г.), П.А.Столыпин(1906г.), В.И.Ленин(1917г.),

Учитель: Задание №3.  Творческая работа, цель которой выразить личное отношение. Составьте синквейны  «Россия столыпинская» и «Россия современная».

(Примеры: 

Россия «столыпинская»

Бурлящая, стремительная

Планирует, но не осуществляет

Мечтает о свободе

Надеется

Россия современная

Новая, прогрессивная

Планирует, развивается, верит

Мы любим Россию

 Наша Родина.

Столыпин

Умный, волевой

Планирует, разрабатывает, стремится

Нам нужна великая Россия

Не успел.)

                                Обобщение и систематизация

Учитель: Подведём итоги(учитель совместно с учащимися):

 «….. несмотря на противоречивость и половинчатость  реформ, признать Столыпина П.А. выдающимся политическим деятелем России, великим реформатором и человеком, взявшим на себя в переломное для страны время ответственную историческую миссию: сделать Россию великой……» ( или др.)

Слово учителя: Благодарю всех участников дискуссии.

Слово учителя: Вывод урока. Мы не можем однозначно оценить роль личности в истории. Много было и положительного и отрицательного.  История – многовариантный процесс, на который влияет множество факторов. В любую историческую эпоху появляются  люди, которые наиболее полно и глубоко воплощают своё время, отражают черты эпохи. И, как бы ни развивалась история, она должна развиваться по эволюционному пути.

Итоги. Объявление отметок.

Домашнее задание: написать эссе о П.А.Столыпине (Письменная рефлексия)

 Приложение №1.

Здесь будет линия разрыва

ЛИСТОК ОЦЕНИВАНИЯ ДИСКУССИИ

РАБОТЫ ГРУППЫ ЭКСПЕРТОВ (ЗАЩИТА П.А.СТОЛЫПИНА)

Критерий оценки    

(+2)Представить информацию, основанную на фактах

 (+1) Начать дискуссию      

 (+1)Высказать своё личное мнение         

 (+2)Усматривать сходства, аналогии      

 (+1) Обращать внимание на ошибки      

 (-2) Высказаться не на тему          

(+1)Продвинуть дискуссию вперёд         

 (-3)Держать монополию на дискуссию (свыше 30 секунд)     

 (-2) Препятствовать другим лицам в дискуссии           

 (-3) Личная атака (критические замечания персонального характера)

 ВСЕГО ОЧКОВ     

 

 

 

ЛИСТОК ОЦЕНИВАНИЯ ДИСКУССИИ

РАБОТЫ ГРУППЫ ЭКСПЕРТОВ (ОБВИНЕНИЕ  П.А.СТОЛЫПИНА)

 

 (+2)Представить информацию, основанную на фактах           

 (+1) Начать дискуссию      

 (+1)Высказать своё личное мнение         

 (+2)Усматривать сходства, аналогии      

 (+1) Обращать внимание на ошибки      

 (-2) Высказаться не на тему          

(+1)Продвинуть дискуссию вперёд         

 (-3)Держать монополию на дискуссию (свыше 30 секунд)     

 (-2) Препятствовать другим лицам в дискуссии           

 (-3) Личная атака (критические замечания персонального характера)          

           

ВСЕГО ОЧКОВ      

 

Приложение №2 Презентация

Здесь будет файл: /data/edu/files/q1443626737.ppt (Презентация к уроку истории.9 кл К 150-летию П.А.Столыпина)

Здесь будет изображение: /data/edu/files/a1443626759.jpeg (800x600)

Опубликовано


Комментарии (1)

Лихина Елена Викторовна
Комментарий был удалён пользователем 08 июн 2016 в 18:21
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.