12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Федяева Татьяна Геннадьевна3325
Звание "Почётный работник сферы образования Российской Федерации". Высшая квалификационная категория. Кредо: "Любовь воспитывается любовью" (Шалва Амонашвили).
Россия, Амурская обл., Тында
Материал размещён в группе «Урок русского языка»
2

Сценарий урока русского языка в 5 классе на тему: "В гостях у его величества Глагола".

Тема урока: «В гостях у его величества Глагола».

(Обобщение по теме «Глагол»)

Федяева Татьяна Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МОБУ Лицей №8 город Тында Амурской области.

Тип урока. Урок повторения и обобщения изученного (практикум).

Цели как деятельность учеников.

М/к:

- договариваться о совместных действиях;

- оказывать в сотрудничестве необходимую помощь и осуществлять взаимный контроль;

- выступать с сообщениями перед аудиторией сверстников.

6/4ЛР:

- повторить и обобщить изученный материал по теме «Глагол»;

- продолжить развитие у детей орфографических и речевых навыков, умения определять морфологические признаки глагола и его роль в тексте;

- воспитывать у пятиклассников любовь к родному языку и красоте родной природы.

Оргмомент.

Ход урока

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Учащимся предлагаю две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

Д.И. Поленов «Ранний снег»           Д.И. Поленов «Золотая осень»

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

приёмы организации ситуации успеха на уроке.

1.Фонетическая зарядка.

Мы на уроке работаем со звучащим русским словом. Как и всегда, сегодня без фонетической зарядки нам не обойтись. Послушаем звучание русской речи.

1 группа учеников (хором): «Мимоза»

С мохнатой мимозой зима обнималась,

Мимоза смутилась, сморщилась, смялась.

Махая мантильей морозец смеялся,

И маленький кустик мимозы сломался.

(В. Брюсов.)

2 группа учеников (хором): «Песенка синичья»

Солнце садится, струится водица,

Птица-синица в воду глядится.

Чистой водицы синица напьётся,

Славно сегодня звенится, поётся.

(М. Бородицкая.)

3 группа учеников (хором): «Песенка грачиная»

Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать нам пора

Для укрепления пера»

( М. Бородицкая.)

Коммуникативные УУД:

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Уметь работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности.

4. Адекватно использовать речевые средства.

2.Языковая разминка.

Прочитайте предложение  (на доске):

Зеленеют все [апушк’и] зеленеет [прут] а зелёные лягушки песенку [пай’ут]. (С. Чёрный).

1. Запишите его, заменяя транскрипцию орфографическим написанием, расставьте знаки препинания.

2. Объясните постановку знаков препинания при помощи схемы.

3. Выпишите все словосочетания, укажите части речи.

4. Разберите по составу глаголы зеленеют, поют.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

2. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.

ТОУУ

3. Формулирование темы урока. Мотивация к деятельности.

Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает - расскажет,
Чертит, пишет и поет.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Что же без меня предметы?
Лишь названия одни.
Стоит появиться мне:
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт.
Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом,
А счастливый мой удел таков :
В речи быть одним из главных слов.
Мне нравиться читать, шуметь,
Бурлить, кипеть, играть,

Работать и мечтать.

«Интервью»

 Однажды одна часть речи отвечала на вопросы анкеты. Догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

 – Что вы больше всего любите?
– Люблю действовать.
 – Что вы больше всего не любите?
 – Не люблю предлоги и известную всем частицу.
 – Что бы вы пожелали ребятам?
 – Чтобы русский язык все ребята на "пятёрку" знали,
  На письме и в разговоре  меня  употребляли.

Ребята формулируют тему урока: Обобщение по теме «Глагол»)

(Запись в рубрике «мудрые мысли»)
Глагол – самая огнедышущая. Самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка. ( А.Югов)
 

Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

4. Защита «портрета» глагола.

Учащиеся отвечают, приводя примеры (по плану)

1. Как доказать, что слово «зеленеют» является глаголом?
2. Расскажите о начальной форме глагола. Почему она называется неопределённой?
3. Какого вида бывают глаголы?
4. Дайте характеристику наклонений глагола.
5. Все ли глаголы в русском языке относятся к одному из спряжений?
6. В каком наклонении глаголы могут оканчиваться только на -ите, а в каком на -ите и -ете?
7. В чём особенность безличных глаголов?
8. Расскажите, как определить, к какому спряжению относятся глаголы?
9. В какой форме глагол имеет только постоянные морфологические признаки?
10. Какая глагольная форма славится богатством синтаксической роли в предложении?
11. Какие основные орфограммы изучены в связи с темой

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.

3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.

Коммуникативные УУД:

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Уметь работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности.

4.Использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

5. Мини-исследование.

Сравните тексты. Чем они отличаются? Попробуйте в первый текст добавить глаголы. Что изменится? (Сделайте вывод о роли глагола в тексте).

1).  Утро. За окном светло. Ни облачка. Солнышко. Небо синее-синее. Птичьи разговоры. Запах свежеиспеченных булочек. Мамин голос.
- Хорошо! Воскресенье!

2). Алеша открыл глаза. Потянулся. Посмотрел в окно. Улыбнулся. Услышал мамин голос. Вскочил, оделся, умылся, позавтракал, поцеловал маму и выбежал на улицу.
- Ура! Не учимся! (По З.Лобановой)
 

 

6.Орфографическая работа.

Спишите, вставляя подходящие по смыслу и форме глаголы.
Какова основная мысль текста?

Все мы…, что самое прекрасное слово на земле – мама. Оно… на всех языках одинаково нежно. У мамы добрые и ласковые руки, они всё… . У мамы верное и чуткое сердце. В нем никогда не … любовь. Оно ни к чему не … равнодушным.
Тебе всегда нужна мать, ее ласка. Ее взгляд. Твоя любовь к матери… радостной и светлой всю твою жизнь. (По З.Воскресенской)

 

7.Составление акротекста.

Акротекст (глагол)

Грачи прилетают ранней весной, они делают природу шумной.

Лужицы на улицах сверкают зеркалами и радуют детей.

Арки домов и крыши скоро будут опасны для прохожих.

Горы снега начали таять и образовали шумные потоки воды.

Они доставляют много хлопот нашему дворнику дяде Мише.

Люди нашего города рады приходу весны.

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.

3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.

8.Групповая работа творческого характера

а) синквейн

б) синонимический ряд

в) определение лексического значения слова

г) игра «Составь слово».

а). (1 группа) Глагол

Сложный, удивительный

Обогащает, развивает, увлекает

Ученье –свет, неученье – тьма.

Действие

б). (2 группа)

Составить синонимический ряд к глаголу по словарю С.И. Ожегова:

«Восхищаться» -таять от восторга, быть в восхищении, засматриваться, приходить в восхищение, 

обвораживаться, быть без души, быть без памяти, ахать от восхищения, быть в восторге, 

заглядываться, очаровываться,

 наглядеться немог, приходить в восторг, 

обмирать от восторга, быть в упоении, быть без

 ума, сходить с ума, приходить вупоение, 

 любоваться, упиваться, восторгаться, 

глядеть не нагядеться, падать, покоряться,

прельщаться, ахать, угорать, не сводить глаз,

 налюбоваться не мог, глаз оторвать не мог, 

пленяться,нравиться.

в) ( 3 группа) определение лексического значения слова «учиться по словарю С.И. Ожегова:

УЧИ́ТЬСЯ, учусь, учишься; несов.

1.чему и с неопред. Усваивать какие-н. знания,

навыки; приобретать опыт. У. математике. У. рисованию (рисовать).

У. стойкости (быть стойким). У. у мастера.

2. Получать образование, специальность. 

У. в школе. У. на маляра. Учащаяся молодёжь.

| сов. вы~, учусь, учишься (к 1 знач.), 

на~, учусь, учишься (к 1знач.) и об~, учусь, учишься.

| сущ. учение, -я, ср.

г). Игра «Составь слово».

От глагола размешать взять приставку, от глагола побежать – корень, от глагола летать – суффикс, от глагола краснеть – окончание, от глагола поскользнуться – второй суффикс. Какое получилось слово? (Разбежаться.)

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.

3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме

9. Рефлексия.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


10. Итоги урока.

Стихотворение Б.Пастернака (читает подготовленный ученик)

Во всем мне хочется дойти

До самой сути

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Все время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.

 

- Ваша «душа» сегодня ленилась или трудилась?

- Думайте!

- Чувствуйте!

- Любите!

- Фантазируйте!

- Анализируйте!

- Исследуйте!

- Философствуйте!

- Живите!


 

- Произведите самооценку.

- По каким критериям будете давать оценку?

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

11.Дифференцированное домашнее задание.

1 вариант: Написать лингвистический этюд на тему: « Что я узнал из раздела «Глагол?»

2 вариант: Игра: «Где мы были, мы не скажем.
А что делали – покажем».
Придумайте рассказ о том, что вы делали интересного, расскажите с помощью жестов. Одноклассники по жестам должны воспроизвести рассказ, отгадав и записав глаголы.


 

Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.


 

Опубликовано в группе «Урок русского языка»


Комментарии (3)

Сидорова Зоя Григорьевна, 12.12.16 в 12:49 0Ответить Пожаловаться
Татьяна Геннадьевна!
Очень серьёзный подход к разработке конспекта урока. Конспект урока получился насыщенным, полным, соответствует возрастным особенностям. Организация всего урока продумана так, чтобы достичь основных целей и задач, поставленных в начале урока.
Успехов Вам!
Голос!
Зоя.

Отредактировано 12-12-2016 12:50

Степаненко Валентина Ивановна, 07.01.17 в 14:19 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за урок! Думаю, что на уроки ваши учащиеся идут с большой радостью!
Федяева Татьяна Геннадьевна, 07.01.17 в 14:31 0Ответить Пожаловаться
Здравствуйте, Валентина Ивановна. Благодарю за комментарий. Я стараюсь творчески подходить к своему делу. Если ВАМ понравилось, - мне приятно. С ПРАЗДНИКОМ ВАС!

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.