12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ковалева Галина Валентиновна152584
Педагогический стаж работы 40 лет.
Россия, Воронежская обл., Нововоронеж
33

Урок по географии в 5 классе «Земная поверхность на плане и карте»




Тема урока: «Земная поверхность на плане и карте» (1)
PPT / 2.37 Мб

 

Ф.И.О

Ковалева Галина Валентиновна

Место работы

МКОУ «Нововоронежская СОШ №4»

Должность

учитель географии

Предмет

география

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Тема «План и карта»

Урок №2 «Земная поверхность на плане и карте» (1)

Базовый учебник

Время проведения

А. И. Алексеев и др. География. 5—6 классы

ФГОС ООО. Москва «Просвещение» 2012 Линия «Полярная звезда»

2016-20117 учебный год

Цели и задачи урока

1. Образовательная: определить значение условных знаков; сформировать понятие о масштабе и его видах; сформировать умения определять объекты местности с помощью условных знаков.

2. Развивающая: развивать географическое  мышление  и   способность  применять  имеющиеся  знания  в  решении  новых  учебных задач.

3. Воспитательная: развивать познавательный  интерес к  предмету, положительную учебную мотивацию,  внимательность,  наблюдательность; сформировать у учащихся основу экологической культуры.

Оборудование урока: атлас, топографический план, космический снимок, аэрофотоснимок, рисунок, компас линейка, цветные карточки.

Когнитивный компонент урока: условные знаки, масштаб.

Деятельный компонент урока: определять объекты местности на плане с помощью условных знаков; определять виды масштаба; учится читать топографическую карту.

Эмоционально – ценностный компонент урока: понимать значение плана местности для умения ориентироватся в пространстве.

Работа с учебником: работа с текстами и рисунками учебника.

Тип урока: комбинированный с презентационной составляющей.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение элементарными практическими умениями работы с учебником.

Предметные: сформировать представление об азимуте и плане местности; научить учащихся находить азимут по плану и на местности.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.

Познавательные: извлекать информацию из различных источников по теме, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Л – личностные, Р – регулятивные, П – познавательные, К - коммуникативные

Структура и ход урока.

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

(УУД)

Время

1

Организация на урок

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

2 мин

2

Проверка домашнего задания

Вопросы:

-Что значит ориентироваться в пространстве?

-Как ориентироваться по компасу?

-Что такое азимут? В каком направлении вы будете возвращаться домой, если шли по азимуту 110? 180?

-Что такое план местности? Какие особенности его характеризуют?

Демонстрируют знания (Р,П)

5 мин

3

Актуализация

Темы

(мотивация урока)

Вопросы:

- Какой раздел мы изучаем? (План и карта)

Попробуйте отгадать загадку:

"Земля есть - копать нельзя! Дороги есть - ехать нельзя! Реки есть - плыть нельзя!". Как Вы думаете, о чём пойдёт речь? (о географической карте или плане местности). Правильно.

-А кто назовет тему нашего урока?

(слайд№1 и 2 –название и цель урока)

Демонстрируют знания. (Р)

Формулируют название темы урока (Р)

3 мин

4

Изучение нового материала

- На плане местности территорию нужно уменьшить в несколько раз.

- Что такое масштаб?

Слово "масштаб" немецкое и означает нечто странное - "мерная палочка". Что же такое "мерная палочка", и какова её роль при составлении карты? (слайд№3)

-Виды масштаба (слайд№4-7)

Беседа с элементами самостоятельной деятельности с использованием учебника

Используя текст учебника на стр.33,

Учащиеся, познакомившись с видами масштаба по рис. 23 и записывают в тетрадь схему стр16.

5

Практическая работа (слайд№8)

Анализируя рисунок, выясняют, чем топографическая карта отличается от аэрофотоснимка. (слайд№9)

Вопросы:

- Для чего нужны условные знаки и масштаб?

-Условные знаки. (слайд10-12)

-Плюсы и минусы плана местности и аэрофотоснимка. (слайд№13)

-Что можно узнать, пользуясь планом местности? (слайд№14)

Экологический вопрос:

-Что нужно сделать для защиты природы?

(слайд№15)

Вопрос:

-Попробуем прочитать письмо Ильи с помощью условных знаков.

(слайд№16-17)

Демонстрируют знания (К, П) Называют виды масштаба. (Р).

Узнают полезную информацию и перерабатывают для получения необходимого результата. (П)

Работают с текстом учебника, запоминают определение (П),

Выполняют практикум , демонстрируя знания (П)

Решают проблему, демонстрируя знания (К, П)

15 мин

5

Физминутка (здоровье-

сберегающий компонент)

- У нас физкультминутка: 
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись, 
А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка, 
Отдохнули мы слегка.

Демонстрируют свои умение общаться и взаимодействовать друг с другом. (К)

2 мин

6.

Продолжение изучение нового материала.

Практикум.

Практическое задание «работаем с картой»

Измеряют расстояние по карте рис.23

( самостоятельно в парах выбирают масштаб и находят расстояние). В помощь рубрика « шаг за шагом» на стр. 35. и записывают в рабочей тетради на стр.19 №15-16

Выполняют практикум , демонстрируя знания (П)

Решают проблему, демонстрируя знания (К)

Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей(Р).

10 мин

7.

Закрепление

- В разделе учебника «Я знаю» ответить на вопросы №1-4

Обмениваются полученной информацией (П)

Формулируют ответ, применяя

полученные знания (Р)

5 мин

8.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

Рефлексия:

Итог: Оцените свою работу на уроке с помощью цветных фигур:

1.Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зеленый  цвет.

2.Если иногда были трудности, сомнения – желтый цвет.

3.Если не разобрались в теме, было не очень интересно – синий цвет. (слайд№18)

Изучить в учебнике §9,

- В разделе учебника «Это я могу» ответить на вопросы.

В рабочей тетради стр.17, № 6-8 (слайд№19)

Творческое задание (по желанию).

По плану города выясните, в какой его части находится ваша школа. По какому маршруту вы идете из школы домой? Каково расстояние от дома до школы?

Оценивание хода урока и успехов отдельных учащихся; выставление отметок в журнал и дневники.

Оценивают свою работу на уроке (Л)

Оценивают работу на уроке всего класса (Л) Записывают домашнее задание в дневник(К)

3 мин

Используемые материалы:

Линия учебно-методических комплектов «Полярная звезда»:

1. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина, и др. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.: ил., карт.

2.Рабочая тетрадь для учащихся к учебнику География. Мой тренажер. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / В.В.Николина; Рос. акад. наук, Рос. Акад. образования, изд-во Просвещение. – М.: Просвещение. 2012. – 95 с.

3. География. Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В. Николина. – М.: Просвещение, 2012. – 160 с.

4.Презентация по теме: «Земная поверхность на плане и карте»(1)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (7)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 17.03.19 в 11:34 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за качественный ресурс!
Ковалева Галина Валентиновна, 07.04.19 в 17:19 1Ответить Пожаловаться
Пожалуйста, посмотрите и другие разработки!
Горбачёва Марина Юрьевна, 12.05.19 в 09:20 1Ответить Пожаловаться
С огромной радостью,Галина Валентиновна!
Ковалева Галина Валентиновна, 12.05.19 в 08:50 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за положительный отзыв, Марина Юрьевна!
Горбачёва Марина Юрьевна, 12.05.19 в 09:20 1Ответить Пожаловаться
У вас многому можно поучиться!
Ковалева Галина Валентиновна, 12.05.19 в 18:05 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за добрый отзыв, Марина Юрьевна и у Вас многому можно поучиться!
Горбачёва Марина Юрьевна, 12.05.19 в 18:07 0Ответить Пожаловаться
Вот и учимся у друг друга! И это здорово!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.